Тема: Исследование степени концентрации и устойчивости внимания

ТЕМА 4. ВНИМАНИЕ

Внимание проявляется в направленности и сосредоточенности психической деятельности человека. Благодаря вниманию возможна избирательная активность психических процессов.

Основные функции внимания – регулирующая и контрольная. В зависимости от уровней психической регуляции, определяемых параметрами воздействующих стимулов, наличием или отсутствием целей и волевых усилий, оно может приобретать вид произвольного, непроизвольного или послепроизвольного внимания.

Внимание людей отличается силой, широтой и динамикой. К важнейшим его характеристикам относятся: избирательность, устойчивость, концентрированность, распределение и переключение.

В данный практикум вошли методики диагностики избирательности, концентрации и переключения внимания.

Cсылки на лекции Ребеко Т.А. - к.псх.н., ф-т психологии ГАУГН (дата съемки: 01.10.2009)

по теме «Внимание» на сайте УниверТВ: -

№ 1: http://univertv.ru/video/psihologiya/obwaya_i_kognitivnaya_psihologiya/kurs_lekcij_obwaya_psihologiya_ta_rebeko/lekciya_1_psihologiya_vnimaniya_osnovnye_ponyatiya/

№2: http://univertv.ru/video/psihologiya/obwaya_i_kognitivnaya_psihologiya/kurs_lekcij_obwaya_psihologiya_ta_rebeko/lekciya_2_issledovaniya_vnimaniya_v_kognitivnoj_psihologii_blok_selekcii

№3:

http://univertv.ru/video/psihologiya/obwaya_i_kognitivnaya_psihologiya/kurs_lekcij_obwaya_psihologiya_ta_rebeko/lekciya_3_modeli_vnimaniya/

№4: http://univertv.ru/video/psihologiya/obwaya_i_kognitivnaya_psihologiya/kurs_lekcij_obwaya_psihologiya_ta_rebeko/lekciya_4_resursy_vnimaniya/

Лабораторная работа№13

Тема: Исследование степени концентрации и устойчивости внимания

(Корректурная проба – Тест Бурдона)

Метод исследования внимания «Корректурная проба» создал Б. Бурдон в 1895 году. В эксперименте испытуемому предъявляется страница, заполненная какими-нибудь знаками, расположенными случайно. Это могут быть цифры, буквы, геометрические фигуры, рисунки-миниатюры. Задача испытуемого находить определенный знак и как-нибудь его выделить - подчеркнуть, вычеркнуть, отметить. Какой именно знак и что необходимо сделать задается в инструкции.

Обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки. Если бланк отсутствует, можно использовать любой текст – газету, книгу – проведенный таким способом тест также может быть вполне информативен. Однако, для того, чтобы можно было бы сопоставлять полученные результаты и существующими нормами, целесообразно использовать стандартные бланки.

Существует целый ряд вариантов корректурной пробы: буквенный, цифровой, с кольцами, рисунки и пиктограммы для детей.

С помощью корректурной пробы можно оценить разные параметры внимания: устойчивость, концентрация, также распределение и переключение. Диапазон применения корректурной пробы очень широк – со дошкольного возраста и до пенсионного. Т.е. для использования данного теста практически не существует возрастных ограничений – важно правильно подобрать стимульный материал. Тест может быть полезен в клинической практике, школьной диагностике, в процессе профориентации и профотбора.

Цель исследования: исследование степени концентрации и устойчивости внимания.

Материалы и оборудвание: секундомер, ручка или карандаш и стимул-бланк (приведен в Приложении 13).

Инструкция к тесту«На бланке с буквами вычеркните, просматривая ряд за рядом, букву «К» - подчеркиваем «И» - зачеркиваем. Через каждые 60 секунд по моей команде отметьте вертикальной чертой, сколько знаков Вы уже просмотрели (успели просмотреть)».

Наши рекомендации