Словосочетание как единица синтаксиса, его семанти-ка и структура. Типы словосочетаний. Методика изучения син-таксиса (общие подходы).

Главные члены предложения. Способы выражения подлежащего. Типы и формы сказуемых. Основные способы грамматической связи между подлежащим и сказуемым.

Главными называются члены предложения, образующие пре-дикативный (грамматический) центр предложения, его граммати-ческую основу. В двусоставных предложениях это подлежащее и сказуемое, а в односоставных – индепендент: Петя залюбовался морем (В.Катаев); Тускло горят фонари (А.Блок); У нас не курят! (И. Евсеева); До чего ж кругом красиво! (А. Сомов);

Подлежащее – это главный член двусоставного предложения, обозначающий предмет речи, которому приписывается какой-либо предикативный признак со стороны сказуемого. Подлежащее отве-чает на вопросы кто? или что? и может быть морфологизованным или неморфологизованным.

Морфологизованное (наиболее типичное и распространен-ное) подлежащее выражается существительным, личным или лич-но-указательным местоимением в именительном падеже: Ветер усиливается с каждой минутой (Г.Углов); Я увидел ствол дикой яблони (М.Пришвин); Она рассказала о своей прошлой жизни (К.

Паустовский).

Неморфологизованное подлежащее может выражаться любой субстантивированной частью речи, синтаксически несвободным СЧ и (редко) целым предложением: Только борющийся имеет пра-

во на жизнь Рязанская земля – земля полей (К.Паустовский); «Я люблю тебя, жизнь» – моя любимая песня (И.Евсеева).

Сказуемое – это главный (предикативный) член двусоставно-го предложения, который выражает признак, приписываемый во времени подлежащему. Сказуемое отвечает на вопросы что делает предмет? Каков он? Что с ним происходит? Кто он такой? Что он такое? и т.п.

Морфологизованное сказуемое выражается глагольной фор-мой настоящего, прошедшего или будущего времени изъявитель-ного наклонения или формами сослагательного и повелительного наклонения: Идут и будут идти моросящие дожди (С. Воронин); Я мечтал о будущих путешествиях (И.Соколов-Микитов); Если я бы знал об этом! Ты посмотри на небо.Неморфологизованное ска-

зуемое выражается сочетанием глагольных или глагольно-именных форм: Пойду позову его; Тут стал он что-то напевать; Твой голос нежен и задумчив (В.Инбер); Я готов был смеяться над собой (В.

Бианки).

По структуре сказуемые могут быть простыми, простыми осложненными, составными глагольными, составными именными и сложными.

Простыми являются однокомпонентные глагольные сказуе-мые: Я погнал коня (В. Бианки). Однако иногда простое глагольное сказуемое может осложняться за счет фразеологизмов и вербоно-минантов, повторяющихся глаголов, глаголов с ослабленным лек-

сическим значением: Он весь день бил баклуши; Каждая мелочь этого дня врезалась ему в память; Мы едем, едем, едем в далекие края; Вот возьму и уеду от тебя.

Составное глагольное сказуемое состоит из основного глаго-ла в форме инфинитива и вспомогательного глагола в спрягаемой форме, указывающей на наклонение и время сказуемого. Вспомогательный глагол может быть фазисным и модальным: Дети перестали ссориться и принялись играть (Е.Вигилянская); Нам хоте-лось послушать выступление министра образования.

Составное именное сказуемое состоит из основного компо-нента, выраженного именной частью речи, и глагола-связки в спря-гаемой форме; в плане настоящего времени связка бывает нулевой:

Красивы (были, будут) над Волгой закаты; Этот час нам показал-ся вечностью (И.Тургенев).

Сложное сказуемое состоит из трех и более компонентов:

Новые мысли стали представляться Антону привлекательными

(А. Сомов).

Традиционно связь между главными членами предложения называется согласованием (А.Н. Гвоздев, П.А. Лекант), однако это понятие не отражает всей сложности взаимоотношений между главными членами предложения. Вот почему в настоящее время между подлежащим и сказуемым выделяются четыре основных типа синтаксической связи: координация, параллелизм, тяготение и соположение: Идет дождь; Дул ветер; // Я иду к тебе; // Помощ-ник согласился работать в ночную смену; Зима была теплой // Много знать – мало спать; Кто сказал тебе об этом?

Словосочетание как единица синтаксиса, его семанти-ка и структура. Типы словосочетаний. Методика изучения син-таксиса (общие подходы).

Словосочетание (СЧ) – это «грамматическое единство, воз-никшее из сочетания слов по законам и правилам данного языка и выражающее в составе предложения единое, хотя и расчлененное понятие» (В.В. Виноградов).

СЧ, как и слово, выполняет в языке номинативную функцию, т.е. называет тот или иной предмет или явление действительности, но только более точно, более конкретно. Ср.: солнце – яркое солнце,

идти – идти в лес.

СЧ состоит из основного слова (С) и зависимой словоформы или зависимых словоформ (СФ): встретить друзей, вечер встречи с выпускниками.

СЧ, как и слово, имеет начальную форму, определяемую по форме основного слова: о боевых друзьях – боевой друг; поговорю с родителями – поговорить с родителями; отдохнувшего от поездки– отдохнуть от поездки и т.п.

СФ связываются с основным словом подчинительной связью согласования (полного / неполного), управления (сильного / слабо-го) или примыкания, оформить которую помогают смысл, оконча-ния, предлоги, порядок слов, интонация: лесные дали, широкая река

(ср. с предложением Река широкая); // понять тебя; цвести в са-ду,// долго ждут, стремление учиться.

СЧ, как и слово, является «строительным материалом» для предложения: Ср.: жаркая сырость, эта ночь, поднять всех лета-ющих насекомых. – Жаркая сырость в эту ночь подняла всех ле-тающих насекомых.

СЧ произносится без законченной интонации, т.е. без инто-нации сообщения. Интонация законченности превращает СЧ , как и слово, в предложение. Ср.: зима, холодная зима – Зима. Холодная зима.

Не являются СЧ:

· предикативное сочетание подлежащего и сказуемого: Солнце взошло; Солнце яркое;

· компоненты составного сказуемого: был учителем, хочет учиться;

· ряд однородных и ассоциативных словоформ: снег и ветер, вы-

сокий и красивый; трава-мурава, пути-дороги;

· сочетание служебного и знаменательного слова: в городе, в области науки;

· сложные формы слов: буду учиться, более смелый, самый умный.

По степени слияния компонентов СЧ делятся на свободные и несвободные. Несвободные СЧ, в отличие от свободных, выражают семантически единое понятие и потому выполняют функцию одно-

го члена предложения. Ср.: Его книги лежат на столе. – Две книги лежат на столе.

По способу морфологического выражения основного слова все СЧ делятся на именные, глагольные и наречные: мой дом, бледный от страха, четыре года, кто-то из нас; узнать правду; узнавший правду; узнав правду; очень громко.

По количеству компонентов СЧ делятся на простые, простые осложненные и сложные. Простые СЧ состоят из двух компонен-тов: моя душа, ветка сирени. Иногда простые СЧ имеют более двух компонентов за счет сложных форм одного слова, однородных СФ, обособленных компонентов или за счет синтаксически несвободных СЧ: буду изучать историю, самое верное решение, купить тетради и карандаши, мужчина сорока лет, быстро бежать,

что-то напевая.Сложные СЧ состоят из трех и более компонентов: яркий свет фонариков, мой лучший друг, оживить легенду о начале жизни.

Между компонентами СЧ могут встречаться разные грамма-тические значения (смысловые отношения): атрибутивные, объект-ные, субъектные, обстоятельственные, комплетивные, синкретичные (прозрачный воздух, остановить людей, выступление певца, превратиться в лед, мысль о совести, положить на полку).

Изучение СЧ позволит будущему учителю более глубоко и полноценно дать учащимся представление о синтаксическом строе русского языка в системе, поможет более эффективно организовать практическую работу с языковыми ресурсами, наглядно выявляя тесную связь между лексическими, морфологическими и синтакси-ческими категориями.

Формирование понятия СЧ целесообразно начинать с сопо-ставления СЧ и слова и затем перейти непосредственно к грамма-тическим значениям СЧ. Для этого учащиеся должны уметь нахо-дить главное слово в составе СЧ, определять, какой частью речи оно является, и задавать смысловой вопрос от главного слова к СФ. Это позволит учащимся раскрыть круг представлений о видах СЧ по характеру смысловых отношений между компонентами и по структуре и об их синтаксических функциях в составе предложе-ний. В процессе изучения СЧ учащиеся начинают понимать, что такое сочетаемость слов, зависящая как от морфологической при-роды основного слова, так и от его лексического значения: машина для уборки (для чего? и какая?).Для закрепления знаний о СЧнеобходимо дать учащимся ряд упражнений на умение разграничи-вать СЧ и сочетания слов, на способность выделения СЧ из пред-ложений и построения СЧ по определенному заданию. Особое внимание должно быть обращено на определение вида подчини-тельной связи двух и более компонентов в составе СЧ. Работу с СЧ необходимо связывать с задачами развития речи учащихся, с уме-нием учащихся строить СЧ в связи с определенной тематической направленностью предложения или текста. При этом важно обра-щать внимание учащихся на уместность и выразительность СЧ, на их грамотное – орфографическое и пунктуационное – оформление.

Наши рекомендации