Единица изучения поведения
Выделив особый предмет психол. исслед., мы сталкиваемся со следующей проблемой, порождаемой непрерывным потоком поведения, к-рое мы должны к.-л. образом понять. Как выделить удобную единицу изучения из этой динамической сложности? Так же как можно остановить движение кинопленки и детально рассмотреть стоп-кадр, интербихевиорист может выделить не подлежащую дальнейшему расчленению единицу (или кадр) психол. события, к-рую он определяет как сегмент поведения. С использованием более специальной терминологии, сегмент поведения определяется как единичный стимул и его коррелированная реакция в контексте контактной среды и факторов сеттинга.
Интербихевиорист вводит понятие функции реакции, координированной с функцией стимула. Здесь следует отметить, что физ. движение per se в его конкретной конфигурации не может выбираться, так сказать, по номинальной стоимости. Топография определенной реакции не имеет значения, потому что любая из множества ее конфигураций служит эквивалентом функции реакции. Теперь уже ясно, что интербихевиорист не разделяет т. зр. традиционного психолога, к-рый придерживается более жесткой и физикалистской трактовки реакций.
Обобщая изложенное выше, можно повторить, что отличительными особенностями И. п. являются: а) отказ от дуализма, б) принятие натуралистического подхода, в) приверженность полевой парадигме, требующей детального анализа и точного описания всех переменных, входящих в рассматриваемое поле, г) разграничение психол. и физиолог. данных и д) строгое следование принципу: настоящие события являются функцией предшествующих событий.
См. также Вопрос об отношении души и тела, Монизм/дуализм, Теоретическая психология
Н. Пронко
Интернализация (internalization)
И. представляет собой внесение нек-рых аспектов внешнего мира в личную психич. жизнь человека, приводящее к тому, что внутренняя репрезентация внешнего мира оказывает влияние на его мышление и поведение. Шефер различает три разновидности И.: интроекцию, идентификацию и инкорпорацию.
Интроекция создает «присутствие внутри» того, что не ощущается нашей неотъемлемой частью. Индивидуум продолжает внутренние отношения со своим интроектом по большей части тем же самым способом, каким он поддерживал бы такие же отношения с др. людьми (или же с характерными особенностями др. людей) во внешнем мире. Эти внутренние отношения могут быть как приятными и успокаивающими, так и неприятными и беспокоящими.
Идентификация относится к видоизменению различных аспектов субъективного Я так, чтобы увеличить сходство с др. индивидуумом, взятым за образец. Можно идентифицироваться и с животными или машинами, однако обычно этот термин относится к ситуациям, в к-рых убеждения, ценности и стиль поведения одного индивидуума перенимаются другим. Идентификации могут быть как частичными, так и полными. Даже если она является лишь частичной, идентификация создает существенное изменение в Я концепции человека, и этим идентификация отличается от интроекции. В соответствии с психоан. теорией, идентификация является тем механизмом, посредством к-рого Суперэго, или автономный моральный кодекс, первоначально устанавливается в ребенке, хотя в любое время в жизни индивидуума могут произойти новые идентификации.
Наконец, инкорпорация является весьма ограниченной формой интернализации, при к-рой один человек воспринимает др. личность в целом или частично как то, что составляет его собственную основу в целом или же частично. Поскольку для одного индивидуума практически невозможно стать в точности другим, инкорпорация является менее реалистичным и более примитивным процессом, чем идентификация.
См. также Научение через подражание
У. Сэмюел
Интернациональная психология (international psychology)
Психология вышла на междунар. арену сразу же после того, как в конце XIX в. приобрела совр. контуры. Термином «И. п.» большинство психологов обозначают различные организационные формы психол. науки, существующие на междунар. уровне. Нередко этим термином наз. раздел соц. психол., изучающий междунар. отношения, или сравнительные исслед. различных психол. процессов, проводимые в разных странах и в разных культурных средах, аналогичные тем исслед., к-рыми занимается кросс-культурная психология.