Для 1 – 4 классов 1 час в неделю, на 34 учебных недели
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией Воронковой В. В., автор О.И.Бородина, В.М. Мозговой, 2001 г.
Программа расчитана на 1 – 4 классы в размере 1 часа в неделю, 34 недели.
Цель курса социально – бытовой ориентировки:практическая подготовка обучающихся к самостоятельной жизни и труду в современных экономических условиях, к их включению в незнакомый мир производственных, деловых человеческих отношений.
Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью
Данная рабочая программа ставит следующие цели:
· развитие социальной компетентности у детей с особыми образовательными потребностями и подготовка их к самостоятельной жизни.
· овладение знаниями и умениями,
· коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика,
· формирование личностных качеств гражданина,
· подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни.
Задачи курса:
· формирование у воспитанников коррекционной школы-интерната знаний и умений, способствующих социальной адаптации;
· формирование механизмов стрессоустойчивого поведения как основы психического здоровья школьника и условие их социально-психологической адаптации;
· развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации детей с умственной отсталостью;
· освоение теоретической информации, а также приобретение бытовых навыков;
· развитие умений, необходимых подросткам с особыми образовательными потребностями для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности;
· повышение уровня познавательной активности и расширение объема имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.
· Воспитание позитивных качеств личности.
В ходе практической работы каждый учащийся овладевает навыками поведения и общения, учится выполнять необходимые повседневные действия по личной гигиене, приему пищи и поведению за столом, уходу за собой, за одеждой, за жилым помещением и пр.
Личностными результатами изучения курса являются:
1. Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
2. Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности;
3. Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду;
4. Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки;
5. Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь).
Метапредметными результатами изучения курса являются:
1. В результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых работ, закладываются основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
2. Владение начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
3. Получение первоначального опыта организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию.
Учащиеся школы, имеющие нарушения в интеллектуальной сфере и опорно-дигательгнном аппарате с самого начала пребывания в школе нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта и что особенно актуально, - в поэтапном приобщении к осознанной трудовой деятельности
При отборе конкретного содержания обучения принципиально важное значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.
Характерными особенностями учебного предмета являются:
-практико-ориентированная направленность содержания обучения;
-применение знаний полученных при изучении других образовательных областей и учебных предметов для решения технических и технологических задач;
-применение полученного опыта практической деятельности для выполнения домашних трудовых обязанностей.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Содержание раздела |
Вводный урок | Беседа о содержании и значении предмета социально-бытовая ориентировка. | ||
Личная гигиена | Развивать осознанное восприятие при знакомстве с предметами личной гигиены и активизировать слуховое внимание при изучении способов ухода за ними. Развивать осознанное восприятие и слуховое внимание в процессе ознакомления учащихся с особенностями личной гигиены в жизни подростка. Способствовать правильному распределению внимания и расширению кругозора. | ||
Одежда и обувь | Развивать логическое восприятие при распределении одежды и обуви на категории: по сезонам и назначению. Развивать мелкую моторику при выполнении практических заданий по уходу за собственной одеждой, выполнении ремонта одежды. Развивать переключаемость внимания с одного вида деятельности на другой. Активизировать словарный запас, и зрительное внимание. | ||
Питание | Развивать мелкую моторику рук и эстетическое восприятие при знакомстве с кухонными приспособлениями и элементарной сервировке кухонного стола. Активизировать мыслительную деятельность, мелкую моторику рук при приготовлении пищи. Развивать зрительное и слуховое внимание при работе с рецептами. | ||
Семья | Активизировать процессы припоминания при восстановлении родственных отношений в семье и записывании фамилии, имени, отчества своих близких родственников. | ||
Культура поведения | Развивать наглядно-действенное внимание и восприятие при формировании навыков культурного поведения в процессе общения со старшими и сверстниками. | ||
Транспорт | Способствовать развитию осознанного восприятия и мыслительной деятельности при формировании представлений о железнодорожном транспорте, опираясь на жизненный опыт учащихся. Корригировать внимание и поведенческие навыки в процессе практического повторения изученного. | ||
Жилище | Развивать пространственную ориентировку при знакомстве с жилыми помещениями и их назначением. Активизировать мыслительные процессы и словесно-логическое мышление при восстановлении последовательности выполнения уборки жилого помещения, опираясь на жизненный опыт учащихся. Развивать осознанное восприятие и бытовую ориентировку при распределении навыков уборки жилого помещения. Активизировать мыслительную деятельность, общую и мелкую моторику при практической отработке полученных знаний. | ||
Медицинская помощь | Развивать осознанное восприятие при практической работе по оказанию первой медицинской помощи. Активизировать мыслительную и речевую деятельность. Активизировать речевую деятельность, развивать связную речь в процессе составления последовательного рассказа, сопровождаемого практическими действиями при оказании первой медицинской помощи. Расширять кругозор, осуществляя взаимосвязь с жизнью. | ||
Контрольно – итоговое занятие. | Подведение итогов за учебный год. | ||
Итого за год: 34 часа. |
Календарно – тематическое планирование по социально – бытовой ориентировке
для 1 – 4 классов 1 час в неделю, на 34 учебных недели
№ | Тема урока | Элементы содержания | Словарные слова | Коррекционная работа | Тип урока | Дата проведения |
Вводное занятие Знакомство с кабинетом СБО | Беседа о содержании и значении предмета социально-бытовая ориентировка Осмотр кабинета - ознакомить с кабинетом, правилами поведения в нем; общими правилами т/б и санитарно-гигиеническими требованиями; разделить на бригады и закрепить за рабочими местами. | Социально-бытовая ориентировка | Коррекция зрительного восприятия через поиски нужного предмета | Пр/з | ||
I раздел. Личная гигиена | ||||||
Значение гигиены для здоровья и жизни человека. | Беседа о правилах и приемах выполнения утреннего и вечернего туалета. Содержание в чистоте и порядке личных вещей: носовой платок, зубная щетка, мочалка, расческа, полотенце, трусики, носки соблюдения правил личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья человека. | Гигиена зрения, личные вещи, личная гигиена, моделирование, парикмахер, прическа | Коррекция слухового и зрительного восприятия через выделение нужного предмета | Пр/з | ||
Распорядок дня. | Формирование знаний о личной гигиене. Познакомить с распорядком дня и его выполнением. Как влияет распорядок дня на здоровье человека. Закреплять правила соблюдения правильного режима: «рано ложиться и рано вставать – горя и хвори не будете знать». Воспитывать здоровый образ жизни. | Распорядок дня, режим. | Коррекция зрительного восприятия через поиски нужного предмета | Пр/з | ||
- | Правила личной гигиены. | Формирование знаний о личной гигиене. Познакомить с правилами личной гигиены, их значением для сохранения и укрепления здоровья. Совершенствовать навыки гигиены тела, волос (чистка зубов, мытьё головы, расчесывание волос). Упражнять в умении чистить уши. Воспитывать самостоятельность. | Гигиена зрения, личные вещи, личная гигиена. | Коррекция слухового и зрительного восприятия через выделение нужного предмета | Пр/з | |
II раздел. Одежда и обувь | ||||||
Одежда. Виды одежды. Ее значение. | Закрепление знаний о видах одежды. Упражнять в умении группировать одежду и головные уборы по сезонам. Закрепить названия: повседневная, праздничная, спортивная одежда. Объяснить смысл выражения: «Нет плохой погоды, есть плохая одежда». Воспитывать гигиенические навыки. | Одежда, спортивная, повседневная, классическая | Коррекция слухового и зрительного восприятия через выделение нужного предмета | Пр/з | ||
Стирка и сушка одежды. | Формирование знаний о повседневном уходе за одеждой. Закрепить правила ношения одежды: -использовать по назначению; -предупреждение загрязнений. Познакомить с правилами чистки и сушки одежды. Воспитывать гигиенические навыки | Утюг, гладильная доска, стиральная машина. | Коррекция зрительного восприятия через поиски нужного предмета | Пр/з | ||
Глажение и укладывание белья. | Пр/з | |||||
Виды обуви. Шнуровка ботинок. | Формирование знаний о повседневном уходе за обувью. Вспомнить все виды обуви, упражнять в группировке по сезонам и назначению. Познакомить с правилами ухода за обувью. Познакомить с правилами хранения обуви Воспитывать аккуратность, гигиенические навыки | Шнурки. | Коррекция зрительного восприятия через поиски нужного предмета | Пр/з | ||
Ремонт одежды. | Формирование знаний и умений ремонта одежды. Познакомить с разными видами ремонта одежды. Упражнять в умении пришивать пуговицы с разными видами отверстий. (Т.Б.) Закрепить правила техники безопасности работой иголкой. Воспитывать трудолюбие. | --- | Коррекция слухового и зрительного восприятия через выделение нужного предмета | Пр/з | ||
Швейная мастерская | Формирование знаний и умений ремонта одежды. Продолжать знакомить с видами ремонта одежды. Упражнять в умении пришивать вешалку, петельки и крючки. (Т.Б.) Закрепить умение завязывать узелок на нити. Воспитывать самостоятельность. | Петелька, узелок на нити. | Коррекция слухового и зрительного восприятия через выделение нужного предмета | Пр/з | ||
III раздел. Питание | ||||||
Овощи и витамины. | Формирование знаний о правильном питании. Познакомить с разными видами витаминов и их влиянием на здоровье человека. Упражнять в умении соотносить продукты питания с витаминами. Упражнять в умении подбирать продукты с заданными витаминами. Воспитывать здоровый образ жизни. | Витамины. | Коррекция восприятия через использование наглядного материала | Текущий контроль | ||
«Составление меню с учетом рациональности питания и наличия продуктов». | Закрепление умений составлять меню. Ознакомить с основной группой витаминов, содержащихся в овощах и фруктах и их значении для организма. Совершенствовать умения составлять примерное меню при определенном наличии продуктов. Воспитывать самостоятельность | Меню. | Коррекция восприятия через использование наглядного материала | Пр/з | ||
Сервировка стола. | Формирование навыков сервировки стола. Упражнять в умении сервировать стол к завтраку. Упражнять в умении пользоваться столовыми приборами. Воспитывать культурно – гигиенические навыки | Сервировка | Коррекция слухового и зрительного восприятия через выделение нужного предмета | Пр/з | ||
Чистка и мытьё овощей и фруктов. Резка овощей. | Формирование знаний о правильном питании Познакомить детей с простейшими приемами мытья овощей и фруктов. Упражнять в умении чистить овощи и фрукты. Познакомить с правилами техники безопасности с ножом и овощечисткой. Воспитывать самостоятельность. | ----- | Коррекция восприятия через использование наглядного материала | Пр/з | ||
Заваривание чая. | Происхождение чая Способы заваривания чая Технология заваривания. | Заваривание чая | Коррекция восприятия через использование наглядного материала, через выделение нужного предмета | Пр/з | ||
Приготовление пищи с минимумом тепловой обработки. | Буквенное задание на доске с ключевым словом питание. Чтение инструкции по цепочке о правилах работы с электроплитой и духовкой. Составление памятки по санитарно-гигиенической обработки продуктов и предметов для приготовления | Омлет | Пр/з | |||
Рулет | Пр/з | |||||
Отварные макароны. | Технология приготовления макарон Правила приготовления. Время приготовления. Способы подачи к столу. | Отварные макароны | Пр/з | |||
IV раздел. Семья | ||||||
Моя семья. Записывание фамилии, имени, отчества каждого члена семьи. | Формирование знаний о составе семьи и родственных отношениях. Дать понятие семья, состав семьи. Упражнять в умении называть имена и отчества родителей, их возраст. Знать и называть близких родственников, понимать родственные отношения внутри семьи. Воспитывать чувства любви и привязанности к родителям. ФИО родственников Правила написания ФИО. | Родственники, отчество, родственные отношения -понятие «семья»; - родственные отношения в семье | Коррекция связного высказывания через систему наводящих вопросов | Текущий контроль | ||
V раздел. Культура поведения | ||||||
Формы обращения к старшим и сверстникам (ролевая игра) | Беседа: как правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками (мальчиками и девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях. Ролевая игра – ситуативные диалоги – при встрече, расставании. Работа в тетради: тест | Вежливость Такт Разговор | Коррекция дефектов мыслительной деятельности через создание проблемной ситуации | Текущий контроль | ||
Правила поведения при встрече. | Формирование правил поведения при встрече со знакомыми и незнакомыми людьми. Закрепить правила поведения при встрече и прощании. Познакомить с правилами поведения при встрече со сверстниками и с взрослыми. Упражнять в умении вести себя при встрече в практических ситуациях. Воспитывать правила поведения общения при встрече со сверстниками и взрослыми. | Этикет | Коррекция дефектов мыслительной деятельности через создание проблемной ситуации | Текущий контроль | ||
VI раздел. Транспорт | ||||||
Городской транспорт. Составление маршрута от дома до школы. | Рассказ о видах междугороднего транспорта. Цифровое задание на доске: стоимость проезда на всех видах городского транспорта (стоимость разового, единого проездного билета). | Вокзал, направления, зоны, расписание, проездной билет, сезонный билет | Коррекция познавательных способностей в процессе усвоения знаний. | Текущий контроль | ||
VII. Жилище | ||||||
Виды жилья. | Упражнения, игры, Беседа с просмотром плакатов с видами городских и сельских домов. Их значением. Рассказ о вариантах квартир и подсобных помещений: жилье по конструкции-комнаты отдельные, смежные; по назначению-спальня, гостиная, кухня, ванная и др. | Жилой дом, интернат, общежитие, рабочий стол, детская комната,коммунальная квартира, смежные комнаты | Контрольные вопросы: Какие виды жилых помещений вы знаете? | Текущий контроль | ||
Правила вытирания пыли. | Беседа о последовательности проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения; используемых при уборке и мытье алгоритмы «Вытираем пыль», «Последовательность влажной уборки помещения». Рассматривание памятки по уходу за полом в зависимости от покрытия, (лак, мастика, масляная краска, линолеум, ковер), используя бытовые химические средства. Просмотр видео «Пылесос и его устройство». | Покрытие, лак, краска, линолеум, ковер. Пылесос, инструкция, уборка, Тряпка, ведро, порошок, моющие средства, лак, полировка, мягкая обивка. | Развивать умение устанавливать последовательность при работе с инструкционной карты | Пр/з | ||
Мытье полов. | Пр/з | |||||
Работа с пылесосом. | Пр/з | |||||
Уход за цветами. | Пр/з | |||||
VIII раздел. Медицинская помощь | ||||||
Медицинская помощь. Домашняя аптечка. | Ознакомление с содержанием домашней аптечки. Познакомить с набором домашней аптечки (перевязочные средства, дезинфицирующие средства, термометр, горчичники). Упражнять в умении пользоваться термометром (ТБ). Воспитывать бережное отношение к собственному организму. | Термометр. | Способствовать развитию разностороннего интереса. | Текущий контроль | ||
Первая помощь ран при микротравмах. | Рассказ о мерах по предупреждению несчастных случаев в быту; о правилах и приемах оказания первой помощи при несчастном случае. Работа с памяткой. Виды микротравм. Порядок оказания помощи. Варианты наложения повязки. | Обработка ран, наложение повязки, несчастный случай | Способствовать развитию разностороннего интереса. | Пр/з | ||
Сюжетная игра – оказание помощи при несчастном случае. | Сюжетная игра - оказание помощи при несчастном случае: промывание предполагаемой раны, наложение повязки на руку, ногу, голову; оказание помощи спасенного из водоема. Учить оказывать первую помощь при ожоге и обморожении | Рана, промывание, повязка | Развитие умения применять знания в новой ситуации | Пр/з | ||
Первая помощь утопающему. | Рассказ о способах и приемах оказания помощи спасенному из водоема. Работа с презентацией «Первая помощь утопающему». Упражнения в оказании первой помощи утопающему. Запись в тетрадь памятки. | Водоем, спасение | Просмотр видеоролика «Купание в водоемах» | Текущий контроль | ||
Пагубное влияние курения и алкоголя на детский организм и окружающих. | Беседа о вреде курения и алкоголя. Ролевая игра «Отказ от предлагаемых первых сигарет, глотка алкоголя». Тест «Вредные привычки» | Алкоголь, деградация, токсичность | Просмотр виделролика «Курение вредит здоровью» | Текущий контроль | ||
Контрольно – итоговое занятие. | Цель: проверка знаний детей, полученных в течение учебного года. Задачи: 1. Выявить полученные знания детей. 2. Совершенствовать культурно – гигиенических знаний, бытовые умения. 3. Воспитывать самостоятельность. | Изученные термины и понятия в течении учебного года | Развитие памяти, внимания, мышления. | Текущий контроль | ||
Итого за год: 34 урока. |