Основные принципы организации медико-психологической помощи заключаются в поэтапной сортировке, эвакуации и соответствующей терапии пострадавших.
Наиболее эффективно эти п ринципы реализуются при максимальном приближении помощи к пострадавшему населению, активном выявлении лиц подвергшихся травматическому психическому стрессу как непосредственно в районе чрезвычайной ситуации, так и в близлежащих медицинских учреждениях и местах эвакуации жителей.
Стратегию медико-психологическойпомощи определяет динамика возникающих состояний психической дезадаптации, психических и невротических расстройств. На всех этапах развития чрезвычайной ситуации она должна быть тесно связана с медицинской помощью, обеспечивать непрерывность и преемственность профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий.
Во время чрезвычайной ситуации и непосредственно после нее основным организационным звеном медицинской, в том числе психиатрической и психологической помощи являются специалисты скорой медицинской помощи, а также сохранившиеся в зоне бедствия лечебно-профилактические организации.
Основными элементами организационной структуры для оказания медико-психологической помощи при чрезвычайных ситуациях являются психиатрические бригады быстрого реагирования. Такие бригады входят в состав полевого многопрофильного госпиталя Всероссийского центра медицины катастроф (ВЦМК) «Защита», а также они формируются при центрах медицины катастроф и ведущих психиатрических учреждениях и клиниках на региональном и территориальном уровнях.
Создание таких бригад позволяет выдвигать силы и средства возможно ближе к очагу катастроф, оказывать квалифицированную помощь в наиболее ранние сроки, обеспечить ее непрерывность и преемственность.
Особенностью медико-психологической помощи в рамках первой помощи и скорой медицинской помощи является то, что она оказывается не психиатрами и психологами, а главным образом, спасателями и врачами других специальностей в сложных условиях чрезвычайной ситуации в ограниченные сроки. Поэтому необычайно актуальными являются проблемы обучения специалистов, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вопросам оказания помощи лицам с нарушением сознания, мышления, с двигательным беспокойством, с паническим страхом; критериям оценки психического статуса для сортировки пострадавших.
Спокойные, уверенные действия специалистов, оказывающих первую помощь, благотворно влияют на ту часть пострадавших, у которойразвились психические нарушения, не достигшие критического (психотического) уровня.
Число направляемых в зону чрезвычайной ситуации специализированных бригад для оказания скорой медицинской помощи определяется масштабами бедствия. В ряде случаев в зависимости от конкретно складывающейся ситуации врачи-психиатры, невропатологи и психологи могут работать самостоятельно, однако наиболее целесообразна их совместная деятельность с другими медицинскими подразделениями. Члены бригады в начальном периоде спасательных мероприятий участвуют в аварийно-спасательных работах, оказывают не только психиатрическую, но и общемедицинскую и необходимую консультативную психологическую помощь врачам других специальностей.
При большом числе пострадавших и при наличии соответствующих условий уже непосредственно после катастрофы в центре пострадавшего района целесообразна организация эвакуационного психоневрологического отделения, в котором можно было бы изолировать агрессивных и пострадавших с истерическими реакциями.
Особенностью тактики медико-психологической помощи в этот период является необязательность установления нозологического и синдромального диагноза - достаточным становится разделение пострадавших на лиц с острыми психотическими нарушениями поведения и лиц, у которых психические нарушения не достигли такого уровня.
При этом основная задача состоит в обеспечении безопасности не только самого пострадавшего с остро развившимися психическими расстройствами, но и окружающих.
Для организации помощи пострадавшим с психическими расстройствами в очаге спасатели, врачи и психологи должны будут проводить их сортировку в соответствии с оценками:
- состояния сознания (нарушение есть или нет);
- двигательных расстройств (психомоторное возбуждение или ступор);
- эмоционального состояния (возбуждение, депрессия, страх, тревога).
Данная сортировка будет ключевым элементом медико-психологической помощи, так как является основополагающим для эффективного лечения, реабилитации и предупреждения отдаленных психических последствий.
Важное значение в этот период имеют своевременное выявление и эвакуация охваченных страхом паникеров и истерических декомпенсированных личностей, составляющих группу повышенного риска развития паники.
Первая помощь в очаге чрезвычайной ситуации может быть представлена как строго ограниченный набор действий, направленных на предупреждение панических реакций и агрессивных форм поведения, т.е. принятия мер по «управлению хаосом».
Приемы экстренной и срочной психологической помощи в очаге чрезвычайной ситуации направленные на предупреждение панических реакций и агрессивных форм поведения.
Экстренная психологическая помощь - система краткосрочных мероприятий, по оказанию помощи одному человеку, группе людей или большому числу пострадавших, с целью регуляции психического состояния при помощи профессиональных методов.
Этапы экстренной психологической помощи пострадавшим: подготовительный; основной – организационные мероприятия, работа по профилактике и коррекции негативных состояний и массовых явлений, сопровождение опознания, сопровождение траурных мероприятий, сопровождение массовых захоронений; заключительный.
Общие правила общения с пострадавшими:
1. Вступая в контакт с пострадавшим, первое, что необходимо вам сделать, это дать понять человеку, что он не один со своим горем. Вы здесь, что бы ему помочь.
2. При работе в зоне чрезвычайной ситуации необходимо давать людям короткие, четкие команды в повелительном наклонении. Например: «Встань…», «Выпей воды…».
3. Не должно быть сложных предложений, сложно построенных словесных оборотов в речи, например: «Извините, пожалуйста ….», «Не могли бы Вы…».
4. Избегайте в речи употребления частицы «не».
5. В вашем голосе не должны звучать неуверенность, сомнение, а тем более паника.
6. Речь должна быть плавная (не рубленная по слогам), медленная с элементами внушения: «Ты не один, помощь пришла! «Слушай меня!», «Надо жить!» .
7. Запрет на фразу: «Все будет хорошо»!
8. Не давайте обещаний, которые вы не в состоянии выполнить, это приводит к затруднению взаимодействия с этим пострадавшим и повлечь за собой слухи, связанные с недоверием к спасателям.
9. Все время разговаривайте с пострадавшим, выслушивайте все, что он хочет высказать.