Образ тела и нервная булимия
Нарушения образа собственного тела при нервной булимии (НБ) является важным фактором риска в развитии и поддержании расстройства. Эти нарушения возникают, как и при нервной анорексии, под воздействием социального давления в отношении похудания и отклонений физических параметров тела от культурального идеала стройности, поскольку этот идеал является практически недостижимым для большинства людей. В качестве доказательств связей между расстройством образа тела и нервной булимией можно привести следующие эмпирические результаты: воспринимаемое давление в отношении похудания позитивно коррелирует с неудовлетворенностью телом; воздействие навязываемых средствами массовой информации идеалов стройности приводит к повышению уровня неудовлетворенности телом. Наличие жировых отложений сопутствует неудовлетворенности телом. Масса тела позитивно коррелирует с неудовлетворенностью телом, а повышение его массы приводит к возрастанию неудовлетворенности телом.
Нарушение образа тела повышает риск булимической патологии посредством нескольких механизмов. Например, искаженное восприятие тела приводит к усилению диетического поведения как способу контроля веса. Диеты, в свою очередь, увеличивают риск булимической патологии, так как индивиды могут переедать для снижения энергетической депривации. Диеты способны провоцировать обжорство (эффект воздержания-срыва). Они способствуют смещению контроля пищевого поведения с физиологических механизмов на когнитивные, что повышает риск переедания в случае, когда когнитивные процессы нарушаются интенсивными эмоциями.
Существенна роль негативных аффектов, ведь в нашей культуре внешность является одним из важнейших оценочных параметров в отношении женщин. Выраженный негативный аффект повышает риск переедания у тех, кто таким образом обеспечивает себе комфортное состояние. Индивиды могут прибегать к компенсаторному поведению (например, рвоте) для уменьшения тревоги по поводу прибавления веса, связанного с перееданием.
Валидизация
Целью исследования была разработка методики образа собственного тела и его психометрическая адаптация. Обычно для оценки перцептивного компонента отношения к телу испытуемому предлагается оценить наличие и степень искажения размеров тела на статичном видеоизображении. В зависимости от целей исследования при оценке характера и степени неудовлетворенности собственной внешностью анализируется степень субъективной глобальной неудовлетворенности телом либо выраженность аффективного, когнитивного и поведенческого компонентов отношения к телу. Здесь могут применяться различные подходы. Одни основываются на установлении степени расхождения между реальными и субъективно «идеальными» оценками, например, массы собственного тела. Другие используют оценку степени удовлетворенности весом, размерами, формой отдельных частей тела по пяти или семибалльной шкале. Третьи исходят из различий в оценках форм силуэтов тела. Испытуемому предлагают выбрать из набора телесных силуэтов, различающихся по комплекции, те, которые соответствуют реальному и идеальному его размеру. Различия между выборами определяют степень неудовлетворенности. Дополнительные возможности в оценке общей неудовлетворенности телом предоставляют опросники. Они могут включать пункты о возможностях самопредъявления, (не)удовлетворенности телом сквозь призму сексуальной привлекательности.
Основываясь на опыте клинической работы с пациентами, страдающими нарушениями пищевого поведения, дисморфофобическими переживаниями в структуре различных психопатологических феноменов (от диссоциативных расстройств до расстройств шизофренического спектра) и используя социокультурные модели отношения к телу, когнитивно-бихевиоральную парадигму, нейропсихологические механизмы формирования отношения к телу, был составлен Опросник образа собственного тела, содержащий в первоначальной версии 18 пунктов.
Опросник предназначен прежде всего для решения практических задач клинической и психотерапевтической диагностики. Учитывая высокую цену диагностических ошибок, особое внимание было уделено его валидизации. В частности, была проверена конструктная (факторная), конвергентная, дискриминантная и критериальная валидность. Кроме того, изучены предсказательные возможности опоросника образа собственного тела и цена ошибок типа «ложной тревоги» и «пропуска цели».
Выборка включала здоровых девушек, учащихся школ, техникумов, училищ, вузов Минска (918 испытуемых, средний возраст 18,1 года) и 85 больных с диагнозом нарушений пищевого поведения (нервная анорексия, нервная булимия, средний возраст 18,9 лет). Выборка здоровых испытуемых отражает институциональную принадлежность белорусских девушек к учебным заведениям разного типа с учетом возраста (13-23 года). Обе подгруппы достоверно не различались по составу семьи, образованию родителей и ряду других социальнодемографическим характеристикам.