Проверка охотничьих задатков и обучение. 5 страница
Но прежде всего собака привыкает с самого начала к легкому (без надавливания) схватыванию предметов. И часто наблюдаемые «жевания предметов», в этом случае и вовсе можно избежать.
Упражнение 2 – «Аппорт» собака терпит в пасти соломенную поноску или шкурку зайца.
Действия такие же, как при упражнении 1. Только вместо руки в пасть задвигается соломенная поноска и оставляется за клыками собаки. Немедленная похвала при положительной реакции собаки! При попытках сопротивления рука держит за нижнюю челюсть, предотвращая выпадение или выбрасывание поноски. Если собака терпит соломенную поноску в пасти после нескольких повторений (обычно 6-15), то мы делаем, то же самое со шкуркой кролика. Если это также получается, то мы немедленно переходим к упражнению 3.
(Примечание переводчика: в упражнении 1,2 речь идет именно о терпении собакой руки или предмета в паст,. Не путать со словом, держать, об этом в упр.3 )
Упражнение 3 – «Аппорт» Собака держит соломенную поноску и шкурку кролика.
Как только собака уже терпит руку, соломенную поноску или шкурку, левая рука потихоньку лаская под тихие похвалы отводится от затылка. Также осторожно отводим и правую руку из под челюстей, возможно под угрожающее "Аппорт" если собака пытается выбросить предмет. При этом строгий (жесткий) взгляд хозяина будет концентрировать собаку и смягчает сопротивление. Каждая попытка уронить предмет, предотвращается молниеносным движением правой руки и резкой командой "Аппорт". Обычно необходимо около 5-20 повторений, чтобы добиться от собаки, держания в пасти поноски или шкуры кролика приблизительно одну минуту. После каждого случая такого удержания собаку щедро хвалят и вытаскивают поноску под растянутое слово "La-as" или "От-дай". Между повторениями упражнений возможно хождение с собакой, можно включать упражнения "Сидеть" возможно и "Лежать". Желательно постоянное разнообразие!
Для трех упражнений по аппортировке нужно самое большее 3 дня, в большинстве случаев удержания соломенной поноски достигают уже в первый день.
При всех трех упражнениях избегайте запугивания собаки. Принуждаем спокойно, уверенно, показываем "неизбежность" этого процесса, но без излишней строгости. Как только собака ведет себя соответственно нашим желаниям, не надо экономить с похвалой. Большое значение имеет, чтобы собака отдавала предметы только по голосовой команде "La-as" или "От-дай". Протягивание руки для нее не должно быть сигналом к отдаче. По этой причине я рекомендую давать команду "Отдай" не сразу, а перед этим лучше несколько раз сделать попытки протянуть руку и взять поноску и только после этого приказать "Отдай" и забирать предмет.
Здесь для предотвращения небрежного аппортирования я включаю нижеследующее.
Отдельно о подаче аппортировочных предметов.
Как только собака научилась держать поноску, мы приучаем ее к тому чтобы она его отдавала только по голосовой команде. Как выше говорилось, собака это отлично реагирует на движения, что облегчает нам в некоторых вещах дрессировку и управление. При подаче принесенных предметов это качество несет и некоторую опасность, что собака будет бросать предметы, как только заметит намек на то, что вы хотите взять предмет. Если дрессировщик хватает руками за поноску одновременно с командой "Отд-ай", собака быстро связывает это, и для нее протягивание руки уже равносильно команде "Отд-ай". Последствием этого является досрочное открытие пасти и бросание аппортирочных предметов. Шаг до выбрасывания предметов к ногам при подходе настолько мал, что он быстро совершается. Мы противодействуем с самого начала этой опасности тем , что : в течение времени дрессировки команда "От-дай" никогда не подается вместе или сразу после хватания рукой за поноску. Собаку при подходе с предметом корректно усаживаем и хвалим поглаживая ей голову. Затем дрессировщик правой рукой касается принесенного предмета и убирает руку, это повторяется несколько раз и только потом после команды "Отд-ай" забирает предмет из пасти собаки.
Эти навыки для дальнейших работ по чистой подаче имеют очень большое значение, так как это воспитывает чувство концентрации собаки.
Я обобщил ниже все рабочие приемы и советую каждому дрессировщику, обращать на это внимание и тщательно соблюдать их. Слишком много с виду безвредных вещей при недочете вызывают потом дурные последствия.
Если собака при приближении с поноской, тушкой дичи и т.д. показывает нерешительное и робкое поведение, то ни в коем случае не приближайтесь к ней, а наоборот отступайте с оживленной похвалой на несколько шагов назад.
Некоторые собаки - и этим обычно гордятся хозяева - кружат, виляя хвостом вокруг хозяина с добычей в зубах забывая в радостном возбуждении немедленно сесть. Определенно сам "круг почета"- это не ошибка, но при этом ведущий должен вмешаться, чтобы посадить собаку, от чего общая картина подачи ухудшается. Такое поведение может способствовать даже тому, что собака совсем начнет забывать свою задачу. Поэтому при подготовке к быстрому выполнению команды "Сидеть" лучше применять легкий прут. Также надо избегать хвалить каждый раз собаку склоняющуюся "к кругам" почета.
Поэтапная последовательность действий:
1. "Сидеть", команду подавать только жестом (поднимают указательный палец)
2. Несколько секунд паузы (сначала до полминуты)
3. Однократное или двухкратное легкое полаживание головы
4. Несколько секунд паузы.
5. Хватают аппортировочный предмет рукой
6. Несколько секунд паузы
7. Руку убирают обратно
8. Несколько секунд паузы
9. Снова хватают Аппортировочный предмет
10. Несколько секунд паузы
11. "La-as" или "От-дай" при забирании аппортировочного предмета
12. Похвала собаки
Не пренебрегайте этими мелочами. Эти паузы имеют большое значение. Это они воспитывают собаку работать чисто. Особенно важным мне представляются фазы 5-10. Никогда не разрешается команда "От-дай" совместно с хватанием поноски. Даже у более старых подготовленных собак нужно стараться делать это медленно с определенной обстоятельностью.
Особенное внимание надо обращать при подаче из глубокой воды, так как почти каждая собака хочет отряхнуться после выходы из воды, и вследствие этого пытается положить утку на землю. Именно выше описанный процесс противодействует ей в этом. В тот момент, когда собака достигает берега надо сделать быстро несколько шагов назад. Будет ошибочно приближаться к собаке или запугивать ее словами.
Упражнение 4 "Аппорт" - Собака носит соломенную поноску.
Собака сидит с поноской в пасти. Дрессировщик на шаг от нее, левой рукой поднимает и держит поводок за несколько см от морды, а правую руку держит под челюстью собаки. Со словами "Ко мне, моя собака" осторожно тянет к себе и одновременно отступает назад на шаг. В большинстве случаев, прежде чем встать и подойти к хозяину собака будет пытаться ронять поноску. Это предотвращают правой рукой и мягко с приветливым обращением тянут к себе. Если она при этом все же роняет поноску, то собаку пока не ругают, а спокойно, терпеливо и быстро задвигают поноску обратно и снова пытаются побудить к ношению в движении. Это обычно удается в 90% случаях после 6-10 повторений. Только ни каких раздражений! После выполнения команды "Сидеть" поноска правильно вынимается из пасти. Тон голоса при этом упражнении должен быть исключительно приветливым. Если ношение (таскание) соломенной поноски получается, то повторяем те же действия со шкуркой кролика, деревянной поноской и т.д. При этом выяснится, что собака один предмет будет брать хорошо, другой с неохотой. Все эти ошибки за короткое время устраняются повторными настойчивыми упражнениями. Вполне возможно, что при ходьбе аппортировочный предмет будет выпадать из пасти собаки, это говорит о том, что у собаки еще нет, навыка правильно держать предмет во рту и также отсутствует, желание долго носит его. Здесь важно, немедленно, среагировать командой "Нельзя" в более жестком тоне и быстро задвинуть поноску обратно в пасть. После нескольких повторений на 1 или 3 день собака уже будет носить легкие предметы 1-2 минуты, конечно, рядом с хозяином.
Первые занятия по ношению поноски
После нескольких шагов ведущий останавливается, собака усаживается и поноска спокойно забирается.
Упражнение 5 "Хоп"- прыжки без и с предметом который собака носит.
Наши собаки обычно любят прыгать. Вы берете радостную собаку на поводок или свободно и вместе с ней прыгаете через канаву или преграду по команде "Хоп". Это упражнение делаем несколько раз и добиваемся радостного выполнения. При дрессировке по ношению предметов мы используем эту радость. Очень часто при упражнениях по ношению предметов может заскучать и становится недовольной. Очень часто при упражнениях по ношению предметов может заскучать и становится недовольной. Но в интересах дрессировщика в фазе предварительных упражнений не напугать собаку, не дать заскучать, а держать ее в хорошем настроении. Поэтому при упражнениях по ношению предметов мы включаем небольшие прыжки. Сначала мы выбираем узкие канавы шириной в шаг или преграды высотой 30 см, примерно через 5-6 упражнений мы увеличиваем ширину канавы или повышаем на 50 - 60 см барьер. При этих упражнениях собака быстро обучается правильно фиксировать предмет во рту. В то время как при утомляющих, однообразных упражнениях она держит предметы слишком расслабленно и свободно. Я советую всегда стараться разнообразить упражнения. Менять походку, находить другие способы, чтобы собаке стало интереснее. Тогда она в большинстве случаев гораздо быстрее будет идти вперед в обучении.
Для выполнения упражнений во дворе, нам необходимо построить барьер с регулируемой высотой до 1,10 метра. Я построил его следующим образом: В углу двора сделал из досок (бруса) прямоугольник размером примерно 2*4 метра (в крайнем случае можно ограничится 3*1,50 м) высотой до 1,10 м. На узкой стороне прикрепил съемные планки (бруски) которые можно регулировать от 0,25 до 1,10 метра по высоте.
Также упражнения по ношению предметов и прыжки, проводим в открытых угодьях. В большинстве случаев, после выхода в угодья, при упражнениях дома будет наблюдаться существенный прогресс. Собака должна быть на поводке.
Рис.1 Регулируемый барьер (закрытый с трех сторон).
Рис. 2 Прыжок с соломенной поноской, собака при этом на поводке.
Рис. Такса прыгает с кроликом через барьер.
Упражнение 6 "Аппорт" - собака хватает соломенную поноску.
В то время как собака до сих пор выполняла довольно пассивную деятельность, теперь впервые действует активно, она должна схватить удерживаемую перед мордой поноску. При всех до сих пор приведенных предварительных упражнениях по подаче, особых сложностей нет, и средний дрессировщик при ежедневных упражнениях должен добивается того чтобы собака носила аппортировочные предметы примерно за одну неделю. Мы здесь подходим осторожно и постепенно, тщательно избегаем любого жесткого воздействия, волнения и раздраженности. В большинстве случаев первые команды по хватанию создают наибольшие сложности, чем упражнения по поднятию предметов с земли. Поэтому здесь главный принцип; спокойствие и терпение. Дрессировщик стоит справа перед сидящей собакой. Веревка роняется на землю.
Соломенная поноска лежит на ладони правой руки, кончики пальца которой касаются нижней челюсти собаки. Левая рука как обычно берет за верхнюю челюсть и вынуждает собаку, как и раньше по команде "Аппорт" открыть пасть. При этом немного двигаем вперед голову собаки и одновременно правая рука чуть приподнимается, чтобы поноска закатилась в открытую пасть. Собака должна понять, что сможет избежать давления на губы только посредством движения головы вперед, как бы хватая поноску. Только первые несколько раз закатывают поноску в пасть, в дальнейшем, раз от разу все больше склоняют к движению вперед головы собаки. При первых признаках собаки, уступить - это всегда, как правило, добровольное открывание пасти, любое болезненное воздействие сразу прекращается, и дрессировщик быстро переключается на похвалу. Результат в наивысшей степени зависит от способности дрессировщика, молниеносно переключатся из состояния воздействия на похвалу. Первый шаг - самый тяжелый, но он делается быстрее, если собака связывает: Пассивность »болит«, хватание позволяет прекращать боль.
Вместо давления на губы с движением головы вперед можно использовать
также и шипы строгого ошейника, затягивая его и одновременно медленно двигая вперед руку. Я считаю целесообразным после первого успешного хватания, сразу прекращать упражнения и щедро хвалить и только на следующем занятии (это может быть в тот же день) начать повторения.
У очень твердых (упертых) собак которые даже после 20 попыток не хватают самостоятельно соломенную поноску, в порядке исключения можно применить более жесткое принуждение. Для этого дрессировщик левой рукой берет веревку непосредственно рядом с ошейником и под команду "Аппорт" тянет рывками вперед. При этом от боли, которую причиняют шипы ошейника, собака взвизгнет и откроет пасть в которую надо закатить или засунуть поноску, и естественно нужно сразу прекратить процесс принуждения и начать хвалить.
В принципе, оба процесса - те же самые, отличаются только уровнем строгости. Если собака уже хватает неоднократно соломенную поноску, можно переходить к упражнениям со шкуркой кролика и др. поносками.
Есть еще способы принудить собаку открыть пасть, которые успешно применяют некоторые дрессировщики. Я же лично в большинстве случаев обхожусь надавливанием на губы. Но при любых обстоятельствах будет ошибочно: захотеть побудить собаку схватить поноску в шутливой форме путем приветливых уговоров.
Для тех "Теоретиков" кто не понимает в предмете обучения охотничьих собак, но умно рассуждает о преимуществе игрового метода, советую подготовить пол дюжины собак, и только потом рассуждать и писать о преимуществе и недостатках разных методов! Надо писать только тогда, когда собран опыт!
Теперь принуждение усиливаем. Собака не должна на этой стадии хватать предмет от того что ей это приятно, а хватать его по той причине, что должна это делать.
Рис.1 Принуждаем открыть пасть с помощью строгого ошейника.
Рис.2 Первые уроки по хватанию поноски с помощью строгого ошейника. Пасть еще закрыта, усиливаем натяжение ….
Рис. 3 Собака открывает пасть, ведущий ослабляет поводок и хвалит.
Упражнение 7 "Аппорт"- собака хватает соломенную поноску на некотором удалении от морды.
Если собака открывает пасть без особого принуждения и уже самостоятельно хватает поноску, мы медленно переходим к тому чтобы она это делала на некотором удалении от морды. Теперь мы держим соломенную поноску за один конец. Сначала расстояние между мордой собаки и поноской только несколько сантиметров и постепенно увеличивается до метра. Левая рука держит веревку и тянет на себя, если воспитанник не делает это сам. Здесь также имеет большое значение молниеносное переключение от строгого принуждения к похвале. Во время увеличения расстояния держим поноску несколько ниже, затем постепенно еще ниже и наконец, почти касаясь земли. Это упражнение нужно повторять до тех пор, пока собака не будет стабильно по команде "Аппорт" сама продвигаться вперед и хватать поноску. При каждом промедлении используем строгий ошейник. После каждого хватания (щедрая похвала) и собака должна некоторое время нести поноску, затем садится, как положено и по команде "От-дай" отдать поноску.
Может случится, что собака однажды откажет в движении вперед чтобы схватить аппортировочный предмет, после вроде удовлетворительной первоначальной работы. В этом случае любое раздражение и запугивание дрессировщика (Крики, рывки строгим ошейником) будут бессмысленны.
Если несколько попыток использования строго ошейника не приводят к результату, то мы используем уроки (упр.6). По всей вероятности, дрессировщик слишком быстро продвигался и сделал "второй шаг перед первым". Если упражнение 8-10 раз выполняется удовлетворительно с различными легкими предметами, мы идем дальше.
Упражнение 8 "Аппорт"- собака поднимает поноску с земли.
Здесь также поступаем постепенно. После того, как собака хватает поноску, которую дрессировщик держит плотно над землей, ее кладут одним концом на землю, в то время как другой конец придерживают еще рукой. Если собака выполняет и эту задачу, в следующий раз рука только чуть касается поноски и наконец совсем отводят руку. Тем не менее, дрессировщик, наклонившись сначала рукой, еще указывает на поноску, и только потом постепенно выпрямляется.
Однако, у некоторых собак этот переход все же создает некоторые сложности. В этом случае для облегчения перехода, можно класть поноску на 2 поставленных друг на друга кирпича. Сначала кладут поноску на ширину кирпича, затем на длинную и наконец, между двумя кирпичами стоящие рядом. Таким образом, мы постепенно облегчаем собаке задачу для непосредственного подъема поноски с земли. Обычно примерно 20-30 повторений бывает достаточно, чтобы собака уверенно это выполняла. Разумеется, воспитанник не всегда охотно и сразу будет идти к поноске, и брать ее, скорее всего, потребуется применить еще небольшое принуждение с помощью строго ошейника. Он должен научится выполнять упражнение не так, как ему нравится, а так как мы этого хотим. Если упражнение с соломенной поноской получается нормально, то мы все повторяем с деревянной поноской, шкурой кролика и т.д.
После того, как ученик понял, что от него требует дрессировщик, он должен приносить любой другой предмет при любых обстоятельствах и дрессировщик не должен заканчивать урок, пока ученик не выполнит задание. Если мы до сих пор еще частично проявляли некоторую снисходительность, то теперь в случаях когда ученик проявляет упрямство идем до конца. Команда "Аппорт" в течении занятий стала для нее понятием схватить. Она научилась приносить и отдавать предметы. Если собака все еще иногда отказывает в послушании, она должна к этому принуждаться теперь всеми возможными средствами. Подача теперь обязанность безоговорочная. Впоследствии это станет для нее естественным. Разумеется, что при каждом лояльном отношении не нужно экономить на похвале.
Упражнение 9 "Аппорт" - собака приносит поноски (сол. поноска, шкура кролика, и т.д.)
До сих пор мы постоянно находились рядом с поноской, часто еще тянули собаку или помогали отдавать. Теперь она должна подойти к предмету взять его и принести хозяину. Собака сидит, как всегда взятая на поводок, рядом с дрессировщиком. Он подбрасывает соломенную поноску (деревянную поноску, шкурку и т.д.) на несколько шагов, так чтобы собака видела падение предмета. При этом надо обращать внимание чтобы собака оставалась на месте. После короткой паузы, по команде "Аппорт" дрессировщик идет в направлении поноски. В то время как собака поднимает поноску, дрессировщик отступает под хвалебные слова (молодец, молодец) на несколько шагов назад, усаживает подошедшую собаку, и с похвалами принимает у нее поноску. После нескольких шагов сопровождение сокращается и на следующем этапе существует лишь в форме намека на движение вперед. И наконец, дрессировщик остается на месте.
Если ученик проявляет послушание, нельзя экономить на похвалах и ласках. При непослушании приходят на помощь строгий ошейник и поводок. Однако при этом надо очень быстро переключаться на похвалы. Если у собаки проявляется некоторая надежность в этом упражнении, то мы меняем короткий поводок на длинную полевую веревку и позволяем собаке приносить различные предметы с расстояния 8,10 и 15 м.
Сейчас уже ориентируем собаку исключительно на радостную работу, особенно при работе через барьер. Теперь мы часто меняем места упражнений; на открытых местах , в угодьях.
Таким образом, изгоняем некоторую подавленность вызванную предыдущими упражнениями.
Упражнение 10 "Аппорт потерянных предметов"- вводное упражнение по подаче с обратного следа ведущего.
Собака находится на длинной веревке. Мы идем с ней в сад, двор или в открытое место. В движении мы роняем предмет таким образом, чтобы собака заметила это. После 5 шагов мы останавливаемся, возвращаем собаку со словами "Потерял Аппорт" и указываем на оброненный предмет. В большинстве случаев собака сразу принесет, так как процесс для нее не совсем новый. В крайнем случае, возвращаемся с ней на несколько шагов. После 2-3 повторений расстояние увеличивают до 8,10,15 метров, и наконец, если собака десяток, раз приносит надежно и радостно, отстегивается веревка.
Но преждевременно работать без веревки нельзя. Веревка - это наше лучшее вспомогательное средство, чтобы убедить собаку, что хозяин всегда победит, что он всемогущ. До тех пор пока собака пытается еще иногда уклонится от исполнения команды, до тех пор мы мы нуждаемся в помощи веревки при подаче. Если собака на открытых местах работает не очень надежно ни в коем случае нельзя отстегивать веревку. Но как только вы видите, что собака наши команды выполняет снова надежно и радостно, это обычно видно по вилянию хвоста, мы можем, не раздумывая переходить к свободной работе.
Упражнение 11 "Аппорт потерянных предметов"
Подача с обратного следа, это руководство для быстрой подачи. Наряду с прыжком через барьер или канаву, подача с обратного следа ведущего - это лучшее средство сделать собаку радостным аппортировщиком, нет ничего другого, что воспитывает собаку, приносит предметы так быстро и радостно, как это упражнение.
Сначала мы упражняемся на тропинке, полевой дороге или лесной просеке. После того как мы в упражнении 10, роняли поноску на глазах у собаки, мы роняем теперь поноску так, чтобы собака не заметила этого. После 20 метров останавливаемся и уже известным способом по команде "Потерял аппорт" возращаем собаку назад. В большинстве случаев она побежит назад 10 или 15 метров, заметит поноску и принесет, так как знакома с этим процессом. В крайнем случае, с ней чуть проходят назад и в ободряющей интонации повторяют команду "Потерял аппорт". Редко требуется больше чем 6-8 упражнений, чтобы достигнуть желательного связывания наших действий у собаки. Впредь она будет бежать назад по дороге, чтобы искать аппортировочные предметы.
Как только собака отправляется, чтобы найти поноску, дрессировщик тоже быстро может продвинуться в сторону поноски, а еще лучше побежит. Тогда у ученика появляется стремление перегнать своего хозяина, это стимулирует к быстроте подачи. Чем чаще мы разучиваем это, тем увереннее становится собака, быстрая подача превращается в привычку и чем больше расстояние, тем быстрее она бежит. Постепенно мы увеличиваем удаление до 40,50,100 и более метров. Едва ли теперь собаке будет сложно, принести своему хозяину предмет даже с километрового расстояния. Разумеется, мы меняем предметы, разучиваем упражнение с перчаткой, футляром для ключей, наручными часами или др., и позднее с тяжелым «аппаратом Оберлендера» .
Обучение этому предмету в дальнейшем прекрасно способствуют использованию чутья и исключительной концентрации на следах своего хозяина.
Упражнение 12 "Аппорт"
Собака приносит легкие и тяжелые предметы до 8 кг. Собака учится только на своем опыте. Она обычно приносит те предметы, которые она хватала и приносила в течении обучения упражнениям. Однако, не только по этой причине необходимо менять предметы на упражнениях, собака должна еще учится приспосабливаться к силе хватания пастью, в зависимости от вида аппортировочного предмета. Пожалуй, не требует обоснования тот факт, что для хватания 7 килограммовой лисицы требуется другая сила хватания, чем при подаче голубя или перепела. Наконец ношение тяжелых предметов соответственно укрепляет мускулатуру и также учит собаку технике ношения предметов. И то и другое нужно достигать только большим количеством тренировок. После того, как наш ученик владеет основными понятиями аппортировки, мы употребляем по возможности, много других различных аппортировчных предметов, в особенности все виды мелкой дичи и "аппарат Оберлендера"
Апортировочный аппарат Оберлендера (Oberländer-Apportierbock)- можно быстро и просто регулировать вес до 8 кг. Сначала мы даем носить собаке аппарат только с деревянными дисками, что редко создает трудности для собаки, так как она уже носила похожие предметы уже неоднократно. Если поноска покажется собаке еще слишком тяжелой, что бывает у собак более слабых или очень робких животных, то первые 2-5 раз вынимаем также и деревянные диски. Неплохо оборачивать середину предмета, т.е. место за которое хватает собака, шкуркой кролика, лисы и т.д. Хотя собака понимает, что это просто шкура, но из-за удобства хватания она лучше берет такое. Если собака берет такую поноску и некоторое время носит, мы меняем на каждой стороне деревянный диск на железный. Следующее раз утяжеляем аппарат, когда ученик уже носит прежний вес несколько минут. Бессмысленно было бы 1,5 кг увеличить сразу до 5 . Это значило бы для собаки неприемлемое повышение. Именно сначала, т.е. до веса примерно 3 кг, рекомендуется предпринимать повышение веса маленькими шагами.
Лучше всего собака учит технику поднятия и несения предметов в быстром темпе на обратном следе ведущего. В стремлении быстро возвратится к хозяину, она забывает все ей неприятное. Она не унывает даже, что поднимать стало не так легко после увеличения веса. Разумеется, при первых упражнениях после увеличения веса не позволяют нести сразу на 300 метров, а выбирают более короткие удаления (30-50 шагов) и увеличивают расстояние лишь тогда когда собака несет предмет без особых усилий. Вообще для этих упражнений требуется определенное время. Так как дрессировка обычно начинается весной, мы имеем в распоряжении 5-6 месяцев для формирования мускулатуры и обучению технике ношения тяжелых предметов. Мы повышаем вес только тогда, когда собака несет предмет примерно минут 5 в быстром темпе без больших усилий.
Превосходное обучение для правильного хватания (не только тяжелых предметов) - это подача через преграды (канавы, сваленные стволы деревьев, лестницы, плотный подлесок). При посылании воспитанника для возвращения на обратный след, надо стараться создавать ситуации таким образом, чтобы он преодолевал упомянутые преграды.
Рис. 1 По собаке видно что тяжелый аппарат ее напрягает.
Дальнейшие прыжки через преграду разучивают согласно (упр.5), но нельзя позволять прыгать через барьер 1 метр с тяжелым предметом молодой собаке больше чем одного раза в день, во избежание перенапряжения. При этих прыжках часто предметы будут выпадать из пасти собаки, поэтому ее нужно приучать самостоятельно, брать их снова. Для этого дрессировщик, как только увидел, что собака прыжком взяла барьер, отбегает на 5-15 метров назад. Это делается для прыжков не только с тяжелыми предметами. Тренировки продолжаются до тех пор пока собака с предметом около 8 кг, прыгает не показывая серьезных проявлений усталости до 10 минут. (для малых пород 6 кг ) .
Только таким образом мы можем приучить собаку, чтобы она в дальнейшем на охоте не отказалась принести тяжелого зайца, лисицу или гуся.
Рис. 2 Этому терьеру можно добавить еще, до веса зайца.