Г. Ибсен как создатель «новой драмы» конца 19-го начала 20 веков
Список художественных текстов для обязательного чтения
1. Потье Э. «Народ», «Старый дом на слом», «Интернационал».
2. Золя Э. «Жерминаль», «Деньги», «Творчество», «Западня».
3. Мопассан «Жизнь», «Милый друг», «Пышка», «Дядюшка Милон», «Ожерелье», «Прогулка», «Дядя Жюль», «Драгоценности».
4. Франс А. «Остров пингвинов», «Кренкебиль».
5. Роллан Р. «Жан Кристоф» («Ярмарка на площади»), «Кола Брюньон».
6. Верлен П. Стихотворения из сборника «Песни без слов», «Поэтическое искусство».
7. Рембо А. «Кузнец», «Париж заселяется вновь», «Зло», «Пьяный корабль», «Гласные».
8. Метерлинк М. «Слепые», «Там, внутри», «Синяя птица».
9. Верхарн Э. «Человечество», «Улица», «Мятеж», «Восстание», «Трибун».
10. Ибсен Г. «Бранд» (или «Пер Гюнт»), «Кукольный дом», «Привидения», «Дикая утка».
11. Уайльд О. «Счастливый принц», «Соловей и роза», «Портрет Дориана Грея», «Баллада Рэдингской тюрьмы».
12. Стивенсон Р. «Остров сокровищ».
13. Конрад Дж. «Сердце тьмы»
14. Войнич Л. «Овод».
15. Киплинг Р. «Маугли», «Лиспет», стихи.
16. Гарди Т. «Тесс из рода д‘Эрбервиллей» (или «Джуд Незаметный»).
17. Уэллс Г. «Борьба миров», «Человек-невидимка», «Машина времени», "Остров доктора Моро".
18. Шоу Б. «Профессия миссис Уоррен», «Кандида», «Пигмалион», «Дом, где разбиваются сердца».
19. Голсуорси Д. «Собственник» (1 книга «Саги о Форсайтах»).
20. Гауптман Г. «Перед заходом солнца», «Одинокие».
21. Манн Т. «Будденброки», «Тонио Крегер».
22. Манн Г. «Верноподданный».
23. Твен М. «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна», «Принц и нищий» (или «Янки при дворе короля Артура»), рассказы и памфлеты (2-3 по выбору).
23. Лондон Д. «Любовь к жизни», «Белое безмолвие», «Белый клык», «Мартин Иден».
24. Драйзер Т. «Сестра Керри».
25. Прус Б. «Кукла»
26. Дарио Р. Стихи.
27. Джеймс Г. «Письма Асперна», «Вашингтонская площадь», «Женский портрет» (на выбор).
Практические занятия
Методические указания к практическим занятиям
Основной целью практических занятий по истории зарубежной литературы является углубленное изучение важнейших тем курса и приобретение навыков самостоятельного анализа художественных текстов. При подготовке к занятиям студенты работают с учебной и научной литературой, читают тексты из хрестоматий по зарубежной литературе, конспектируют статьи исследователей, готовят доклады и спецвопросы. Планы практических занятий предусматривают коллективные и индивидуальные формы учебной деятельности. В ходе занятий осуществляется промежуточный контроль знаний студентов, проверяется степень и глубина усвоения ими теоретического курса, закрепляются навыки анализа художественных произведений зарубежных авторов. На занятия выносятся темы и вопросы, которые не могут быть подробно рассмотрены в лекционном курсе.
Практическое занятие №1
Проблема натурализма в творчестве Э.Золя
1. Теория натурализма, разработанная Э.Золя, и натуралистические принципы в серии романов «Ругон-Маккары».
2. Проанализировать роман Э.Золя «Жерминаль», выявить особенности творчества писателя:
а) История создания (роль факта, документа).
б) Идейный замысел и сюжет романа. Композиционное мастерство.
в) Натурализм в изображении среды и людей.
3. Элементы романтизма и импрессионизма в стиле Э.Золя.
Литература:
1. Золя Э. «Жерминаль». Собр.соч.в 26 тт., т. 10, (комментарий С. Емельянникова).
2. Золя Э. Экспериментальный роман. Натурализм. Романисты-натуралисты (статьи), тт. 25-26 ( одну из работ законспектировать).
3. История французской литературы. М., из-во АН СССР, 1959, т.3
4. Лану А. Здравствуйте, Эмиль Золя. С. 47-262.
5. Кучборская Е.П. Реализм Эмиля Золя. С.227-284 (законспектировать) М.,1973
6. Емельянников С. «Ругон-Маккары» Золя. М.,1965.
7. Пузиков А.И. «Золя (серия ЖЗЛ). М.,19
8. Реизов Б. «Французский роман Х1Х века. М.,1977; гл. «Золя» (законспектировать)
Практическое занятие №2
Мастерство Мопассана-новеллиста. Мопассановская традиция в рассказах Х1Х-ХХ веков.
1. Общая характеристика новеллистики Мопассана (темы, проблемы, характер отдельных сборников).
2. Творческий метод Мопассана-новеллиста, традиции и новаторство в его методе (в оценке критиков).
3. Анализ новелл Мопассана «В лоне семьи», «Прогулка», «Прощай», «Правдивая история», Драгоценности», «Мой дядя Жюль», «Пышка».
4. Чехов и Мопассан, сходство и различие их отношения к жизни и в творческой манере. Сопоставление рассказа Мопассана «Прощай» с чеховским рассказом «Красавицы», рассказа «Прогулка» со «Скрипкою Ротшильда».
Литература:
1. Мопассан. Новеллы: «Прогулка», «Прощай», «Мой дядя Жюль», «Правдивая история», «Драгоценности», «Пышка».
2. Данилин Ю. Жизнь и творчество Мопассана. М., 1968
3. Вульфович Творчество Мопассана» М.,1962
4. Фроловская О. Мопассан-новеллист. Кишинев, 1975.
5. Ерофеев В. Стилевое выражение этической позиции (стиля Чехова и Мопассана) в кн. «Теория литературных стилей», М., 1977.
6. Лану А. Мопассан. М.,1971.
7. Евнина Е. Западно-европейский реализм на рубеже 19-20 веков М., 1967 (с. 42-80., гл. «Мопассан»).
Практическое занятие №3
Г. Ибсен как создатель «новой драмы» конца 19-го начала 20 веков
1. Общая характеристика «новой драмы». Ее представители в разных странах (Ибсен, Гауптман, Стриндберг, Метерлинк).
2. Три этапа в творчестве Г.Ибсена.
3. Идейно-художественное новаторство Ибсена: проблемность, дискуссионность, своеобразие конфликта, ретроспективно-аналитическая композиция, психологизм, внутреннее действие, подтекст, «деталь, отточенная до символа». Раскрыть все эти особенности при анализе пьесы «Нора» («Кукольный дом»).
4. Ибсен и Чехов. (спецвопрос).
Литература:
1. Г.Ибсен «Пер Гюнт», «Нора», «Приведения», «Дикая утка».
2. В.Адмони «Генрик Ибсен» М.,1960 (с.165 – 190, 196 – 216) законспектировать одну из работ.
3. Т.К.Шах – Азизова Чехов и западно-европейская драма его времени. – М.,308 – 360.
4. История западноевропейского театра. – М.,т.5,с.308 – 360.
5. Х.Хейнберг «Генрик Ибсен». – М.,1983, 158 – 198.
6. К.Субботина «Чехов и мировая литература конца XIX - начала XX веков. Волгоград,1990,тема№3 (кабинет «Литературы»)
Практическое занятие №4
Драматургия Б.Шоу. Развитие традиций «новой драмы». Анализ драмы Б.Шоу «Дом, где разбиваются сердца».
1. Характеристика творчества Б.Шоу (1 период). Шоу и Ибсен.
2. История создания пьесы Шоу «Дом, где разбиваются сердца», ее место в творчестве драматурга.
3. Основные проблемы и образы пьесы.
4. Своеобразие творческого метода Б.Шоу на примере пьесы «Дом, где разбиваются сердца», (проблемность, полемичность, парадоксальность, сочетание реального, конкретного и символики, эксцентричности, аллегории, приемы создания характеров).
5. Чехов и Шоу (спецвопрос).
Литература:
1. Б.Шоу «Профессия миссис Уоррен», «Дом, где разбиваются сердца».
2. А.Образцова «Драматический метод Шоу». М.,1963,с.96 – 104.
3. З.Гражданская «Б.Шоу».,М.,1965,с.150 – 157.
4. Э.Хьюз «Бернард Шоу» М.,1966,с.149 - 154.
5. А.С.Ромм «Б.Шоу», М.,165. (законспектировать 1 – 2 работы).
6. К.А.Субботина «Чехов и мировая литература конца 19-нач.20 веков, Волгоград.1990,тема №6(кабинет «Литературы») – к спецвопросу.
Практическое занятие №5
Марк Твен. Эволюция от юмора к сатире, от неоромантизма к реализму.
I. Жизненный и творческий путь Марка Твена.
II. Анализ романа Марка Твена «Приключение Тома Сойера».
1. История создания, полемика с автором книг для «воскресных школ».
2. Роман как «гимн детству», ориентация на неоромантизм, мастерство психологического анализа, роль юмора.
III. Анализ романа «Приключение Гекльберри Финна». Углубление реализма, актуальные проблемы, система образов.
Литература:
1. Зверев А.М. Мир Марка Твена. М.,1985.
2. Ромм А.С. Марк Твен. Л.,1977.
3. Старцев А. Марк Твен и Америка. М.,1985.
4. Гайсмар М. Разъяренный радикал // Гайсмар М. Американские современники. М.,1976.
Практическое занятие №6
Жизненный и творческий путь Джека Лондона.
Эволюция художника
I. Неоромантические тенденции в Северных рассказах. Анализ рассказа «Любовь к жизни».
II. Увлечение идеями социализма. Роман «Железная пята». Книга очерков «Люди бездны».
III. Трагедия художника в романе «Мартин Иден». Биографическое начало в романе.
IV. Творческий кризис в последние годы жизни. Повторение судьбы Мартина Идена, обращение к массовой литературе («Сердца трех», «Маленькая хозяйка большого дома»).
Литература:
1. Богословский В.Н. Джек Лондон. М.,1964.
2. Быков В.М. По следам Джека Лондона. М.,1983.
3. Стоун И. Моряк в седле. М.,1987.
4. Балтроп Р. Джек Лондон. М.,1981.
Практическое занятие №7
Мастерство Франса-сатирика.
Рассказ «Кренкебиль» и роман-памфлет «Остров пингвинов»
1. Эволюция философских, политических и эстетических взглядов А.Франса
2. Рассказ «Кренкебиль»: актуальность проблематики, сатира и ирония
3. Анализ романа «Остров пингвинов»:
1) Жанровое своеобразие произведения; проблематика.
2) Особенности сюжетно-композиционной организации.
3) Приемы создания сатирической образности (гипербола, гротеск, пародия, парадокс, «масочность»).
4) Традиции французской литературы в творчестве А. Франса.
5) Русские писатели об А. Франсе (Л.Н. Толстой, М. Горький).
Литература:
1. Я. Фрид. Анатоль Франс и его время. М., 1975. (законспектировать)
2. Ковалева И.С. Творчество А. Франса в годы перелома. 1889-1895. Л., 1957.
3. Лиходзиевский С.Н. Анатоль Франс. Очерк творчества. – Ташкент, 1962.
Самостоятельная работа студентов
Самостоятельная работа студентов филологических педагогических специальностей по курсу «История зарубежной литературы конца XIX – начала ХХ веков» включает в себя:
1. 2. 3. 4. | Опережающее чтение художественных текстов к лекциям; Выполнение письменных самостоятельных работ по блокам изучаемой дисциплины в аудиторное время; Проведение дискуссии на заданную тему; Подготовку к зачету. | В течение семестра В течение семестра Через 1,5 мес. В течение семестра |
Темы для самостоятельной работы.
Тема 1. Творческий путь А.Франса. Анализ романа «Остров пингвинов» (пародия на официальную историю). Различные сатирические проблемы в романе.
Тема 2. Творческий путь Р.Роллана. Анализ романа «Кола Брюньон», его темы и приемы, образ Кола Брюньона. Народный поэтический стиль. «Галльский вызов войне» (Горький).
Тема 3. Литература Германии. Раскрыть процесс формирования реалистического романа на примере романа Томаса Манна «Будденброкки» и реалистической драмы на примере творчества Г.Гауптмана и его пьесы «Одинокие».
Тема 4. Литература Польши. Раскрыть наиболее значительные явления в литературе Польши на примере творчества Б.Пруса (проанализировать его романы «Кукла» или «Фараон»). Исторические романы Г.Сенкевича. («Пан Володыевский», «Крестоносцы»).
Список ключевых слов
Аналитическая композиция
Верлибр
Гротеск
Декаданс
Деталь
Идеалистическая философия
Импрессионизм
Интеллектуализм
«Камерный театр»
«Конец века»
Композиция
Модернизм
Натурализм
«Научность»
«Новая драма»
Неоромантизм
Новелла
Образ-символ
Парадокс
Позитивизм
Пра-драма
Пролетарская литература
Психологизм
Реализм
Революционно-социалистическая литература
Ретроспективная композиция
Романтизм
Символизм
Социальный детерминизм
Сюжет
«Театр молчания»
«Точка зрения»
Темперамент
Эксперимент в литературе
Экспрессионизм
Элитарность литературы
Эстетизм
Вопросы к зачету
1. Общая характеристика зарубежной литературы 1871 – 1917 годов. Духовно-интеллектуальная жизнь, культура и литературное творчество на рубеже веков.
2. Судьба реализма на рубеже веков (критический реализм; революционно-социалистическая и пролетарская литература).
3. Поэзия Парижской Коммуны.
4. Декаданс. Нереалистические направления в литературе рубежа веков.
5. Натурализм как литературное направление: эстетические принципы, представители.
6. Э. Золя как теоретик и художник натурализма. Серия романов Э.Золя «Ругон – Маккары».
7. Анализ романа Э.Золя «Жерминаль».
8. Символизм как направление влитературе к. XIX-н.XX веков. Творчество П. Верлена, А. Рембо, С. Малларме.
9. М. Метерлинк как теоретик и художник символизма.
10. Анализ пьесы Метерлинка «Синяя птица».
11. Творческий путь А.Франса. Анализ романа «Остров пингвинов».
12. Общая характеристика тем и проблем в новеллах Мопассана.
13. Художественное мастерство Мопассана-новеллиста, его новаторство.
14. Романное творчество Ги де Мопассана («Жизнь»,«Милый друг»). Анализ одного из романов по выбору.
15. Общая характеристика «новой драмы», ее появление и развитие в разных странах (А. Стриндберг, Г. Гауптман, М. Метерлинк).
16. Творческий путь Г.Ибсена как драматурга. Новаторство и драматургическое мастерство Ибсена.
17. Проблема сильной личности в творчестве Г. Ибсена.
18. Анализ драмы Г. Ибсена «Нора».
19. Раннее творчество Б.Шоу. Анализ драмы «Дом, где разбиваются сердца».
20. Общая характеристика литературы США к. XIX - н. XX века (О.Генри, Т.Драйзер, Г.Джеймс).
21. Г. Джеймс как мастер психологического романа. Анализ одного из произведений («Вашингтонская площадь», «Женский портрет», «Письма Асперна»).
22. Жизненный и творческий путь Д.Лондона. «Северные рассказы».
23. Анализ романа Д.Лондона «Мартин Иден».
24. Жизненный и творческий путь М.Твена. Юмор и сатира в рассказах М.Твена.
25. Анализ романа М.Твена «Приключения Тома Сойера».
26. Анализ романа М.Твена «Приключения Гекльберри Финна».
27. Характеристика славянской литературы 1871 – 1917 годов (польская, чешская, болгарская литературы).
28. Анализ романа Б.Пруса «Кукла».
29. Английская прогрессивная литература 1871 – 1917 годов Э.Л.Войнич и ее роман «Овод».
30. Английский реализм к. XIX – н. XX века (Т.Гарди, Р.Батлер).
31. Английский неоромантизм. Стивенсон, Конрад, Киплинг.
32. Английский эстетизм. О.Уайльд.
33. Г.Уэллс как мастер научно – фантастического романа.
34. Раннее творчество Т. Манна. Анализ романа «Будденброки».