Общая схема недели музыки для начальных классов

Понедельник Конкурс рисунков «Мы рисуем музыку» 1 класс – «Детская песня в рисунке». 2 класс – «Музыкальные инструменты». 3 класс – «Разные жанры в музыке». 4 класс – «Музыка, что родиной зовется».  
Вторник «Поговорим о музыке. К 170-летию со дня рождения П.И. Чайковского»   Литературно-музыкальный конкурс (стихи, сказки, рассказы, сочинения, кроссворды) Рассказ лекторской группы (материал и записи прилагаются)     Участвуют учащиеся 3 и 4 – х классов.   Ответственные: кл. руководители  
Среда Мероприятие «Приглашение в детство» Проведение данного мероприятия согласовать с администрацией школы.  
Четверг Музыкальный кроссворд Разгадывается по классам. Учитель имеет право подсказать только правильное написание слова. Так же должно быть засечено время решения кроссворда.  
Пятница «Зима в музыке»   Заключительные линейки Слушание музыкальных фрагментов и небольшой анализ Чайковского и Вивальди (с этого можно начать, например, урок литературного чтения, при этом подобрать соответствующие стихотворения). Нужно всего 10-12 минут.

Обращу внимание на некоторые моменты. Музыкальный лекторий подбирается в зависимости от знаменательных музыкальных дат. Музыкальный кроссворд для 1 и 2 классов лучше сделать иллюстративным, а для 3 и 4 классов – на основе пройденного материала и дополнительной литературы. Тему для слушания (в данном случае «Зима в музыке») можно подобрать, учитывая время года, музыкальную культуру родного края и т.д.

Мероприятие «Приглашение в детство», посвященное Е.П.Крылатову и В.Я.Шаинскому, появилось из-за того, что нынешние дети абсолютно не знают современных детских композиторов, хотя песни их поют и слушают.

Семь сестренок очень дружных,

Каждой песне очень нужных.

Музыку не сочинишь,

Если их не пригласишь. (Ноты)

Ими друг о друга бьют,

А они в ответ поют

И блестят, как две копейки, —

Музыкальные... (тарелки)

Круглый, звонкий, всем знакомый,

Все линейки с нами в школе.

Дробь на нем стучим всегда,

Громкий звук — не ерунда.

Инструмент не зря нам дан,

Чтоб стучали в... (барабан)

Он пишет музыку для нас,

Мелодии играет,

Стихи положит он на вальс.

Кто песни сочиняет? (Композитор)

Нужен музыке не только «сочинитель»,

Нужен тот, кто будет петь. Он... (исполнитель)

Тот, кто песни не поет, а слушает,

Называется, ребята, ... (слушатель)

Пять линеек — дом для нот,

Нота в каждой здесь живет.

Люди в мире разных стран

Зовут линейки... («нотный стан»)

Он ключ, но ключ не для двери,

Он в нотоносце впереди.

(Скрипичный ключ)

Если ноты в ряд стоят,

Эти ноты —... (звукоряд)

Если текст соединить с мелодией

И потом исполнить это вместе,

То, что вы услышите, конечно же,

Называется легко и просто — ... (песня)

Барабан не стал звучать,

Стали по нему стучать.

Мы играли, мы стучали,

Барабаны проверяли.

Удался эксперимент,

Стал рабочим... (инструмент)

Звенит струна, поет она,

И песня всем ее слышна.

Шесть струн играют что угодно,

А инструмент тот вечно модный.

Он никогда не станет старым.

Тот инструмент зовем... (гитарой)

На листочке, на страничке -

То ли точки, то ли птички.

Все сидят на лесенке

И щебечут песенки.

(Ноты)

В лесу вырезана,

Гладко вытесана,

Поет-заливается.

Как называется?

(Скрипка)

Я стою на трех ногах,

Ноги в черных сапогах.

Зубы белые, педаль.

Как зовут меня?

(Рояль)

Музыкант, певец, расказчик,

А всего - кружок да ящик.

(Патефон)

Нет ушей, а слышит.

Нет рук, а пишет.

(Магнитофон)

Семь ребят на лесенке

Заиграли песенки.

(Ноты)

АКАФИСТ ПРЕСВЯТЕЙ БОГОРОДИЦЕ «ЭКОНОМИССА»

Кондак 1

Избранней от сложения мира Пресвятей Деве Марии Богородице, воистину плотию рождшей Иисуса Христа, Спаса и Бога нашего, Владычице всея вселенныя, зело возлюбившей род преподобных Христа и вземшей под Свой державный покров их святыя обители, похвальное приносим пение. Ты же, о Всечестная наша Мати Игумение, храни и спасай нас от всех врагов видимых и невидимых, да зовем Ти:

Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, Святыя Горы Афона и всея вселенныя православных обителей Всечестная Игумение.

Икос 1

Ангели плотию суще вси преподобнии отцы и матери, юноши и девы, от века просиявшии во святых, и ныне православно шествующии в небесныя селения под сиянием Честнаго и Животворящаго Креста Христова, на земном поприще, во юдоли плача и скорбей, под державным покровительством Матере Христа Бога нашего, Всечестнейшия Игумении православнаго монашескаго жития, Еяже милостивому заступлению радостно взываем сице:

Радуйся, Всечестнейшая наша Мати Игумение; радуйся, надеждо нашего спасения.

Радуйся, Святыя Горы Афонския Хранительнице; радуйся, тамо живущих иноков спасительнице.

Радуйся, веселие и славо Христовых подвижников; радуйся, отрадо Божественная святых пустынников.

Радуйся, яко Тобою вси святии спасаются; радуйся, яко вся вселенная Тобою украшается.

Радуйся, мира видимаго и невидимаго о Бозе Владычице; радуйся, в селения рая небеснаго Руководительнице.

Радуйся, благое начало и славный конец всех святых жития; радуйся, святыя радости Божественныя струя.

Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, Святыя Горы Афона и всея вселенныя православных обителей Всечестная Игумение.

Кондак 2

Видя скорбный путь спасения для всех преподобных Своих, Господь наш Иисус Христос благоволи Матери Своей, Всечестней Деве Богородице, да прострет Она Свой Божественный покров игуменства над всеми святыми обителями Святыя Афонския Горы и всея вселенныя православнаго монашескаго спасения, да вси спасающиися в преподобии и святости, верою видяще сие, взывают непрестанно Спасителю Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум имуще Божественный вси преподобнии отцы и матери, от всея души возлюбиша славу небесную, мир же со всеми его прелестьми возненавидевше и ногами попраша, шествоваху в подвизех святых за Христом в мире жития своего, безбедно руководимии Своею Приснодевственною небесною Игумениею, Еяже верою зряще в лице Ея икон святых, умильно взывают тако:

Радуйся, нашего спасения главизно; радуйся, радосте наша в сей и в будущей жизни.

Радуйся, дивная Строительнице наших святых обителей; радуйся, Экономисса милосердая иноческих общежитий.

Радуйся, цвете Божественнаго прозябения; радуйся, радосте всемирнаго воскресения.

Радуйся, всех святых Божественное веселие; радуйся, православнаго монашества украшение.

Радуйся, истинная Мати нашего Спасителя; радуйся, яко плотию родила еси ада Победителя.

Радуйся, яко на Афоне духовный сад насадила еси; радуйся, яко тамо живущих в преподобии в рай руководила еси.

Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, Святыя Горы Афона и всея вселенныя православных обителей Всечестная Игумение.

Кондак 3

Сила Вышняго осеняет всех в преподобии и святости и в правде живущих, иже возненавидеша суету мира сего и бежаша во святыя монашеския обители и тамо во образе ангельском, вземше на ся благое иго Христово, свято подвизающеся, чрез все житие свое взывают непрестанно ко Пресвятей Троице: Аллилуиа.

Икос 3

Вси соборы преподобных: просиявшии во святых от века и ныне, имущии пламенное желание спасения, подвиги спасения совершающии во обителех иноческаго жития, в лаврах, монастырех, скитех, киновиях, келлиях и на всяцем месте всея вселенныя, имея дивный щит спасения, божественное игуменство Матери Божией, хвалебно Ей песнопоют:

Радуйся, собирательнице наша среди мира греховнаго; радуйся, строительнице нашего спасения духовнаго.

Радуйся, спасшая весь род Адама падшаго; радуйся, плотию рождшая неизреченно Спаса и Бога нашего.

Радуйся, Всечестнейшая Монахине, образе спасающимся; радуйся, праведная Игумение всех нас, подвизающихся.

Радуйся, веры православныя Воеводо непобедимая; радуйся, божественная крепосте всесильная.

Радуйся, Мати Господня и наша Благодатная; радуйся, всем святым благоприятная.

Радуйся, двере милосердия кающихся; радуйся, упование о Бозе подвизающихся.

Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, Святыя Горы Афона и всея вселенныя православных обителей Всечестная Игумение.

Кондак 4

Бурю сомнений грехолюбивых оставльше отцы прподобныя и матери, возлюбиша тернистый путь спасения, живуще посреде скорбей и лишений, Царствия ради Небеснаго, украсиша своим Богоугодным житием премногая места вселенныя, идеже основаша святыя обители иноческаго спасения, в нихже спасающиися присно поют Ангельскую песнь Христу Богу нашему: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше святыя глаголы Христова Евангелия избранницы небеснии, вся презреша суетная мира сего и в путь святый поидоша, носяще благое иго Спаса нашего, житием своим во плоти Ангелом святым уподобишася, имуще предивную Игумению над всеми их святыми обителями, по всей вселенней, яко звезды небесныя, сияющими, к Нейже вопиют всегда:

Радуйся, премудрая Игумение монашества православнаго; радуйся, спасение народа Богоизбраннаго.

Радуйся, столпе девства и океане милосердия; радуйся, вечная отрадо райскаго веселия.

Радуйся, прибежище кающимся грешником; радуйся, сокровище убогим подвижником.

Радуйся, всю вселенную любовию покрывающая; радуйся, славою небесною сатану во ад низвергающая.

Радуйся, Божественная радосте Ангелов и человеков; радуйся, яко плач принесла еси демоном во веки.

Радуйся, единая надеждо веры православныя; радуйся, Мати Господня и наша Всеславная.

Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, Святыя Горы Афона и всея вселенныя православных обителей Всечестная Игумение.

Кондак 5

Боготечную жизнь праведницы проидоша и Небеснаго Отечества с радостию достигоша, веселятся о Господе со Ангелы святыми во вся веки; мы же, их собратия, подвизаемся во святых обителех, поюще хвалебныя песни Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видеша избранницы Господни скоропреходящую славу мира сего: богатство непостоянно, счастье скоротечно, скорби же, печали и отчаяние и всякия злоключения приснии спутницы жизни сея есть, в конце же смерть телесная всем людем неизбежна, святою же верою вечныя селения созерцаху, возлюбиша тесный и прискорбный путь монашескаго жития, идеже Пресвятая Матерь Самаго Господа игуменствует, руководя спасающимися духовными чадами Ея, хвалебно к Ней взывающими:

Радуйся, единое спасение душ наших; радуйся, райское утешение всех скорбящих.

Радуйся, Святыя Горы Афонския Просветительнице; радуйся, всея вселенныя Покровительнице.

Радуйся, надежное прибежище всем кающимся; радуйся, тихое пристанище от бед спасающимся.

Радуйся, Лавры Печерския Строительнице; радуйся, Почаевския обители Защитнице.

Радуйся, Экономиссо Лавры Афанасия Афонскаго; радуйся, книго Христова Завета новосионскаго.

Радуйся, всех святых во едино собравшая; радуйся, христианом православным путь в рай указавшая.

Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, Святыя Горы Афона и всея вселенныя православных обителей Всечестная Игумение.

Кондак 6

Проповедницы благодатнаго равноангельскаго жития во плоти явишася отцы преподобнии: Антоний Великий, Пахомий, Макарий, Феодосий и прочии преподобнии отцы и матери, ихже житию сонми последоваша всех преподобных, наследницы бывше райских обителей со всеми святыми, и мы, им ныне подражающе, во Ангельстем чине живуще, воспеваем Спасителю мира хвалебныя гласы: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия образ жития равноангельскаго для всех, ищущих спасения вдали от всех сует мирских, примером Самаго Христа и Бога нашего и Его Пречистыя Матере Приснодевы Марии Богородицы, Предтечи Господня Иоанна и премногих святых угодников, ихже житию подражают вси преподобнии, под державным водительством Владычицы вселенныя, Всечестнейшия Игумении православных монашеских обителей, Марии Богородицы, хвалимой от всех святых предивными похвалами сице:

Радуйся, православнаго монашества Мати Игумение; радуйся, их ангельскаго жития вечное спасение.

Радуйся, благая Наставнице на путь небесныя жизни; радуйся, Настоятельнице монашеския отчизны.

Радуйся, скорая защито сиротствующих; радуйся, яко подвижником святым венцы всегда готовиши.

Радуйся, всех праведников любящая; радуйся, кающихся грешников милующая.

Радуйся, яко Твоя любы Божией любви уподобляется; радуйся, яко Тобою всякая тварь о Господе спасается.

Радуйся, радосте божественнаго веселия; радуйся, всего мира покрове и спасение.

Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, Святыя Горы Афона и всея вселенныя православных обителей Всечестная Игумение.

Кондак 7

Хотящу скорбный путь к небеси благоустроити, Господь наш Иисус Христос благоволи Матери Своей, да игуменствует над всеми православными иноческими обительми, по всей вселенней сущими, руководя в селения небеснаго рая сонмы избранников, ищущих спасения и поющих Избавителю Богу нашему: Аллилуиа.

Икос 7

Новую жизнь образом ангельскаго жития показаша отцы преподобнии и матери, зане, вся оставльше сладости мира греховнаго и возлюбиша шествовати к Небеси путем Царя Славы Христа Бога нашего, скорбьми и страданьми, и быша мученицы без крове, терпяще вся злая Царствия ради Божия, еже и получиша, и ныне сонми преподобных шествуют таковым путем, водимии Материю Божиею, яко Всечестнейшею Игумениею их преподобнаго жития, превозносимою от них хвалами:

Радуйся, Мати Господа, Судии Всеправеднаго; радуйся, во Игумению от века предъизбранная.

Радуйся, чистотою телеси тварь превозшедшая; радуйся, святостию души Своея Небеса украсившая.

Радуйся, благовестие Небеснаго Отечества; радуйся, духовный крине православнаго монашества.

Радуйся, усердная молитвеннице о всех православных; радуйся, благая строительнице для святых избранных.

Радуйся, тихое пристанище всем странствующим; радуйся, покоище блаженныя старости.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, Святыя Горы Афона и всея вселенныя православных обителей Всечестная Игумение.

Кондак 8

Странное житие имуще Христовы избранницы, оставльше телесныя страсти и утехи, возлюбиша путь скорбей и страданий: в пустынях, на островех, в разселинах скал, в дубравех со зверьми живуще равноангельно, идеже устроиша Божиею волею святыя обители, в нихже воспеваху чрез все житие свое херувимски ко Господу: Аллилуиа.

Икос 8

Весь быв Всемогущий Бог во умех и сердцах избранных Своих угодников, по реченному: "Дивен Бог во святых Своих", прославляше святыя Своя, собирая из среды мира греховнаго, водворяя во святыя обители, да хвалится ими святое имя Его со святыми Ангелы во веки, и Владычица Богородица, Всеблагая Матерь Господня премудро игуменствует, спасая от бед и скорбей смиренно восхваляющих милости Ея:

Радуйся, Честнейшая всея твари и всея вселенныя; радуйся, сладчайшая, яко Божие селение.

Радуйся, святой покрове жизни нашея; радуйся, Божественный источниче сладости сладчайшия.

Радуйся, вся наша надеждо спасения и покой; радуйся, по Бозе все наше упование в жизни земной.

Радуйся, яко воскресе Сын Твой и Господь; радуйся, яко воскресит Той всяку плоть.

Радуйся, Юже воспевают Небесная Воинства; радуйся, хвалимая от всех святых по достоинству.

Радуйся, великая радосте моего спасения; радуйся, всего мира Божественное утешение.

Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, Святыя Горы Афона и всея вселенныя православных обителей Всечестная Игумение.

Кондак 9

Всякое мудрование земное презревше святии угодницы, яко юродиви Христа ради явишася, бегающе и странствующе на земли, не имуще нигде телеснаго покоя, Царствия ради Небеснаго, еже получиша, и мы, им подражающе житием, подвигами и любовию ко Господу, Егоже и восхваляем, ангельски поюще: Аллилуиа.

Икос 9

Витии премудрости Господней явишася отцы преподобнии: Пахомий Великий, Антоний Великий, Макарий Египетский и всех православных иноков начальницы, просиявшии во святых, ибо своим святым житием равноангельским на земли и словесы спасения спасоша премногия сонмы учеников, истинных рабов Христовых по всей вселенней, волением Пресвятыя Троицы, под державным игуменством Владычицы Богородицы, Юже от всея души всегда хвалиша тако:

Радуйся, Державная Владычице вселенныя; радуйся, Игумение нашего спасения.

Радуйся, Бога Отца Дщи вселюбезная; радуйся, Материю Сына Божия быти сподобилася еси за святость и смирение.

Радуйся, Бога Духа Святаго прекрасная Палато; радуйся, на Небеси и на земли любовию Всебогатая.

Радуйся, инокине, честнейшая Херувим; радуйся, Мати Бога, превысшая Серафим.

Радуйся, Апостолов Христовых всемудрое учение; радуйся, святых мучеников предивное терпение.

Радуйся, всех святых оправдание; радуйся помоще наша в земных страданиях.

Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, Святыя Горы Афона и всея вселенныя православных обителей Всечестная Игумение.

Кондак 10

Спасти хотя род человеческий, Господь наш Иисус Христос сниде с Небесе во юдоль плача и скорбей и Своими страданьми Божественнаго жития подаде пример всем святым, желающим достигнути небеснаго вечнаго покоя, в преподобии и правде хвалящим Его ангельскими гласы: Аллилуиа.

Икос 10

Стена крепости Божественныя явилася еси, наша Всечестная Мати Игумение, охраняя, спасая, покрывая вся святыя обители иноческия жизни во Святей Горе Афонстей и по всей вселенней, от зари веры христианския и до дне Страшнаго Суда Христова, спасая Божественною милостию преподобныя Своя, присно хвалящия Ея щедроты сими словесы:

Радуйся, Пресвятая Мати Игумение; радуйся, источниче духовнаго воскресения.

Радуйся, всю вселенную покрывающая; радуйся, святую Церковь Христову увеселяющая.

Радуйся, пророческая славо и венче; радуйся, и моея жизни блаженный конец.

Радуйся, краснейши неба еси и сладши рая; радуйся, образе святаго жития.

Радуйся, любящая Свой жребий Афон; радуйся, украшающая Иерусалим и Сион.

Радуйся, Мати Милосердаго Судии; радуйся, проливающая о мире Своя слезныя струи.

Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, Святыя Горы Афона и всея вселенныя православных обителей Всечестная Игумение.

Кондак 11

Пение всеумиленное приносят вси святии в небесных селениих райских, со святыми Ангелы хваляще и превозносяще Пресвятую Троицу: "Свят, Свят, Свят" вопиют, и мы, православнии иноцы, верою сие зряще, вопием непрестанно к Богу нашему: Аллилуиа.

Икос 11

Светоприемную свещу православнаго жития приемше собори преподобных, просиявшии от века и ныне в путь небесный шествующии, имуще Всемогущую о Господе Владычицу, Матерь Еммануилову, с радостию вопиют к Ней похвалами сице:

Радуйся, подающая нам образ смирения; радуйся, Собирательнице наша во обители спасения.

Радуйся, Игумение святыя Афонския горы; радуйся, Настоятельнице всех святых монастырей.

Радуйся, монахине, житием всечестнейшая; радуйся, Воеводо, во бранех всесильнейшая.

Радуйся, чад церковных хранительнице; радуйся, живых и мертвых Спасительнице.

Радуйся, сиротствующих Мати благодатная; радуйся, в скорби сущих отрадо приятная.

Радуйся, спасение православных христиан; святых щедрот Божественный океан.

Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, Святыя Горы Афона и всея вселенныя православных обителей Всечестная Игумение.

Кондак 12

Благодать подает всегда Пресладкий Спаситель наш всем рабом Своим, в преподобии и святости подвизающимся на поприщи земнаго жития; уже бо сонми святых прославленных Православною Церковию, в райских селениих воспевают Пресвятую Троицу со всеми Небесными силами, и мы, им подражающе, вопием дивному во святых Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще вся милости Господни и щедроты к нам, недостойным иноком, присно ниспосылаемыя, и всечестное игуменство над всеми нашими обителями нашея Всеблагодатныя Владычицы Богородицы, радуемся божественне и веселимся, яко сподобившиися спасение совершати в тех обителех, идеже уже премнози сонми преподобных подвижников достигоша Небеснаго Царствия, ихже святыми молитвами по милости Божией и под святым Покровом нашея Небесныя Матере Игумении достигнем и мы райских селений за труды спасения похвальная, воспевая сице словеса:

Радуйся, Пресвятая Богородице Дево; радуйся, спасения нашего Помощнице.

Радуйся, Игумение всех Всещедрая; радуйся, в преподобии Ты еси первая.

Радуйся, покровом милости весь мир покрывающая; радуйся, сирот странных питающая.

Радуйся, юным целомудрия наставнице; радуйся, о всех людех благая печальнице.

Радуйся, рода праотца Адама веселие; радуйся, тихое пристанище спасения.

Радуйся, Всещедрая наша Мати Игумение; радуйся, благое начало и конец нашего песнопения.

Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, Святыя Горы Афона и всея вселенныя православных обителей Всечестная Игумение.

Кондак 13

О Всепетая наша Мати Игумение, Преславная Владычице Богородице! Приими сия моления наша, от всея души Тебе ныне нами возносимая, и сподоби нас в чине ангельском достигнути Небеснаго Царствия, идеже вси святии Ангелы воспевают непрестанными гласы хвалу Пресвятей Троице Богу нашему: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангели плотию...» и 1-й кондак « Избранней от сложения мира...»

Молитва

О Пречистая Владычице Богородице, Всечестнейшая наша Мати Игумение всех православных святых обителей иноческаго жития, во Святей Горе Афонстей и по всей вселенней сущих! Приими смиренная моления наша и принеси я ко всещедрому Богу нашему, да спасет души наша Своею благодатию. Воззри на ны милосердным Твоим оком и соверши Сама о Господе наше спасение, понеже без милости Спаса нашего и Твоего святаго о нас ходатайства не возможем окаяннии совершити своего спасения, яко окаляхом житие наше в суетах мирских, ибо время приближися жатвы Христовы и день Страшнаго Суда приспе. Мы же, окаяннии, погибаем в бездне греховней нерадения ради нашего, по реченному от святых отцев, первоначальников ангельскаго во плоти жития, яко последнии монаси нерадением жития своего уподобятся мирским человеком, еже и сбысться днесь, ибо последнее иночество наше плавает житием своим в мори житейском, посреде великия бури и непогоды, ибо наша святыя обители во прасе пребывают, грехов бо ради наших всеправедный Судия Господь наш Иисус Христос тако благоволи, мы же, недостойнии, не имамы, где главы подклонити.

О сладчайшая наша Мати Игумение! Собери ны, разсеянное стадо Христово, воедино и спаси православное монашество последняго века сего, и всех православных христиан сподоби райския жизни со ангелы и всеми святыми во Царствии Христа Бога нашего, Емуже честь и слава, со Безначальным Его Отцем и со Пресвятым, Благим и Животворящим Его Духом во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4

Предстательство страшное и непостыдное, не презри, Благая, молитв наших, Всепетая Богородице, Милостивая верных Домостроительнице, утверди православных жительство, спаси страну нашу и всех православно живущих в ней защити, зане родила еси Бога, Едина Благословенная.

Оформить подписку

Инновационные подходы в организации музыкального образования в общеобразовательной школе

Ткачёва Алла Валерьевна, учитель музыки

Разделы: Преподавание музыки

Падают звёзды, шумит лес, звенит капель, смеётся ребёнок – всё это музыка. Она сопровождает меня с первых осознанных шагов по жизни. Нежный напев маминой колыбельной, робкие аккорды первой любви, восторженная "Аvе Маriа" всегда звучат в моей душе, наплывают великой радостью, которой хочется поделиться с людьми.

Размышляя о прожитом, прихожу к выводу, что жизнь, с её взлётами и падениями, – это цепочка ярких мгновений, которые можно назвать счастьем, вдохновением. “Счастливая по природе при всякой погоде”, – могу сказать о себе. Ежеминутно ощущаю и осознаю себя счастливой. Рядом по жизни идёт любимый надёжный человек, выросли и повзрослели красавцы-сыновья...

Было ли счастливым моё далёкое детство? Сегодня знаю точно – было. Воспитывалась в специализированном учебном заведении для музыкально одарённых детей в атмосфере творчества и доброжелательности. Мудрые высокопрофессиональные педагоги с настойчивостью и верой стремились развить мои природные задатки. Они научили меня много трудиться, верить в свою мечту.

Уже в 12 лет я твёрдо решила стать хоровым дирижёром и стала им. Но жизнь предоставила другие варианты. И теперь я – учитель. Учитель музыки и МХК! Люблю свою работу и считаю, что это моё призвание, моё состояние души. Не могу без школы, без моих учеников, их шалостей и причуд, радостей и тревог, восторгов и обид. Они – моя гордость, моя боль, моя надежда.

Каждый год, заканчивая свой большой учительский отпуск, всё чаще ловлю себя на мысли о школе, об учениках. С душевным трепетом иду в школу 1 сентября. Вот он, мой любимый “уютный уголок” в огромной школе, – кабинет музыки. “Это самый красивый кабинет в школе”, – говорят дети. “Каков хозяин, таков и кабинет”, – вторит директор. Учитель музыки имеет особый статус среди школьных учителей. Он призван нести детям культуру своим внешним и внутренним обликом, создавать атмосферу красоты и гармонии.

Переживая вместе с современниками эпоху прагматизма, духовного обнищания, засилья развлекательной низкопробной массовой культуры, обесценивания знаний как духовного богатства, ищу новые методы, пересматриваю старые.

Вот они, детские глаза – такие разные: горящие, умные, пытливые и, чего очень боюсь, равнодушные. Как открыть моим ученикам прекрасный мир в себе самом и в окружающей действительности? Как научить их трудиться, стремиться к добру и свету? Как убедить их в величии музыки и в её красоте? Вопросы, вопросы, вопросы...

Обнадёживает постепенно возрастающий в наши дни в молодёжных кругах интерес к культуре. Значит, не всё ещё потеряно. Понимаю, что невозможно полностью оградить современных школьников от влияния массовой культуры, ориентированной на вкусы “среднего” потребителя и вульгаризацию духовных ценностей предыдущих поколений. Поэтому на уроках музыки и мировой художественной культуры представляется важным не вычёркивать эту сторону действительности. Наоборот, внимательно рассматривать, изучать и обсуждать с разных сторон явления массовой культуры. Раскрывать взаимосвязь формы и содержания, сравнивая эстетические идеалы прошлого и настоящего. Анализировать “безобразное” и “прекрасное” в творчестве, и, тем самым, развивать не только умение эмоционально воспринимать художественное произведения, но и оценивать его с критической точки зрения.

Современному человеку как никогда важно приобщение к мировым культурным традициям. Это повышает адаптивные возможности человека в нестабильных условиях, способствует успешности его социализации, позволяет творчески подходить к решению проблем. Культура выступает как “фактор творческого жизнеустройства”. Декларируемая в настоящее время идея гуманизации и гуманитаризации образования может быть реализована, на мой взгляд, только посредством глубокого проникновения культуры и искусства в содержание образования. Это повлечёт за собой пересмотр методов и средств решения воспитательно-образовательных задач, расширение прав искусства в школе, предоставление ему достойного места в системе образования.

Внутренне протестую, когда уроки музыки называют по старинке “пение”. Музыка, один из самых мощных по силе воздействия на чувства человека видов искусства, не терпит к себе пренебрежительного отношения. Мои ученики знают, что урок музыки – это серьёзно, ответственно и необыкновенно интересно.

Звенит звонок, постепенно затихают шумные поклонники “попсы” и “рока”. Звучат первые аккорды рояля, вспыхивают свечи. Я открываю им новый мир, в который они входят сначала недоверчиво, а затем целиком погружаются в чарующие звуки. Я вглядываюсь в их глаза: отражают ли они те чувства, которые я хочу им передать?.. Урок закончен. Смущённо и робко встают мои ученики со своих мест. Надеюсь, что каждый из них стал чуточку добрее и терпимее.

Выдающийся Гражданин своего времени Дмитрий Борисович Кабалевский представил не только яркий образ урока музыки, но и образ Учителя, который “... должен любить музыку как живое искусство, ему самому приносящее радость. Учитель должен относиться к музыке с волнением и никогда не забывать, что нельзя вызвать в детях любовь к тому, чего не любишь сам. Надо увлечь их тем, чем сам не увлечён”. Он мечтал о том времени, когда на вопрос о роде своей деятельности в школе учитель ответит: “Я музыкант. Я учу детей музыке”. Это обо мне.

Описание системы работы

Тема: “Инновационные подходы к организации музыкального образования в общеобразовательной школе”

ВВЕДЕНИЕ

Ни для кого не секрет, что наше общество переживает в настоящее время серьезный духовный кризис. Одной из главных причин этого кризиса является установка на развлекательные формы массовой культуры. Наибольший ущерб нанесен детскому дошкольному и школьному музыкально-эстетическому образованию. Оно подменяется формированием потребительского отношения к музыкальному искусству. Художественные и музыкальные вкусы зачастую складываются в условиях преобладания музыкального ширпотреба. Такое положение очень беспокоит меня как человека, воспитанного на лучших образцах классической музыки, как гражданина, наблюдающего утерю культурных традиций в нашем обществе, как педагога – учителя музыки в общеобразовательной школе. И как любого неравнодушного человека эта обеспокоенность побуждает меня к действию: надо что-то менять.

Идея обновления музыкального образования в школе не давала мне покоя, побуждала к поиску новых форм и методов работы, пересмотру программного материала по музыке.

Концепция модернизации российского образования выдвигает новые критерии качества образования. Выпускник школы должен получить систему универсальных знаний, которые помогут ему успешно адаптироваться на рынке труда; обладать высокой креативностью мышления, позволяющей творчески подходить к решению проблем; быть зрелой личностью, способной критически оценивать окружающую действительность и поступающую извне информацию. В реализации этих задач я вижу большую значимость предметов художественно-эстетического цикла и уроков музыки в частности.

Базируясь на системе музыкального образования Д.Б.Кабалевского, системе развивающего обучения Л.В. Занкова, используя инновационную программу по музыке Г.С.Ригиной, методические пособия Т.И.Науменко и В.В.Алеева, освоив нетрадиционные формы организации учебной и внеучебной работы, создала свою систему организации музыкального образования в школе.

1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ БЛОК.

Модуль 1. Краткая характеристика школьных программ по музыке. Противоречия между целями музыкального образования и реальными задачами музыкального обучения и воспитания в современных условиях.

В 1977 г. была опубликована программа по музыке для общеобразовательных школ (экспериментальная), подготовленная Д.Б.Кабалевским и его последователями: Э.Б.Абдуллиным, Т.А.Бейдер, Т.Е.Вендровой. В программе определяются задачи музыкального воспитания, исходя из общих целей подготовки человека будущего, всесторонне развитого, который должен овладеть музыкальной культурой как важнейшей и неотъемлемой частью общечеловеческой духовной культуры. Музыка может воспитать доброту, отзывчивость, чуткость в отношении к людям, сформировать нравственно-эстетический идеал. Эти цели актуальны сегодня и даже в большей степени, чем раньше. Кабалевский трактует задачу воспитания музыкальным искусством как средством жизни человека (музыкальный язык – это язык человеческих отношений, мыслей, находящийся в контексте других искусств).

В 80-е годы были пересмотрены взгляды на роль искусства в формировании нравственно-эстетических чувств детей и юношества в системе общеобразовательной школы. Возникла проблема создания такой системы музыкального воспитания, которая отразила бы специфику музыки как предмета искусства. Для этого разрабатывается идея тематического построения программ с целью объединения всех элементов и составляющих урока в единое понятийно-музыкальное искусство.

Работая по системе Д.Кабалевского с 1986 года, я была удовлетворена содержанием этой программы, добивалась неплохих результатов. Но, постепенно набираясь педагогического опыта, как и большинство моих коллег, стала замечать ряд противоречий:

Во-первых, вся система школьного образования базировалась на знаниях, умениях и навыках, а в программе Кабалевского о ЗУНах речь шла как бы вскользь: они признавались как необходимое, но не достаточное условие приобретения музыкальной грамотности. Почему же уровень музыкальной культуры школьников растет так медленно, школьники не только не приобретают музыкальной грамотности, но и не овладевают элементами музыкальной грамоты? Что нужно делать, чтобы получить качественный рост музыкальной культуры выпускников школы? Напрашивается вывод, что процесс музыкального образования нельзя рассматривать как простое суммирование процессов обучения и воспитания. Образование должно стать самостоятельным процессом, направленным на работу с образом будущего. В системе Кабалевского отсутствует очень важное звено: ее авторы не предложили механизма диагностики уровня образованности выпускника школы по предмету “Музыка”. Система оценок для музыкального обучения вовсе не пригодна для процесса образования.

Во-вторых, несомненно за годы работы по программе Д.Б.Кабалевского удалось поднять и престиж учителя музыки, и сам урок музыки в школе, но, заглядывая в будущее, необходимо и критически осмыслить проблемы музыкального образования в резко изменившейся социокультурной среде, искать пути его обновления. По-прежнему актуальными остаются вопросы: как сделать урок музыки уроком искусства? Какая роль отводится в этом процессе самой музыке,учителю, ее преподающему, и ребенку, ее постигающему?

В-третьих, в последние годы содержание музыкального образования обновлялось в расширительном плане: введение фольклора, духовной (церковной) музыки, новых произведений и жанров, привлечение других видов искусства (так называемые интегрированные уроки). Однако это обновленное содержание остается отчужденным от ребенка, поскольку по-прежнему преобладают информативные методы обучения: все продолжает держаться на учителе, а ребенок не “проживает” полученные знания и, значит, не понимает смысла своей деятельности.

Время предъявляет совсем другие требования к уроку музыки: важнейшая роль отводится чувствам и эмоциям; комплексному воздействию на учеников (на их психику, моторику, физиологию); единству эмоционального, художественного и сознательного отношения к музыке. Эффективность уроков музыки зависит не столько от программы и методик, сколько от особенностей личности педагога, его профессиональных знаний и педагогического мастерства.

Модуль 2.Теоретическая интерпретация опыта.

Современная программа по музыке непременно должна отвечать следующим требованиям:

Наши рекомендации