Каким образом складываются семейные отношения в старости
ОТВЕТ. Семья играет большую роль на всех возрастных стадиях человеческой жизни. В пожилом возрасте круг социальных связей сужается до отношений с семьей. Возможность принимать участие в жизни семьи вызывает огромное удовлетворение у старого человека. Наиболее тесные контакты устанавливаются в случае совместного проживания и ведения хозяйства. Но и в случае отдельного проживания родители и дети поддерживают тесные контакты. Только интенсивность этих контактов в разных семьях складывается индивидуально. Наиболее типичными являются еженедельные и ежемесячные встречи. Различия объясняются дальностью проживания друг от друга и степенью занятости детей и родителей. Самая распространенная помощь родителям от детей сводится к следующему: полное или частичное содержание, предоставление жилья, финансовая поддержка. Родители могут полностью вести домашнее хозяйство, предоставлять жилье, присматривать за внуками, оказывать финансовую поддержку. В деревне взаимная помощь выражена в совместной работе на земле. В возрасте 65—69 лет обычно забота родителей о своих детях выше, чем забота о них. В возрасте старше 75 лет картина становится обратной. Семейные отношения складываются не всегда благополучно и могут оцениваться как «достаточно хорошие». Чаще всего жалуются на разногласия те родители, которые проживают совместно со своими детьми, особенно если проживание вынужденное. Лучшим решением вопроса родители считают отдельное, но недалекое проживание от своих взрослых детей. Это мнение распространено во многих странах и многочисленных группах общества. Больным и нуждающимся родителям помощь требуется со стороны своих детей. В сравнении с участием родных в уходе за пожилыми людьми роль медицинских сестер и других работников общественного сектора незначительна. Опека со стороны родных как элемент культуры в Европе имеет очень давнюю традицию. Сам по себе уход за больным со стороны близких людей вызывает чувство благодарности у беспомощного человека.
005. КАКОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СТАРЕНИЮ И СТАРОСТИ?
ОТВЕТ.Шрутц и Биррен предложили рассматривать старение как процесс, состоящий из трех компонентов. Процесс биологического старения, который ведет к возрастанию уязвимости организма и высокой вероятности смерти, они определили как senescing (от senescence — старение). Наравне с ним происходят изменения в социальных ролях, что влечет за собой изменения паттернов поведения и изменения социального статуса. Этот вид старения определен как eldering (от elder — старые люди, старшие). К этим двум процессам можно добавить психологическое старение, называемое geronting (от gerontology — учение о старости, геронтология). Этот процесс соответствует выбору адаптации к процессу старения, принятию решений и стратегий справляться с трудностями. Однако еще раньше к такому же выводу пришел Б. Г. Ананьев. Он предположил, что необходимо более многосторонне изучать комплексные критерии возрастной периодизации, вычленять в них биологические, психологические и социальные составляющие и устанавливать их взаимосвязи. Биосоциальная сущность человека дает основание рассматривать личностно-психологические изменения позднего возраста как совокупность взаимовлияния биологического и социального в их генезисе. В соответствии с этим Дж. Тернер и Д. Хелмс делят старение на три взаимосвязанных и взаимоперекрывающихся процесса: психологическое старение — как индивид представляет себе свой процесс старения, специфическое ощущение психологической старости, которое обладает как объективными признаками (снижение интеллектуальных способностей, сужение эмоциональной сферы), так и субъективными проявлениями. Ощущение старости реализуется в специфике отношения индивида к процессу своего старения при сравнении с процессом старения других людей; биологическое старение — биологические изменения организма с возрастом (инволюция);
социальное старение — как индивид связывает старение с обществом, поведение и выполнение социальных ролей пожилыми. По мнению К. Виктор, биологический подход также акцентирует внимание на физиологической стороне старости, психологический — на мыслительных и психических аспектах старения, социальный изучает старость в социальном контексте по трем направлениям: индивидуальные переживания пожилого человека; место пожилого человека в обществе; проблемы старости и их разрешение на уровне социальной политики. Таким образом, во всех этих подходах можно вычленить общие представления о вопросах, которые являются социально- психологическими: процесс старения личности как члена группы и переживание старости в непосредственном социальном окружении, место пожилой личности в обществе, отношение индивида к своему процессу старения, социальная адаптация к процессу старения, изменение социального статуса и социальных ролей, позиция общества по отношению к стареющим и старым людям, фактическое место стариков среди других возрастных групп, их функции в обществе.