Раздел i. межличностная коммуникация
Семечкин Н.И. Социальная психология
Часть 2
ВЛАДИВОСТОК 2003 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ.....................................................6
Глава 1 Теория коммуникации.....................................................6
1.1 Немного истории.....................................................6
1.2. Современные представления о значении, принципах и структуре коммуникации...............................7
1.3. Средства коммуникации........................................................9
Глава 2. Вербальные средства коммуникации..................................................9
2.1. Лингвистический канал..................................................9
2.2. Выбор слов и выражений.....................................................10
2.3. Создание новых слов и выражений....................................................11
2.4. Выбор грамматических форм......................................................11
2.5. Выбор последовательности слов.................................................11
2.6. Расстановка ударений, интонация, тон голоса и т. д.......................................................12
2.7. Паралингвистический канал........................................................12
2.8. Теория разговора..................................................13
2.9. Разговор...................................................13
2.10. Кодирование..................................................15
2.11. Речевое табу..................................................16
2.12. Разговор и тендерные различия.................................................17
Глава 3. Невербальные средства коммуникации..................................................18
3.1. Взгляд......................................................18
3.2. Взгляд и информация...................................................19
3.3. Регуляция процесса коммуникации....................................................20
3.4. Показатель социальных отношений...................................................20
3.5. Индикатор социального статуса..................................................20
3.6. Инструментальная функция взгляда...................................................21
3.7. Мимика (выражение лица)...................................................21
3.8. Пластика (позы и жесты).....................................................25
3.9. Прикосновение (тактильный контакт)........................................................28
3.10. Межличностная дистанция........................................................30
3.11. Одежда, раскраска и другие украшения...................................................31
Глава4. Проблема сочетания каналовкоммуникации и ложь..................................................33
4.1. Значимость средств общения в коммуникации.......................................................33
4.2. Комбинирование средств коммуникации...................................................34
4.3. Тендерные различия.....................................................34
4.4. Коммуникация и ложь..................................................35
4.5. Признаки лжи..................................................36
4.6. Технические средства обнаружения лжи...................................................37
РАЗДЕЛ II. СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА И ПОВЕДЕНИЕ.......................................................39
Глава 1. История исследования социальной установки......................................................40
1.1. Что же такое установка?......................................................40
1.2. Психическая установка........................................................40
1.3. Социальная установка..................................................41
1.4. Компоненты установки........................................................42
1.5. Другие теоретические подходы...................................................43
1.6. Основные этапы исследования установки.................................................44
1.7. «Загадка» или «ошибка» Лапиера?.....................................................45
Глава 2. Установка и поведение.................................................47
2.1. Современные представления о связи установки и поведения........................................................47
Семечкин Н.И.
Социальная психология
2.2. Ситуационные факторы.......................................................48
2.3. Диспозиционные факторы...................................................49
2.4. Теория планируемого поведения........................................................50
2.5. Теории непланируемого поведения....................................................53
2.6. Психоанализ....................................................53
2.7. Аналитическая психология..................................................54
2.8. Теория самопонимания........................................................55
2.9. МОДЕ – модель, как синтетическая теория поведения ..................................................57
2.10. Влияние установок на поведение......................................................58
Глава 3. Формирование установок: теории и исследования.......................................................60
3.1. Источники и принципы формирования установок..................................................60
3.2. Средства массой информации.....................................................62
3.3. Процесс формирования установок......................................................63
3.4. Модель последовательных стадий......................................................64
3.5. Модель параллельного процесса: убеждение и внушение.....................................................65
3.6. Центральный процесс...................................................66
РАЗДЕЛ III. ПСИХОЛОГИЯ И ПОВЕДЕНИЕ ГРУПП.................................................67
Глава 1. Группа и групповая структура...................................................68
1.1. История исследования групп в социальной психологии........................................................68
1.2. Определение группы....................................................69
1.3. Состав, размер и структура группы....................................................70
1.4. Размер группы.................................................70
1.5. Структура группы.................................................72
1.6. Роль, ролевые ожидания и статус.......................................................73
1.7. Роль лидера.....................................................74
1.8. Модели ситуационного лидерства......................................................75
1.9. Групповые нормы.................................................77
1.10. Коммуникация в группе.....................................................78
Глава 2. Психология групповой деятельности......................................................80
2.1. Влияние других людей.................................................80
2.2. Влияние зрителей.................................................81
2.3. Теория конфликта внимания.......................................................83
2.4. Ситуация со-деятельности...................................................84
2.5. Ситуация групповой деятельности.....................................................84
2.6. Метод действия- «мозговойштурм».................................................86
Глава 3. Групповые процессы....................................................88
3.1. Эффект поляризации в группе.....................................................89
3.2. Нормативное и информационное влияние.................................................90
3.3. Группомыслие.................................................91
3.4. Влияние группового меньшинства.....................................................96
РАЗДЕЛ IV. МЕЖГРУППОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ..................................................98
Глава 1. «Мы» и «Они»........................................................98
1.1. Этноцентризм..................................................99
1.2. Группоцентризм..................................................100
1.3. Категориальная асимметрия......................................................100
1.4. Асимметрия могущества и статусов.................................................101
1.5. Внутригрупповой фаворитизм и межгрупповая дискриминация........................................................102
1.6. Теория социальной идентичности...................................................103
1.7. Неудовлетворительное социальное сравнение......................................................104
1.8. Способы коллективной компенсации.......................................................105
Глава 2. Социальные стереотипы, предубеждения и дискриминация...................................................108
2.1. Социальные предубеждения......................................................109
2.2. Теории предубеждений......................................................110
2.3. Социальная дискриминация......................................................113
2.4. Расизм и национализм........................................................114
2.5. Сексизм..................................................115
2.6. Относительная депривация........................................................118
Глава 3. Разрядка межгрупповых конфликтов...................................................119
3.1. Ситуация конфликта...................................................120
3.2. Примирение через сотрудничество...................................................120
3.3. Знакомство и контакты......................................................122
3.4. Переговоры и соглашения.................................................123
3.5. Итог процесса: соглашение.......................................................125
3.6. Нелишний «третий»...................................................125
ГЛОССАРИЙ.................................................126
ЛИТЕРАТУРА.......................................................129
Литература к разделу 1.......................................................129
Литература к разделу II......................................................130
Литература к разделу III....................................................132
Литература к разделу IV....................................................133
Семечкин Н.И.
Социальная психология
РАЗДЕЛ I. МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Как вместо серебра и золота ходят бумажные деньги, так вместо истинного уважения и настоящей дружбы в свете обращаются наружные их доказательства и как можно естественнее подделанные мимические гримасы и телодвижения... Во всяком случае, я больше полагаюсь на виляние хвостом честной собаки, чем на сотню таких проявлений уважения и дружбы.
Артур Шопенгауэр