Понятие о группах социальной психологии.

Группа – ограниченная размером общность людей, выделяющаяся или выделяемая из социального целого по определенным признакам.

В психологии группы делят по следующим критериям:

— по непосредственности взаимосвязей: на группы реальные (контактные) и условные.

Реальная группа — ограниченная в размерах общность, существующая в едином пространстве и времени и объединенная реальными отношениями (школьный класс, социально-реабилитационная группа и др.)

Условная группа — объединенная по определенному признаку: роду деятельности, полу, возрасту, уровню образования и пр. Это общность людей, включающая субъектов, не имеющих прямых или косвенных, объективных взаимоотношений друг с другом. Люди, составляющие эту общность, могут не только никогда не встречаться, но и не знать ничего друг о друге. Например, незрячие или глухонемые дети как категории аномальных детей.

— по размеру: на группы большие, малые, микрогруппы. Большие группы — количественно не ограничиваемая

общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков: социальной принадлежности, пола, возраста, национальности и т. д. Большая группа – это социальная общность, члены которой, не имея непосредственных контактов между собой, связаны опосредованно психологическими механизмами групповой коммуникации. В больших группах вырабатываются нормы поведения, общественные и культурные ценности и традиции, общественное мнение, которые через посредство малых трупп доводятся до сознания каждого человека. К ним относят, например, классы, нации, религиозные конфессии, общественные организации, возрастные группы.

Малая группа включает в себя относительно небольшое число индивидов, объединенных общими целями и задачами.

Микрогруппа может функционировать в виде диады, триады.

— по общественному статусу: на группы формальные (официальные) и неформальные (неофициальные).

Формальная группа — реальная или условная социальная общность, имеющая юридически фиксированный статус, члены которой в условиях общественного разделения труда объединены социально заданной деятельностью. Официальные группы всегда имеют определенную нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство, закрепленные права и обязанности ее членов (учебная группа, группа детского сада и т. п.).

Неформальная группа — реальная социальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы и симпатии либо на основе прагматической пользы. Неформальные группы могут выступать как изолированные общности или общности, складывающиеся внутри официальных групп. Их интересы могут иметь различную направленность в зависимости от целей и ценностей группы.

— по уровню развития: на группы высокого и низкого уровня развития.

К группам низкого уровня развития относят: диффузную группу, группу-ассоциацию, группу-кооперацию, группу-корпорацию. К группам высокого уровня развития — коллективы.

— по направленности активности:

а) на группы просоциальные: просоциальная ассоциация, кооперация, коллектив;

б) группы асоциальные: асоциальная ассоциация, корпорация.

— по значимости: на группы референтные и группы членства.

Референтнаягруппа выполняет, в основном, две функj ции: нормативную и сравнительную. Нормативная функция проявляется в мотивационных процессах.Референтная группа выступает как эталон, посредством которого индивид может оценить себя и других. Нормативные и сравнительные функции могут выполняться одной и той же группой.

Группа членства — группа, с членами которой индивид! постоянно контактирует.

— по признаку деятельности: на группы по интересам, учебные, производственные, психокоррекционные и др.

Группы общения или группы по интересам — группы,! в которых дети проводят свободное время, общаются, выпол-j няют различную деятельность.

Группы учебные — это формальные группы, создаваемые специально для осуществления учебно-воспитательной работы в учебном или специализированном заведении.

Сущность и содержание понятия малой группы. Классификация малых групп.

«Малая группа — это немногочис­ленная по составу группа, члены которой объединены общей социаль­ной деятельностью и находятся в непосредственном личном взаимо­действии и общении, что является основой для возникновения эмоци­ональных отношений, групповых норм и групповых процессов».

Интегративность — мера единства, слитности, общности членов группы. Противоположное качество — разобщенность, дезинтеграция.

Микроклимат — психологическое самочувствие каждого индивида в группе, его удовлетворенность группой, комфортность пребывания в ней.

Референтность — принятие членами группы общих эталонов.

Лидерство— степень влияния тех или иных членов группы на группу в целом ради осуществления общих целей.

Интрагрупповая активность — мера внутри групповой активности ее членов.

Интергрупповая активность — степень активности группы в целом и ее членов с внешними группами.

Направленность группы — социальная ценность принятых ею це­лей, мотивов деятельности, ценностных ориентации и групповых норм.

Организованность — реальная способность группы к самоуправ­лению.

Эмоциональность — межличностные эмоциональные взаимосвязи членов группы; преобладающий эмоциональный настрой группы.

Интеллектуальная коммуникативность — характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения единого языка общения.

Волевая коммуникативность — способность группы противостоять трудностям и препятствиям; ее надежность в деятельности и поведении в экстремальных ситуациях.

Можно выявить и множество других признаков, определяющих малую группу, например:

— преимущественно прямой контакт между ее индивидами, непос­редственное, личное («лицом к лицу») общение ее членов между со­бой;

— межличностное взаимодействие и взаимовлияние;

— общность цели деятельности;

— переживание общих чувств;

— общность внимания, интересов, мотивов, установок, норм, нравов, обычаев и привычек;

— внутренняя расчлененность групповых ролей;

— определенная локализация в пространстве и относительная устойчивость по времени.

Классификация.

Наши рекомендации