Поиски знания не прекращаются до самой смерти

Суть истинного учения состоит не в том, чтобы получить престижный диплом, который откроет тебе доступ к источнику материальных благ, и обеспечит приятное и безбедное существование, после чего тебе уже не надо будет стремиться к получению чего-то большего из сокровищниц познания. Нет, суть истинной учебы состоит в том, чтобы ты продолжал учиться постоянно, ежедневно узнавая что-то новое, сообразно слову Всевышнего:

«...и говори: "Господь мой, прибавь мне знания!"» (Та-Ха, 114)

Наши праведные предшественники не останавливались в своем стремлении продолжать учиться и приобретать новые знания до самого конца жизни независимо от того, каких высот они достигали в сфере науки, поскольку они считали, что знание живет и возрастает благодаря продолжению, увядая и засыхая вследствие оставления и прерывания его. Им принадлежит множество прекрасных высказываний на эту тему, свидетельствующих о том, сколь высоко они ценили знание и как упорно они стремились к нему, постоянно приникая к его живительному источнику. К числу этих прекрасных высказываний относятся слова Ибн Абу Хассана, который, как сообщает имам Ибн Абду-ль-Барр, сказал: "Ты будешь оставаться знающим до тех пор, пока не прекратишь учиться, а когда ты перестанешь стремиться к этому — превратишься в невежду".

Имам Малик, да помилует его Аллаh, сказал: "Никто из обладающих знанием не должен прекращать учиться".

Сообщается, что имама Абдуллу ибн Аль-Мубарака спросили: "До каких пор ты будешь искать знание?" В ответ он сказал: "До самой смерти, ибо, может быть, я еще не записал того слова, которое принесет мне пользу!"

Когда имама Абу Амра ибн Аль-'Аля спросили: "До каких пор человеку уместно учиться?", он ответил: "До тех пор, пока будет ему уместно жить".

А как прекрасен ответ, который имам Суфйан ибн Уйайна дал на вопрос: "Кто из людей более всех нуждается в поисках знания?" Он сказал: "Обладающий наибольшим знанием". Его спросили: "Почему же?" Он ответил: "По той причине, что ошибка, допущенная им, становится наиболее отвратительной".

Здесь можно вспомнить и об имаме Фахру-д-Дине Ар-Рази, крупном толкователе Корана, авторе многочисленных сочинений и наиболее выдающемся имаме своего времени. Интересное сообщение о нём приводит историк Йакут Аль-Хамави в своём сочинении "Му'джам аль-удаба". Он пишет:

"Азизу-д-Дин (один из учеников имама Ар-Рази) рассказал мне следующее: "Имам Фахру-д-Дин Ар-Рази, занимавший высокое положение и пользовавшийся широкой известностью и таким огромным уважением, что никому не приходило в голову подвергать проверке его слова и никто не осмеливался даже вздохнуть из почтения к нему, прибыл в Мерв. Я явился к нему, а потом стал приходить постоянно, чтобы учиться у него. Однажды он сказал мне: "Я хочу, чтобы ты составил для меня хорошую книгу по генеалогии талибитов, с которой я мог бы сверяться, ибо я не хотел бы оставаться в неведении относительно этого". Я спросил его: "Ты хочешь, чтобы я составил её в виде генеалогического древа или написал обычной прозой?" Он сказал: "То, что составляется в виде генеалогического древа, не приспособлено для запоминания, а я хочу иметь нечто такое, что я мог бы запомнить". Я сказал: "Слушаю и повинуюсь!", и я ушёл, составил для него такую книгу, которую я назвал "Аль-Фахри", а потом принёс её ему. И когда он ознакомился с ней, то поднялся со своей мягкой подстилки[27] и уселся на циновку, а мне сказал: "Садись на эту подстилку!" Это показалось мне слишком серьёзным, и я сказал ему: "Я всего лишь твой слуга!" Однако он приказал с резкостью: "Садись, раз я тебе говорю!" И мною, Аллаh тому свидетель, овладел такой страх перед ним, что мне осталось только сесть там, где он велел. А потом он принялся с моей помощью изучать эту книгу, сидя передо мной и спрашивая меня о том, что было ему неясно, пока не дошёл до самого конца. Закончив же изучать её, он сказал мне: "Теперь садись, где хочешь, ибо, поистине, в этой науке ты — мой учитель. Я извлекаю из этого пользу и учусь у тебя, а ученику не пристало сидеть нигде, кроме как перед своим наставником!" И я встал со своего места, а он занял его, после чего я начал учиться у него, сидя там, где сначала сидел он".

Приведя это сообщение, Йакут сказал: "Вот это и является примером соблюдения приличествующего этикета, особенно с учётом того, что речь идёт о человеке, занимавшем такое положение".

Поистине, сердца этих учёных любили знание больше всего прочего, их души проявляли к нему глубочайшее почтение, и не было для них ничего ценнее знания, а преемники больше всего нуждаются в том, чтобы походить на предшественников.

Наши рекомендации