Надежность тестовых процедур
Виды надежностью | Характеристика | Источник ошибок | Статистический показатель |
Внутренняя надежность (единство конструкции теста или опросника) | Все ли вопросы теста оценивают одну и ту же характеристику? | Непоследовательность, не все вопросы теста оценивают один и тот же конструкт | Интеркорреляции ответов на вопросы теста |
Стабильность (ретестовая надежность) | Стабильны ли получаемые результаты, если повторное тестирование проводится спустя некоторое время? | Недоучет ситуативных переменных: изменений в психологическом состоянии индивида (колебания настроения, внимания, здоровья), в ситуации (условия в помещении, холод, жара, освещенность, шум и т.п.) или в условиях проведения тестирования (инструкции, время, отведенное на выполнение теста) | Корреляция тестовых оценок, полученных одним и тем же человеком в разное время (через день, неделю, месяц, год) |
Альтернативные варианты предъявления | Оценивают ли разные формы теста одну и ту же характеристику? | Разные понимания одного и того же вопроса в разных вариантах теста (форма А и форма Б) | Корреляция результатов, полученных с помощью разных вариантов теста |
Надежность результатов, полученных от разных специалистов, проводящих тестирование | Получают ли разные специалисты, производящие тестирование, одни и те же результаты? | Психологические различия оценивающих (во внимании, памяти, интеллекте), различия в понимании критериев отбора и требований профессии (должности) | Интеркорреляции оценок, выставленных разными специалистами одному и тому же кандидату |
Использование психологического тестирования сопряжено с определенными морально-этическими проблемами. В некоторых штатах в США введены ограничения на использование отдельных видов личностных и интеллектуальных тестов. Разглашение информации, полученной в результате тестирования, или ее утечка могут нанести серьезный моральный ущерб личности соискателя, потому что информация о личностных особенностях и об уровне интеллекта человека является конфиденциальной.. Кроме того, чтобы избежать обвинений в дискриминации и судебного преследования, организация должна быть готова обосновать необходимость использования данных тестов и их валидность и надежность.
В России вопросам соблюдения морально-этических норм при проведении психологического тестирования пока не уделяется должного внимания. Психологи, работающие в штате компаний, либо вообще игнорируют вопросы этики при использовании тестов, либо вынуждены сталкиваться с серьезными трудностями, когда приходится доказывать руководству неэтичность запроса той или иной информации, полученной в результате психологического тестирования.
Моральные обязательства психологов, использующих тесты в целях отбора[22] |
1. Профессиональные обязательства и обязательства перед коллегами · Постоянно следить за последними научными достижениями в своей области. · Сообщать о случаях нарушения этических норм. · Проводить разъяснительную работу по вопросам этики. |
2. Обязательства перед тестируемыми · Не допускать нарушения права на тайну частной жизни. · Обеспечивать сохранение обещанной конфиденциальности. · Объяснять смысл тестирования и цели и цели, в которых может быть использована полученная при тестировании информация. · Накладывать временные ограничения на использование организациями данных тестирования. · Относиться ко всем тестируемым с уважением и вниманием. |
3. Обязательства перед организацией · Предоставлять точную информацию о предполагаемых затратах на программу тестирования и ожидаемой отдаче. · Собирать самую полную и точную информацию, какую только можно получить в рамках ограничений, накладываемых ситуацией тестирования. · Наблюдать за дальнейшим использованием тестирования в организации и при необходимости вносить коррективы. · Признавать права собственности организации на методы и процедуры, разработку которых финансировала организация. |
Часто у работодателей возникает вопрос можно ли подготовиться к тестированию? Может ли он вычислить желательные ответы при выполнении личностного теста?
В личностных тестах в общем-то бесполезно стараться вычислять правильные ответы, поскольку их результаты никогда не бывают «хорошими» или «плохими» сами по себе – каждый человек обладает своей индивидуальностью, и трудно говорить, что какой-то из типов личности лучше или хуже других типов. Поэтому довольно плохое впечатление оставляют люди, которые дают только социально желательные ответы. Для них в ряде тестов есть так называемая «шкала лжи», улавливающая такую установку. В этом случае о человеке ничего нельзя сказать наверняка, кроме того, что он стремится показать себя в заведомо хорошем свете.
Минимизировать эффекты знакомства с тестом может вопрос: «Участвовали ли вы раньше в подобном тестировании?» Если кандидат знаком с данным тестом, то ему можно дать либо другую форму этого же теста, либо вообще отказаться от данного тестирования. Психологическое или социологическое образование кандидатов служит основанием для освобождения от личностного тестирования, так как эти люди знают принципы конструирования тестов и могут намеренно повлиять на результаты тестирования.