Языкознание в Древней Греции и Риме.
Философские направления и основания (Гераклит, Парменид, Демокрит, Протагор). Общие направления древнегреческого языкознания.
Платон «Кратил, или о правильности имен». Композиция. Проблема взаимосвязи имени и вещи. Звукоподражание и звукосимволизм. Продолжение традиции звукоизобразительного подхода в истории языкознания. Диахроническая проблематика.
Грамматическое учение Аристотеля. Синхронический подход. Логика и грамматика. Лексическая и грамматическая многозначность. Основные единицы речи. Классификация звуков речи.
Стоики. Учение о логике. Учение о частях речи. Падежи. Учение о временах глагола. Классификация предложений-суждений.
Древний Рим. Предпосылки появления филологии. Аномализм и аналогизм. Марк Терренций Варрон «О латинском языке». Элий Донат «Грамматическое руководство». Присциан «Курс грамматики».
Вопросы:
Древняя Греция:
1. Каковы основные философские направления в Древней Греции?
2. Какие языковые проблемы обсуждались древнегреческими философами?
3. Какой главный вопрос обсуждается в диалоге Платона «Кратил»?
4. Каковы роли участников спора?
5. Какие аргументы приводит каждая сторона?
6. К какому заключительному выводу приходят участники спора?
7. Какое развитие получила проблема диалога «Кратил» в истории языкознания (Г.В.Лейбниц, В. фон Гумбольдт, С.В.Воронин, А.Б.Михалёв и др.)?
8. Какие языковые проблемы затрагивал в своих трудах Аристотель («Об истолковании», «Поэтика»)?
9. Назовите известных вам представителей стоицизма и их основные интересы?
10. Из каких подразделов состоит «Логика» у стоиков?
11. Какое развитие получили у стоиков аристотелевские части речи и падежи?
12. Какие виды грамматического времени выделяли стоики и на каких основаниях?
13. По каким принципам построены классификации предложений у стоиков?
Древний Рим:
1. Каковы условия, стимулировавшие появление языкознания в Древнем Риме?
2. В чем суть спора аномалистов и аналогистов?
3. Какие области языкознания освещены в трактате М.Т.Варрона «О латинском языке»?
4. Какова цель грамматического описания Элия Доната и из каких разделов оно состоит?
5. Как построен «Курс грамматики» Присциана?
6. В чем отличие грамматических трудов Доната и Присциана от грамматики Панини?
Словарь терминов:
Фюсей - теория, утверждавшая мотивированность слова, т.е. взаимосвязь звучания слова (имени) и явления (вещи), на которое оно указывет.
Тесей - теория, утверждающая произвольность слова, т.е. отсутствие естественной взаимосвязи между словом (именем) и явлением (вещью), на которое оно указывает.
Ономатопея - звукоподражание (Платон подразумевает под этим словом также звукосимволизм).
Аналогизм - Александрийская школа, придерживавшаяся мнения о «правильности» языка и о возможности его сознательного усовершенствования путем уподобления отдельных исключений большинству регулярностей (правил).
Аномализм - Пергамская школа, отрицавшая возможность сознательного вмешательства в жизнь языка и считавшая, что в языке столько же исключений, сколько и правил.
Темы рефератов (презентаций):
1. Продолжение спора между Кратилом и Гермогеном в истории языкознания.
2. Место Аристотеля в Античном языкознании.
3. Стоики как родоначальники современной семиотики и прагмалингвистики.
4. Проблема усовершенствования языка: от Александрийской школы до современности.
5. Теоретические горизонты М.Т.Варрона.
6. Грамматики Доната и Присциана как модели современных практических грамматик.
Тема 5.
Языкознание Средних веков
Европа
Средневековая Европа. Основные тенденции в философии и языкознании. Реализм и номинализм. Семантическая теория Петра Испанского. Модисты. Теория модистов. Проблема существования универсальной грамматики.
ХIV век. Вильям Оккам. Слово как знак. Суппозиции. Глубинная и поверхностная структура предложения. Слово и понятие.
Вопросы:
1. В чем суть дискуссии между «реалистами» и «номиналистами»?
2. В какие философские направления развились реализм и номинализм?
3. В каком философском и лингвистическом контексте осуществлялся подход к языку?
4. Приведите основные положения семантической теории Петра Испанского. Что существенно нового вносит П.Испанский в древнегреческую лингвистическую традицию.?
5. Дайте определение термина «суппозиция». В чем смысл «Теории суппозиции» П.Испанского?
6. Приведите основные положения теории модистов. Что такое «модусы» и какие их виды выделяют модисты?
7. Какое влияние оказали универсалистские взгляды модистов на последующие этапы языкознания?
8. К какому философскому направлению примыкал В.Оккам?
9. На какие виды делит языковые знаки В.Оккам?
10. Какие виды «суппозиции» выделяет В.Оккам?
11. Какие идеи ХХ века предвосхищает положение о «глубинной и поверхностной структуре предложения»?
Арабское языкознание
Арабское языкознание. Условия появления языкознания. Басрийская, Куфийская и Багдадская школы. Сибавейхи «Аль-Китаб». Проблемы арабского языкознания. Происхождение языка. Функции языка. Литературный язык и диалекты. Махмуд Кашгарский («Словарь тюрских языков») как предтеча сопоставительной лингвистики.
Вопросы:
1. Что стимулировало появление и развитие арабского языкознания в Средневековье?
2. В чем суть дискуссии между Басрийской, Куфийской и Багдадской школами?
3. Какие проблемы арабского языка ставятся в сочинении Сибавейхи «Аль-Китаб»?
4. Какие мнения о происхождении языка выдвигались в арабском языкознании?
5. Как решалась проблема произвольности/мотивированности слова? Проведите параллель с древнегреческим языкознанием.
6. Какова значимость труда Махмуда Кашгарского «Словарь тюркских языков»?
Словарь терминов:
Реализм – философское направление, утверждающее объективную реальность общих понятий (вне сознания человека), которые получают свое воплощение в предметах и явлениях.
Номинализм – философское направление, утверждающее объективную реальность конкретных предметов и явлений, признаки которых служат основой для образования понятий в сознании человека.
Суппозиция – употребление (подстановка) термина в предложении для обозначения чего-либо.
Модус – способ. Модус бытия (modus essendi) – способ организации мира. Модус познания (modus intelligendi) – способ организации познания и сознания. Модус обозначения (modus significandi) – способ организации языка (слова, словосочетания, предложения).
Интенция души – мысль, понятие. Первичная интенция – понятие об отдельных, конкретных предметах. Вторичная интенция – общее абстрактное понятие.
Темы рефератов (презентаций):
1. Философия «реализма» у Ансельма Кентерберийского.
2. Философия «номинализма» в творчестве Абеляра и Росцеллина.
3. Учение о суппозиции Петра Испанского.
4. Концепция «модизма» в творчестве Боэция и Мартина Дакийских.
5. Основные положения философской концепции Вильяма Оккама.
6. Композиция и проблемы арабского языка в грамматике Сибавейхи «Аль-Китаб».
7. «Словарь тюркских языков» Махмуда Кашгарского – первый опыт сравнительного языкознания.
Тема 6.