Гороскоп подростковой личности
А теперь мы переходим к рассмотрению личности второго уровня развития — подростковой. Здесь человек идентифицирует себя со своими длительными программами и устойчивыми ценностями, и как те, так и другие у него имеются. Он способен на сравнительно длительное целеполагание и целедостижение.
У подростковой личности бывают характерные иньские и янские роли: я их собирательно условно называю Гусь и Деятель. Иногда мы поводу какого-то человека говорим: «Ну, это гусь!» В этом есть что-то пренебрежительное, но, в то же время, и уважительное: что-то в нем вызывает восхищение, чем-то он существенно выделяется на фоне окружающей социальной среды.
Типичный пример — это Аристократ — как роль. Это человек, который держит себя как аристократ, он одевается как аристократ; может быть, он больше ровным счетом ничего не делает, но образ свой держит.
А вот Красивая Женщина. Она всегда в форме, тщательный и дорогой макияж на лице, всегда старается изысканно одеваться. И всем понятно, что на улице она появится в сопровождении кавалера (а чаще двух).
Еще одна подростковая роль — это Оригинал. Это человек, который в любой ситуации хочет, как говорится, выпендриться. И у него это получается. Он часто демонстрирует небанальный взгляд, небанальное поведение. О нем можно рассказать кому-то еще, и рассказ будет воспринят с интересом.
Для того, чтобы освоить роли Аристократа, Красавицы, Оригинала нужны значительные усилия. И подростковая личность на эти усилия идет.
А есть у нее роли янские: активные, деятельные, например, Карьерист — в хорошем или плохом смысле. Человек, который хочет сделать карьеру, достичь определенной цели. Или человек, который достиг определенного положения и теперь успешно и не без труда в нем функционирует. Вот Директор — как роль. Человек чувствует себя директором. И он в этой директорской роли и состоит, и исполняет функции этого директора. И с ними идентифицируется.
Еще одна похожая янская роль — Хозяин. У него есть какое-то хозяйство. И он этим хозяйством управляет. И это его цель — поддержание хозяйства на определенном уровне.
Коллекционер. Я думаю, вы можете продолжить это перечисление сами.
Для человека всегда психологически очень важен момент перехода с уровня на уровень. Живет себе инфантильная личность и живет, и вдруг звенит колокольчик, и она становится подростковой. Что при этом происходит? Происходит чудо. Но каков его механизм?
Например (иньский вариант), у инфантильной личности появляется крупный соблазн. И она уже в своих мечтах не разбрасывается и ни о чем, кроме этого соблазна, не думает. Этот соблазн каким-то образом собирает вместе все ее силы, и она начинает неуклюже, но не отвлекаясь, двигаться в направлении этого соблазна. При этом происходит нечто совершенно невероятное: с астрологической точки зрения, включаются все ее квинтили, секстили, септили и полуквадраты, какие есть в карте — по крайней мере, соответствующие сюжеты подходят уже к самой грани возможного осуществления. Можете себе представить, какая это силища! Пусть они еще только-только опробованные или даже совсем не опробованные — но они уже есть.
Или второй, янский вариант: человек ставит себе цель и действительно начинает ее добиваться, и в какой-то степени с этой целью идентифицируется — хотя она охватывает далеко не все в его жизни.
Когда это происходит, происходит перелом и в судьбе человека, и в его личности. А в его жизни начинаются новые сюжеты — и качественно по-новому начинают звучать старые.
Рассмотрим эту тему в преломлении дуговых аспектов гороскопа.
Соединение.Подростковая личность замечает свои соединения, частично осознает их, как-то себе их формулирует (не на астрологическом языке, разумеется, а на каком-то своем собственном) как особенности своей жизни и имеет в виду — по крайней мере, некоторые, соответствующие наиболее активным планетам его гороскопа.
Например, стоит у человека Венера в соединении с Солнцем высоко над горизонтом, в Х доме. По своему опыту он будет знать, что новая программа, новая работа входит в его жизнь через молодую, нередко красивую женщину — а если таковой не обнаруживается, то вариант, скорее всего, окажется негодным или быстро провалится. Причем это должна быть не «лунная» особь, по которой сразу видно, что ее основное жизненное предназначение — это готовить пищу и быть незаметной для глаза. Это должна быть именно венерианская особа, которая заметна для мужского глаза, даже более, чем заметна — по крайней мере, для его глаза. И он эту закономерность отследит и будет ее иметь в виду.
И такого рода стихийная философия или суеверия возникнут у подростковой личности в связи с соединениями его планет, и он, скорее всего, будет склонен их обобщать на весь мир. Он будет считать, что и у других людей ритм жизни обладает теми же свойствами и особенностями.
Обычно одна из планет в соединении сильнее. Какая именно, можно пытаться определить по самому гороскопу, и здесь у астрологов есть некоторые принципы определения сравнительной силы. Но они все работают весьма условно. Дело в том, что в разные периоды жизни человека возможны различные акцентировки: в один период — одна из планет сильнее, а в другой период — другая, так что наряду с эссенциальными достоинствами, вытекающими из положения планеты в гороскопе, нужно еще учитывать ее роль в фактической жизни человека в настоящий период.
Но в данный период жизни всегда одна из планет в соединении сильнее, а вторая при ней состоит, являясь как бы ее спутником. И человек к этому привыкает. Мысль о том, что возможна противоположная ситуация, когда первая планета будет вспомогательной и лишь спутником второй, ему в голову не приходит — а это возможный и качественно иной сюжет его жизни.
Поэтому, интерпретируя карты, приучайтесь с самого начала не интерпретировать аспект как единое целое. У каждого аспекта есть две совершенно разных интерпретации: как одна планета через аспект влияет на вторую, и как вторая через тот же самый аспект влияет на первую. Это два совершенно разных сюжета, и им соответствуют разные тексты интерпретации. И здесь нас геометрия гороскопа, если его прямолинейно понимать, может вводить в заблуждение.
Множественные соединения (стеллиумы). Им свойственна мощная энергия, подростковой личностью практически не управляемая. Но заметьте, что стеллиумы в гороскопе подростковой личности существенно скромнее, чем в гороскопе инфантильной — здесь орбис уже не 28°, а где-то около 14° (см. таблицы в конце книги). Однако, в отличие от инфантильной личности, подростковая будет осознавать энергию своих стеллиумов. Она будет чувствовать: «Я в потоке! Ко мне пришла сила!» Это совсем не обязательно положительное переживание: часто эта сила дисгармонична и является внешним или внутренним насилием.
Но при этом обязательно одна из планет стеллиума будет доминирующей, а остальные будут как бы вспомогательными, и будут лишь окрашивать своими характеристиками принцип доминирующей (основной) планеты стеллиума. И задача астролога — определить, какая планета в стеллиуме ведущая, и лишь после этого заниматься интерпретацией.
Вот, например, соединение Меркурия и Венеры. Какая из этих планет доминирует в жизни человека? Если это деловой человек, то ясно, что у него на работе будет доминировать Меркурий: встречи, договоры, рассуждения, расчеты, варианты и т. д. Но человек обратит внимание на то, что все его рабочие сюжеты идут лучше, если он подчеркнуто вежлив и обходителен, элегантно одет и причесан. Вы скажете, что это у всех деловых людей так — но в разной степени! Кроме того, сами обстоятельства будут человека к этому вынуждать.
Но если говорить о любви, тут уже Венера главная планета. Кого этот человек будет любить? Того, с кем ему будет интересно, кто расскажет ему что-то интересное, познакомит с чем-то или кем-то значимым, и т. д. Если это женщина, то она будет любить умных мужчин, и млеть от их рассуждений на серьезные темы. Если это мужчина, он может обожать болтовню своей подружки на самые пустые темы — она в этот момент будет казаться ему неотразимой в своей прелести.
Чем отличается подростковая личность от инфантильной? Частичным осознанием эффектов своего гороскопа (другими словами — особенностей ритма своей жизни) и целенаправленными попытками их корректировать или к ним приспосабливаться. Например, имея уже упоминавшееся соединение Солнце — Венера в десятом доме, человек будет отслеживать свою склонность к служебным романам (особенно со злоупотреблением служебным положением — вы знаете термин «научно-техническая проституция»?), и он (она) будет их как-то ограничивать: например, не заводить романов с непосредственными подчиненными и начальниками. Это он (она) в какой-то момент себе запретит. Но все равно, какое-то эротическое напряжение на рабочем месте у него возникать будет. От этого никуда не денешься. Но он постарается заключить его в разумные рамки, и в какой-то мере в этом преуспеет — если действительно захочет.
Оппозиция.У инфантильной личности оппозиция не осознана. Подростковая личность ее уже осознает. Она по-прежнему, как правило, идентифицирует себя с одной из планет в оппозиции, проецируя принцип другой на внешний мир (например, на партнера), но здесь уже нет непримиримого антагонизма между планетными принципами, типичного для инфантила. Здесь уже понятно, что это диалектическое противоречие, а именно, между по видимости противоположными принципами есть много общего.
Например, оппозиция может проявиться как соотношение между мечтой человека и ее реализацией. У человека будет очень далекое расстояние от одного до другого, если одна из планет в оппозиции идентифицируется у него с мечтой, а другая — с непосредственными достижениями. И здесь человек будет более последователен, более устойчив в своей идентификации с одной из планет в оппозиции: инфантильная личность идентифицирует себя то с одной планетой, то с другой в совершенно хаотическом режиме, подростковая же в этом отношении будет более последовательна.
Рассмотрим, например, оппозицию Солнце-Марс. Вообще это мужской и рабочий аспект, то есть человек по идее должен в жизни много и ответственно трудиться. Если Солнце стоит сильнее Марса, он будет говорить: «Я хочу стать начальником. Я буду командовать, а они будут работать». Но в его жизни, естественно будут ситуации, когда он будет работать (по Марсу), а кто-то будет им командовать — или конкретный начальник, или безличный императив. Однако он будет эти ситуации осознавать и ощущать как временные. Они его не очень устраивают, он хотел бы наоборот, но плохо понимает, как это сейчас конкретно сделать. У него еще не будет возможности свободно помещать себя и в одну позицию, и в другую — но он хотел бы этому научиться.
Он обычно стоит на определенной акцентуации: «Я — прирожденный руководитель. И ничего с этим не сделаешь. А подчиненный труд — не для меня, хотя почему-то нередко мне приходится им заниматься». Но где-то в подсознании у него будет и противоположная позиция, то есть он будет чувствовать, что он может быть и подчиненным трудягой — но при условии, что найдет адекватного начальника.
Луна в оппозиции к Марсу. Здесь Луна будет принципом «я хочу», а Марс — принципом «пусть они работают». «Я хочу этого, и пусть они для этого приложат все усилия. И я не должна им приказывать (Луна — не Солнце), они должны сами догадаться, чего именно я хочу». Для женщины это очень тяжелый аспект. Но не для нее самой, а для тех мужчин, которые ее окружают. Она действительно будет так хотеть, что они будут кидаться куда-то даже без ее прямых указаний, и что-то лихорадочно делать. А ее это не будет устраивать: оппозиция в непроработанном виде воспринимается конфликтно и тяжеловато. Но подростковая личность делает первый и самый трудный шаг в проработке этого аспекта — она его осознает.
Но реально-то бывает и наоборот: имея оппозицию Луна-Марс, человек регулярно будет брать на себя марсовские роли и о ком-то заботиться, причем в полярной модальности, как бы подчеркивая, что он заботится не о себе, а о ком-то или о чем-то, что от него отделено, и является по отношению к нему чем-то подчеркнуто внешним. Но он будет слабо отслеживать ситуации смены своих ролей: лунной на марсовскую и обратно.
Оппозиция Нептуна. Вообще это трудный для проработки аспект, и подростковая личность лишь начинает его осознавать — но ни в коей мере не управлять им. Она осознает искажения в сфере планеты, оппозиционной к Нептуну, но не понимает, с чем они связаны и как их можно откорректировать или утилизировать. И она будет чувствовать, что при включении этой оппозиции либо у нее, либо у партнера сильно искажается реальность. Но кто кому морочит голову, ей до конца неясно — по крайней мере, ее взгляды на эту тему могут со временем меняться.
Трин.Этот аспект у подростковой личности смотрится получше, чем у инфантильной — но и орбис у него поменьше. Подростковая личность уже частично осознает удачу и гармонию, которую приносит трин. Она понимает: «Мне здесь повезло, это чего-то стоит. Я могу использовать это для достижения поставленной цели. У другого этого может и не быть». Талант, который дает трин, подростковой личностью воспринимается как естественный, но в то же время она чувствует, что его можно и должно разумно использовать — и начинает это делать. Другими словами, здесь с эффектами трина идет простейшая, но конструктивная работа.
Этот человек более точно, чем инфантильная личность, знает, к кому, куда и как надо подлипнуть, чтобы пышное одеяло само собой каким-то своим краешком на него наехало и ему стало хорошо, и он что-то для себя получил без особенного труда — но и без откровенного паразитизма. Он же, наработав определенный потенциал, может естественным образом выступать в роли командира над такими подлипалами, располагая их вокруг себя удобным для себя способом. А они будут ему всячески льстить, поднимая ему настроение. При этом будет наблюдаться определенный баланс: они будут в какой-то степени питаться его энергией, но он будет за них проживать их жизни, в частности, направлять их по собственным жизненным сюжетам.
Трин Венера-Марс. Этому человеку свойственна гладкость в обхождении, стихийная, инстинктивная тактичность. Но, как мы помним, обычно одна из планет в любом аспекте сильнее, то есть задает основную тему, а вторая лишь ее подкрашивает. Что характерно для этого аспекта? Такого человека запросто не запряжешь. На микросоциальном уровне, то есть в непосредственном общении, он несет с собой естественную благодать, мягок и доброжелателен, кажется, что он с удовольствием окажет вам услугу — но не надо просить его сделать больше, чем он сам вам предложит. Это было бы ошибкой. Наизнанку он для вас не вывернется (заметьте, я говорю про данный аспект; в других местах карты у него вполне может обнаружиться жертвенная самоотверженность), и если даже вам удастся залезть ему на шею, вы очень гладенько с нее съедете. Причем вам это будет неприятно, а он, может быть, даже и не заметит вашего маневра.
Сам человек от своих изобильных тринов может иногда и страдать: он, может быть, и хотел бы собой пожертвовать, но как-то все не получается — по крайней мере, в сферах, управляемых тринами. Эгрегоры и подсознание, словно сговорившись, так выстраивают его ситуации, чтобы не получалось перенапряжения — для него лично.
Заметьте: вы можете попасть впросак, если возьмете карту своего клиента и все аспекты, какие есть, прямолинейно проинтерпретируете. Методически это совершенно неправильно. Правильно сначала определить акцентуацию планет и идти от центральных планет к периферическим.
Трин Юпитера. Это опасный аспект: он больше обещает, чем дает. Он дает ощущение причастности к общесоциальным символам, общесоциальным энергиям. Вы легко знакомитесь со знаменитостью, можете упомянуть, что вы видели ее концерте; вам представится случай подержать за ручку с примадонну. Вы можете тешить свое тщеславие, показывая фото, где вы красуетесь рядом с президентом своей компании или даже страны — но вашей жизни это не поменяет. Трин расслабляет. Под трином Юпитера иногда легко попасть в минутные «звездочки» — но трудно удержаться на уровне настоящих звезд.
Трин для подростковой личности — очень опасный аспект. Его прорабатывать и прорабатывать, и понимать, что на нем одном далеко не уйдешь. Сколько-то он тебе даст, а больше — ни за что, пока ты не выйдешь на серьезный энергетический уровень, когда благодать пойдет от тебя к другим людям — и тогда они будут подниматься по твоим тринам. Под трином Юпитера крупная звезда может поднимать на сцену маленькие, начинающие «талантики» и давать им возможность предъявить себя широкой публике. Это аспект спонсора или спонсируемого — но не следует ждать от такого рода сюжетов слишком многого, по крайней мере, в рамках данного аспекта.
Квадрат.Этот аспект в жизни подростковой личности смотрится качественно иначе, чем в жизни инфантила. Он дает не столько неприятности и страдания, сколько устойчивый интерес к данной сфере жизни и материал и инструменты для серьезного труда. Заметьте: здесь трагедии уже нет, а вместо нее обозначается многоступенчатое достижение цели. Человек понимает, что цель далека, что придется потрудиться. Но это его не смущает. Квадрат дает ему энергию, необходимую для работы. И он знает, какие надо пройти ступеньки. Или он знает, что, когда он взойдет на первую, ему откроется вторая.
То, что я говорю, хорошо звучит для мужских планет: Солнца, Марса. А теперь попробуйте представить квадрат Луны, например, квадрат Луна-Венера. Если трин Луна-Венера дает естественную женственность, то квадрат Луна-Венера дает проблемную женственность.
Знаете научное определение перил? «Перила — это приспособление, делающее падение с лестницы проблематичным». Аналогично, квадрат Луна-Венера в женской карте делает женскую идентификацию своей хозяйки проблематичной. Она должна научиться сочетать роли женщины-матери и женщины-возлюбленной, и это дается ей очень тяжело, и тут возникают две различные проблемы. Если она выступает в роли Красавицы (что для нее — естественная потребность), и ей хочется поухаживать за любимым мужчиной, то это получается у нее как-то неловко. А если она жена и мать, то она красит губы, глаза и волосы в такой манере, которая по неясным для нее причинам решительно не устраивает ее мужа. Этот аспект делает весьма вероятной тему ревности, иногда дает потребность в частых сменах партнеров, или, наоборот, безнадежную фиксацию на явно неудовлетворительном любовном сюжете, с откровенными психоаналитическими корнями в обоих случаях.
Но на уровне подростковой личности уже видны пути решения этой проблемы, особенно если человек здесь уже помучился и приобрел жизненный опыт — тогда с ним можно разумно обсудить его проблему, объяснить, какие черты характера и внешнего поведения он должен отрабатывать, чтобы свою проблему как-то сдвинуть в направлении к ее решению. С подростковой личностью уже можно работать, апеллируя к ее сознанию и необходимости самостоятельных действий.
Квадраты обозначат те области, где человека уже потрепали, и он знает, что там судьбу на мякине не проведет. Кроме того, это область его устойчивого интереса.
В сферах квадрата подростковой личности свойственна грубость и требования к другим вместо себя, т. е. наивные проекции — но все же, в отличие от инфантильной личности, ограниченные. Человек знает, что совсем грубо себя вести не стоит — будет плохо ему, будет плохо другим. Здесь у него есть возможность свою грубость перевести в грубоватость, и человек понимает, что ему (а не другим) надо этим заниматься.
Чаще всего он придет к вам уже с частично (а порой и основательно) проработанными квадратами. И если вы его начнете в этой области учить жизни, то рискуете попасть впросак: в них он ориентируется гораздо лучше вас. Или он уличит вас в неправильном толковании, или заметит: «Ты сейчас рассказываешь про меня, каким я был в двадцать лет, — но сейчас-то мне сорок».
Такой человек плохо переживает тау-квадрат. Тут нагрузка на жизнь и психику в сфере фокуса будет чрезмерной. Ему плохо понятны квадраты Нептуна, Сатурна, Луны. Кстати сказать, может быть, квадрат Плутона ему как раз более понятен, потому что он знает, что у него есть некоторый жесткий ритм жизни, который его ведет — своего рода грозный волк, который постоянно за ним ходит и недобрым глазом смотрит — но если он его точно слушается, то от многих неприятностей гарантирован.
Квадрат Луна-Уран — очень тяжелый аспект для подростковой личности. Он дает взбалмошность, непостижимую по своей логике капризность, имеющую, однако большую власть над человеком. Этот квадрат, как и квадрат Луна — Сатурн, может дать сюжет неудачника: человек что-то начинает делать, а потом в какой-то момент словно какая-то вожжа попадает ему под хвост или встают на первый взгляд непреодолимые препятствия, и он говорит: «Ах! Ну, здесь я уже все!» А при проработке он в таких случаях может сам себе сказать, что нет, надо продолжать — но это знание может прийти слишком поздно. Однако серьезная неудача на подростковом уровне может быть толчком для выхода на юношеский уровень личности, и астрологу-консультанту следует иметь в виду такую возможность.
Обычная гуманистическая психология, ориентированная по своей сути на Юпитер и Венеру, не срабатывает в сатурновских проблемах, особенно когда в карте подростковой личности есть квадрат Сатурна. Здесь человеку надо идти не вширь, а в глубину. Надо делать то, что ты делаешь, только еще лучше, еще точнее. И не обращать внимание на крокодиловы слезы, которые льет твое эго. И если у самого консультанта есть проработанный квадрат Сатурна, то он, вероятно, сможет это объяснить своему клиенту так, чтобы тот услышал. А если нет, то, скорее всего, не сможет.
Если же у вас квадрата Сатурна в карте нет, лучше эту тему обойдите, сверните на что-нибудь еще — например (следуя Карлу Роджерсу), на гармоничный Юпитер.
Квинтиль в случае подростковой личности — аспект сильный и в каком-то смысле грубый. Он дает человеку большой запас оптимизма, жизненных сил, живучесть. Это похоже на то, что вы в доме завели собаку и ею любуетесь. Но она вами абсолютно неуправляема. Как правило, подростковая личность вначале и сама неуправляема в области квинтилей, и не способна управлять жизнью, которая к ней направлена. Квинтиль Венеры, может дать, например, чересчур уж биологическое отношение к сексуальной жизни. Не грязное, но биологическое. Знаете определение шлюхи? Это женщина, которой вы не сможете объяснить, почему она не должна «давать» каждому, кто в этом нуждается. Или другой пример: известный анекдот. Муж подходит к жене и говорит: «Дорогая! Вот, мне с тобой очень хочется... Ну, ты знаешь, мне как-то неудобно это сказать… Ну, в общем, давай мы с тобой это сделаем, как собаки на улице!» Она возражает: «Ты что! Ты с ума сошел! Это же так неудобно!» — «Ну, я тебя очень прошу, это моя давняя мечта!» — «Ну, хорошо. Только не на нашей улице!»
Секстиль.Это аспект дрессировки — в случае подростковой личности, дрессировки энергичной до грубости и, опять-таки, наивной. Вообще, аспекты, появляющиеся в первый раз, звучат достаточно наивно. И человек с сильными секстилями может избрать себе карьеру дрессировщика — в прямом или переносном смысле. Если это будет начальник, то он будет дрессировать своих подчиненных, как некую живность. Буквально. Этот образ будет для него не метафорой, а руководством к действию.
Секстиль Венеры может символизировать, например, дом нувориша. Нувориш — это по-французски «новый богатый» — как у нас сейчас говорят «новый русский». Шла из него изначально дикая сила, совершенно некультурная. Он на ней пробился в социум, отхватил себе кусок. И теперь ему нужно строить себе дом, дом для жизни. И тут у него волей-неволей включается секстиль. Но в нем эта его дикая энергия и жизнь кипит, и его привлечет очень определенная архитектура, без особых тонкостей, без капителей, ротонд и закомаров, вуалей и гипюра. Анекдотов на эту тему много ходит, но я уж не буду вам их пересказывать, а расскажу случай из своей практики.
У меня был как-то случайный знакомый из этой самой категории новых русских, причем, как я сейчас понимаю, из приличных. Он говорил так: «Я, когда у себя дома слышу звонок, без пистолета к двери не подхожу, и тем более не открываю». А под кроватью у него стоял ящик с гранатами. С какой целью — не знаю, но, видимо, он так себя чувствовал более уверенно. Я не думаю, что он их швырял связками, но ящик лежал — на всякий случай, и был явно не случайной, а глубоко продуманной частью квартирного дизайна.
Септиль.Этот аспект (а вовсе не квадрат) дает истинную проблему подростковой личности. В его сферах человек буквально выкинут в область чистоты, в область необходимости точного соответствия идеалу. Для него это шок. Он не понимает, почему он так себя ведет, но интуитивно и очень сильно стремится соответствовать своему идеалу. Он очень прямолинейно ему следует. Причем чувствуется, что это стремление и чистота прозелита, то есть буквальное следование тем указаниям, которые дает религия, в которую он только что влился, или своему практическому духовному учителю. Для того, кого он считает духовным учителем, это может быть сущее мучение — потому что внутреннего «я» у подростковой личности, как вы помните, еще нет. Однако здесь перед ней ставятся большие цели, причем ставятся с нажимом, и сила притяжения образца громадна.
При этом человек не видит своих искажений, то есть разницы между тем, что для него является образцом, и собственным поведением. Таким образом, для подростковой личности проблема это именно септиль, а не квадрат. Квадрат здесь воспринимается легче. (Я не говорю про случай множественного квадрата или тау-квадрата. Они, конечно, пойдут тяжело. Но и в этом случае человеку будет в основном понятно, что происходит и что от него требуется.) Но септиль — это действительно то, что его внутренне волнует. Здесь, например, он ощущает свою абсолютную несостоятельность. Здесь ему свойственна наивная религиозность, и он совершенно искренне произносит типично септильные формулы: «Я — прах!», «я — раб Божий», — то есть действительно ощущает себя рабом, ничтожеством, пылью под ногами Господа.
Полуквадрат.Это магический аспект. Он ведает инструментами и структурами в плотном плане, и символами тонкого плана, которые управляют плотным.
Полуквадрат Венеры даст человека, который будет ценителем прекрасного, но не просто так — он будет пытаться понять его законы, например, измерить пропорции красоты (слышали о золотом сечении?). Современный взгляд на женскую красоту, применяемый на конкурсах, когда красоток меряют сантиметром — это типичный взгляд полуквадрата Венеры: красота это точно выдержанные пропорции. Здесь характерна идея разобрать прекрасное по частям и понять, по каким правилам их можно собирать. Еще пример: теория музыки. Формула трезвучия: доминанта — субдоминанта — тоника. Формальные правила аранжировки.
Полуквадрат Солнца или Марса — хороший аспект для инженера, для строителя, для рабочего, который работает на станке. Здесь тонкие движения рук создают определенную форму детали. Но, в основном, это все же формулы ремесленного типа. Здесь магия еще примитивная, хотя, может быть, и очень эффективная. Что такое самая эффективная магия? Это умение материализовать свою мысль, что свойственно не только колдуньям, но и любым крупным организаторам, бизнесменам, политикам, военачальникам, спортсменам. У человека может быть ограниченная символическая система, но при этом он может ею очень эффективно пользоваться. Так гимнаст говорит себе: «Сейчас я сделаю сальто-мортале с тройным поворотом вокруг своей оси», — и делает. У него в голове не так много элементарных движений. Но их может свободно комбинировать, и его физическое тело слушается приказа его воли.
Полуквадрат Луна-Венера может дать способность к танцам или необыкновенно тонкий вкус к стихам, причем человек будет на лету ловить самые сложные размеры и строфику.
В общем, я думаю, вы поняли: минорные аспекты дают громадное море для размышлений астролога; склонен он к ним или нет — это уже другой вопрос.
Всем спасибо. До свидания.