Исследование устойчивости и истощаемости внимания с помощью таблиц Э. Крепелина

Цель:изучение устойчивости и истощаемости внимания при простой, но монотонной работе.

Оборудование:1) экспериментальная таблица ИВ-1 (прил. №8), 2) таблица ИВ-2 для проверки заданий (прил. №9), 3) карандаш или ручка, 4) секундомер.

Порядок работы: Данная методика была предложена Э. Крепелином в 1895 году для исследования волевого усилия, упражняемости и утомляемости при умственной работе. В данной работе методика используется для оценки динамики внимания.

Таблицы Крепелина отлично вписываются в исследования мнестических процессов, в частности используется в качестве интерферирующей, дополнительной деятельности, между проведением двух замеров памяти, например в методике «10 слов».

Задача испытуемого состоит в сложении – как можно более быстром и точном – цифр, стоящих одна под другой: сначала первой тройки цифр, затем второй тройки цифр, третьей и т.д. до конца таблицы ИВ-1. Экспериментатор контролирует результаты сложения, которые сообщает ему испытуемый, и отмечать ошибки и производительность. Для этого экспериментатор пользуется готовой таблицей сумм ИВ-2, подчеркивая в ней ошибки и ставя в соответствующих местах таблицы вертикальную черту через каждые 30 секунд.

Экспериментатор наблюдает за испытуемым, делая краткие пометки на таблице ИВ-2, что позволяет точно знать момент проявления замеченных особенностей поведения. Он следит за разнообразными внешними проявлениями утомления, такими, например как повышенная двигательная активность, изменение хода работы и т.д. Один раз в ходе эксперимента необходимо дать какое-либо конкретное указание испытуемому (например: «Работайте быстрее») и проследить, какое влияние оно оказало на ход работы. Момент такого воздействия необходимо зафиксировать на таблице сумм.

Сразу после выполнения работы записываются данные наблюдений, экспериментатор беседует с испытуемым, ориентируясь на результаты своих наблюдений и на таблицу ИВ-2. Беседа протоколируется [13].

Ход данной работы может быть также построен по логике простой корректурной пробы [6].

Инструкция испытуемому:«Перед Вами бланк, на котором по три в столбце (одна под другой) напечатаны цифры. Вам необходимо, последовательно складывать тройки цифр, записывая сумму в свободном пространстве под столбцом и называя её вслух. После решения первой арифметической задачи Вы переходите ко второй в строке слева направо. Работа длится до полного заполнения бланка. Я засекаю время. Постарайтесь работать быстро и без ошибок. Как закончите задание – сообщите мне об этом».

Обработка результатов:

1. Подсчитывается количество операций сложения троек цифр (n) за каждый временной интервал.

2. Подсчитывается количество ошибок (d) за каждый временной интервал.

3. Результаты, полученные в пунктах 1 и 2, заносятся в таблицу (табл. №11):

4. По данным таблицы сроится график зависимости количества операций сложения троек цифр (n) от времени (t). График строится в виде гистограммы. Для наглядности на данном графике необходимо изобразить в виде гистограммы количество ошибок.

5. Поскольку показатель количества операций сложения за интервал времени является дискретной величиной, то необходимо попытаться выделить форму основной «волны уровня» с помощью метода статистического сглаживания. Для этого необходимо построить график «скользящих средних» значений со сдвигом.

Например, если ряд операций сложения за интервал времени получился следующий:

9 5 7 6 2 3 6 4,

то сглаженный ряд будет:

Исследование устойчивости и истощаемости внимания с помощью таблиц Э. Крепелина - student2.ru Исследование устойчивости и истощаемости внимания с помощью таблиц Э. Крепелина - student2.ru Исследование устойчивости и истощаемости внимания с помощью таблиц Э. Крепелина - student2.ru Исследование устойчивости и истощаемости внимания с помощью таблиц Э. Крепелина - student2.ru Исследование устойчивости и истощаемости внимания с помощью таблиц Э. Крепелина - student2.ru Исследование устойчивости и истощаемости внимания с помощью таблиц Э. Крепелина - student2.ru Исследование устойчивости и истощаемости внимания с помощью таблиц Э. Крепелина - student2.ru .

По полученным данным на графике строится сглаженная кривая зависимости количества операций сложения троек цифр от времени.

6. Анализируются полученные графики. Для графика зависимости количества операций сложения троек цифр (n) от времени (t) определяется среднее арифметическое ( Исследование устойчивости и истощаемости внимания с помощью таблиц Э. Крепелина - student2.ru ), вариационный размах (W), среднее абсолютное отклонение (S).

Исследование устойчивости и истощаемости внимания с помощью таблиц Э. Крепелина - student2.ru ,

где Исследование устойчивости и истощаемости внимания с помощью таблиц Э. Крепелина - student2.ru – среднее арифметическое операций сложения троек цифр, ni – количество операций сложения в i-том интервале, m – количество временных интервалов.

Исследование устойчивости и истощаемости внимания с помощью таблиц Э. Крепелина - student2.ru ,

где W – вариационный размах, nmax – максимальное количество операций сложения троек цифр за интервал времени, nmin – минимальное количество операций сложения троек цифр за интервал времени.

Исследование устойчивости и истощаемости внимания с помощью таблиц Э. Крепелина - student2.ru ,

где S – среднее абсолютное отклонение, Исследование устойчивости и истощаемости внимания с помощью таблиц Э. Крепелина - student2.ru – среднее арифметическое операций сложения троек цифр, ni – количество операций сложения в i-том интервале, m – количество временных интервалов.

7. Оценивается динамика внимания на основе гистограммы и сглаженной кривой утомляемости и истощаемости, выделяются принципиальные стадии, оцениваются типы колебаний внимания и характер реагирования на внешние помехи. Оценивается устойчивость внимания по характеру графиков и самоотчетов.

8. Анализируются индивидуальные данные, сопоставляются количественные данные, полученные при расчете формальных показателей, и качественные данные, полученные при анализе графиков, характеризующих динамику внимания в процессе выполнения таблиц Крепелина, а также результатов самоотчетов до и после выполнения задания.

9. Делаются выводы об устойчивости и истощаемости внимания данного испытуемого при простой, но монотонной работе, о характере динамики, указывающем на особенности его врабатываемости и утомляемости.

Таблица №11. Сводная таблица результатов пробы Крепелина

Номер интервала времени (m) m
Число операций сложения троек цифр, выполненных за данный интервал (n)          
Число ошибок за интервал времени (d)          

Наши рекомендации