Вопрос №24 Психологическая структура личности в концепции Юнга
Юнг утверждал, что душа (в теории Юнга – это термин аналогичный личности) состоит из 3 отдельных, но взаимодействующих структур: Эго, Личное бессознательное, Коллективное бессознательное.
Эго является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент души, включающий в себя все те мысли и чувства, воспоминания и ощущения, благодаря которым, мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми.
Эго – это основа нашего сознания и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.
Личное бессознательное вмещает в себя конфликты, воспоминания, которые когда то осознавались, но теперь подавлены и забыты.
В него входят и те чувственные впечатления, которым не достает яркости до того, чтобы быть отмеченными в сознании.
Личное бессознательное содержит в себе компоненты или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидом из его прошлого личного опыта или из наследственного опыта. Эти комплексы могут оказывать сильное влияние на поведение индивидуума (например человек с комплексом власти может расходовать значительное количество психической энергии на деятельность прямо или косвенно связанной с темой власти).
Юнг утверждал, что материал ЛБ у каждого из нас уникален, и как правило доступен для сознания.
Коллективное бессознательное – это хранилище латентных следов памяти человечества. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого.
«В К.Б. содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума» - говорил Юнг.
Т.о. содержание К.Б. складывается благодаря наследственности и одинакового человеческого рода.
Вопрос №25 Понятие архетипа в концепции Юнга.
Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых АРХЕТИПОВ.
Архетипы – это врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом.
В действительности это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой либо объект или событие.
! Архитепические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, культуре, встречаются часто в виде символов (живописи, литературе, религии)
Наиболее важные архетипы
Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным. Однако особое внимание в теории Юнга уделялось: Персона, Аниме и Анимус, Тень, Самость.
Персона – маска. Это наиболее публичное лицо, т.е. то как мы проявляем себя в отношении с другими людьми. Персона обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями.
Цель персоны – производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную сущность. Персона необходима для того, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни.
Однако если этот архетип приобретает слишком большое значение, то человек может стать неглубоким, поверхностным, сведенным до одной только роли.
Тень (противоположность персоне) подавленная, темная, животная сторона личности.
Тень содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные: импульсы, аморальные мысли и страты. Но у тени есть и положительные стороны. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидума.
Анима и Анимус Эти архетипы основаны по крайней мере частично на том биологическом факте, что в организме М и Ж вырабатывается и мужские и женские гормоны.
Анима – внутренний образ Ж в М, его бессознательная женская сторона.
Анимус – внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона.
Самость- сердцевина личности, вокруг которой организованны и объединены все другие элементы. Развитие самости – это главная цель человеческой жизни.