Он избегает дурных мыслей о людях
Одним из свойств истинного мусульманина является то, что он не думает о других плохо, не позволяя своему воображению разыгрываться настолько, чтобы приписывать людям, какие-нибудь недостатки или обвинять их в чём-либо. Он поступает так, выполняя веление Аллаhа Всевышнего, который сказал:
«О те, кто уверовал! Избегайте подозрений (ведь), поистине, некоторые подозрения греховны.» (Комнаты, 12)
Давая людям свои наставления, благородный Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) строго предостерегал людей от подозрений и догадок, не подкреплённых реальными фактами и уверенностью. Так, например, он сказал:
«Не подозревайте, ибо подозрения — самые лживые речи!» (Аль-Бухари и Муслим)
Итак, Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) считал подозрения самыми лживыми речами, так как же истинный и искренний мусульманин, который даже не знает вкуса лжи, может произносить слова, являющиеся наиболее лживыми?!
Предостерегая людей от подозрительности и называя подозрения самыми лживыми речами, Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) направляет мусульман к тому, чтобы они судили о людях по тем делам, которые они могут видеть, и держались подальше от подозрений, предположений, сомнений, сплетен и догадок. Это значит, что мусульманину не пристало стараться проникнуть в тайники людских душ, выяснять, в чём состоят их секреты, и пускаться в рассуждения о том, что может повредить их репутации, так как о таящемся в глубинах душ ведомо Аллаhу, Который знает тайное и скрытое, и Который всё откроет и за всё рассчитает. Что же касается человека, то ему следует судить о своём брате лишь по тем делам, которые он видит, и именно так поступали наши праведные предшественники из числа сподвижников и последователей, ощутившие свежее дыхание наставлений религии, свободных от всяких примесей.
Абду-р-Раззак передаёт слова Абдуллы ибн Утбы ибн Мас'уда, который сказал: "Я слышал, как Умар ибн Аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллаh, сказал: "При жизни посланника Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) о людях судили на основании содержания откровений, но откровения прекратились, и сейчас мы судим о вас по вашим делам, которые мы видим. И если кто-нибудь обнаруживает пред нами что-то благое, мы доверяем ему и приближаем его к себе, не касаясь того, что у него в глубине души, ибо за это с ним рассчитается Аллаh. Что же касается обнаружившего пред нами нечто дурное, то мы не доверяем и не верим такому, даже если он говорит, что нет у него на душе ничего плохого". ("Жизнь сподвижников", 2/151)
И поэтому богобоязненный и сознательный мусульманин проявляет осмотрительность в каждом своём слове и в каждом суждении, никогда не забывая слова Всеблагого и Всевышнего Аллаhа, который обращается к нему:
«И не следуй за тем, о чём у тебя нет знания: поистине, слух, зрение и сердце — все они будут об этом спрошены!» (Ночное путешествие, 36)
Итак, он неуклонно подчиняется этому мудрому запрещению, благодаря чему говорит, опираясь только на знании, и не выносит суждений, если не обладает полной уверенностью.
И его страх и опасение впасть в грех пересудов и подозрений, порочащих честь других людей, неизменно возрастают, как только глазам его сердца представляется ангел — недремлющий страж, которому поручено следить за ним и который записывает каждое слово, слетающее с его языка. Аллаh Всевышний сказал:
«Не проронит (человек) и слова, чтобы не записал его недремлющий страж.» (Каф, 18)
Мусульманин, понимающий значение этих указаний, трепещет от страха перед ответственностью за всё то, что говорит, и поэтому он всегда проявляет сдержанность в своих речах, взвешивает свои слова и хорошо обдумывает их, прежде чем сказать что-либо. Он поступает так по той причине, что, благодаря наставлениям религии, хорошо усвоил, что любое сказанное им слово может как высоко вознести его к благоволению его Господа, так и низвергнуть туда, где он испытает на себе всю силу Его гнева и ярости, о чём посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) сказал:
«Поистине, иногда человек говорит слова столь угодные Аллаhу, что не может даже и представить, каких пределов достигают его речи, за которые Аллаh записывает его тем, кто угоден Ему до самого Дня воскрешения! И, поистине, иногда человек говорит слова столь неугодные Ему, что не может даже и представить, каких пределов достигают его речи, за которые Аллаh записывает его тем, на кого Он будет гневаться до самого Дня воскресения!» (Малик)
Сколь же велика ответственность за слово и какие серьёзные последствия могут повлечь за собой слова невоздержанных на язык людей, которые занимаются пересудами и порочат других!
Поистине, богобоязненный мусульманин, обладающий внутренней чистотой, не прислушивается к людской болтовне и не обращает внимания на те сплетни, слухи и пересуды, которые ему приходится слышать помимо своей воли и которых так много сегодня. Из этого следует, что он никогда не пойдёт на то, чтобы передавать дальше услышанное им от людей, если не будет полностью уверен в достоверности того, что они говорят. Более того, нет никакого сомнения в том, что он посчитает передачу всех подобных предположений и слухов другим, без полной уверенности в их достоверности, — запретной ложью, о которой посланник Аллаhа (мир ему и благословение Аллаhа) сказал:
«Чтобы стать лжецом, (человеку) достаточно передавать дальше всё то, что он услышит.» (Муслим)