Языкознание в Древней Греции и Риме.

Философские направления и основания (Гераклит, Парменид, Демокрит, Протагор). Общие направления древнегреческого языкознания.

Платон «Кратил, или о правильности имен». Композиция. Проблема взаимосвязи имени и вещи. Звукоподражание и звукосимволизм. Продолжение традиции звукоизобразительного подхода в истории языкознания. Диахроническая проблематика.

Грамматическое учение Аристотеля. Синхронический подход. Логика и грамматика. Лексическая и грамматическая многозначность. Основные единицы речи. Классификация звуков речи.

Стоики. Учение о логике. Учение о частях речи. Падежи. Учение о временах глагола. Классификация предложений-суждений.

Древний Рим. Предпосылки появления филологии. Аномализм и аналогизм. Марк Терренций Варрон «О латинском языке». Элий Донат «Грамматическое руководство». Присциан «Курс грамматики».

Вопросы:

Древняя Греция:

1. Каковы основные философские направления в Древней Греции?

2. Какие языковые проблемы обсуждались древнегреческими философами?

3. Какой главный вопрос обсуждается в диалоге Платона «Кратил»?

4. Каковы роли участников спора?

5. Какие аргументы приводит каждая сторона?

6. К какому заключительному выводу приходят участники спора?

7. Какое развитие получила проблема диалога «Кратил» в истории языкознания (Г.В.Лейбниц, В. фон Гумбольдт, С.В.Воронин, А.Б.Михалёв и др.)?

8. Какие языковые проблемы затрагивал в своих трудах Аристотель («Об истолковании», «Поэтика»)?

9. Назовите известных вам представителей стоицизма и их основные интересы?

10. Из каких подразделов состоит «Логика» у стоиков?

11. Какое развитие получили у стоиков аристотелевские части речи и падежи?

12. Какие виды грамматического времени выделяли стоики и на каких основаниях?

13. По каким принципам построены классификации предложений у стоиков?

Древний Рим:

1. Каковы условия, стимулировавшие появление языкознания в Древнем Риме?

2. В чем суть спора аномалистов и аналогистов?

3. Какие области языкознания освещены в трактате М.Т.Варрона «О латинском языке»?

4. Какова цель грамматического описания Элия Доната и из каких разделов оно состоит?

5. Как построен «Курс грамматики» Присциана?

6. В чем отличие грамматических трудов Доната и Присциана от грамматики Панини?

Словарь терминов:

Фюсей - теория, утверждавшая мотивированность слова, т.е. взаимосвязь звучания слова (имени) и явления (вещи), на которое оно указывет.

Тесей - теория, утверждающая произвольность слова, т.е. отсутствие естественной взаимосвязи между словом (именем) и явлением (вещью), на которое оно указывает.

Ономатопея - звукоподражание (Платон подразумевает под этим словом также звукосимволизм).

Аналогизм - Александрийская школа, придерживавшаяся мнения о «правильности» языка и о возможности его сознательного усовершенствования путем уподобления отдельных исключений большинству регулярностей (правил).

Аномализм - Пергамская школа, отрицавшая возможность сознательного вмешательства в жизнь языка и считавшая, что в языке столько же исключений, сколько и правил.

Темы рефератов (презентаций):

1. Продолжение спора между Кратилом и Гермогеном в истории языкознания.

2. Место Аристотеля в Античном языкознании.

3. Стоики как родоначальники современной семиотики и прагмалингвистики.

4. Проблема усовершенствования языка: от Александрийской школы до современности.

5. Теоретические горизонты М.Т.Варрона.

6. Грамматики Доната и Присциана как модели современных практических грамматик.

Тема 5.

Языкознание Средних веков

Европа

Средневековая Европа. Основные тенденции в философии и языкознании. Реализм и номинализм. Семантическая теория Петра Испанского. Модисты. Теория модистов. Проблема существования универсальной грамматики.

ХIV век. Вильям Оккам. Слово как знак. Суппозиции. Глубинная и поверхностная структура предложения. Слово и понятие.

Вопросы:

1. В чем суть дискуссии между «реалистами» и «номиналистами»?

2. В какие философские направления развились реализм и номинализм?

3. В каком философском и лингвистическом контексте осуществлялся подход к языку?

4. Приведите основные положения семантической теории Петра Испанского. Что существенно нового вносит П.Испанский в древнегреческую лингвистическую традицию.?

5. Дайте определение термина «суппозиция». В чем смысл «Теории суппозиции» П.Испанского?

6. Приведите основные положения теории модистов. Что такое «модусы» и какие их виды выделяют модисты?

7. Какое влияние оказали универсалистские взгляды модистов на последующие этапы языкознания?

8. К какому философскому направлению примыкал В.Оккам?

9. На какие виды делит языковые знаки В.Оккам?

10. Какие виды «суппозиции» выделяет В.Оккам?

11. Какие идеи ХХ века предвосхищает положение о «глубинной и поверхностной структуре предложения»?

Арабское языкознание

Арабское языкознание. Условия появления языкознания. Басрийская, Куфийская и Багдадская школы. Сибавейхи «Аль-Китаб». Проблемы арабского языкознания. Происхождение языка. Функции языка. Литературный язык и диалекты. Махмуд Кашгарский («Словарь тюрских языков») как предтеча сопоставительной лингвистики.

Вопросы:

1. Что стимулировало появление и развитие арабского языкознания в Средневековье?

2. В чем суть дискуссии между Басрийской, Куфийской и Багдадской школами?

3. Какие проблемы арабского языка ставятся в сочинении Сибавейхи «Аль-Китаб»?

4. Какие мнения о происхождении языка выдвигались в арабском языкознании?

5. Как решалась проблема произвольности/мотивированности слова? Проведите параллель с древнегреческим языкознанием.

6. Какова значимость труда Махмуда Кашгарского «Словарь тюркских языков»?

Словарь терминов:

Реализм – философское направление, утверждающее объективную реальность общих понятий (вне сознания человека), которые получают свое воплощение в предметах и явлениях.

Номинализм – философское направление, утверждающее объективную реальность конкретных предметов и явлений, признаки которых служат основой для образования понятий в сознании человека.

Суппозиция – употребление (подстановка) термина в предложении для обозначения чего-либо.

Модус – способ. Модус бытия (modus essendi) – способ организации мира. Модус познания (modus intelligendi) – способ организации познания и сознания. Модус обозначения (modus significandi) – способ организации языка (слова, словосочетания, предложения).

Интенция души – мысль, понятие. Первичная интенция – понятие об отдельных, конкретных предметах. Вторичная интенция – общее абстрактное понятие.

Темы рефератов (презентаций):

1. Философия «реализма» у Ансельма Кентерберийского.

2. Философия «номинализма» в творчестве Абеляра и Росцеллина.

3. Учение о суппозиции Петра Испанского.

4. Концепция «модизма» в творчестве Боэция и Мартина Дакийских.

5. Основные положения философской концепции Вильяма Оккама.

6. Композиция и проблемы арабского языка в грамматике Сибавейхи «Аль-Китаб».

7. «Словарь тюркских языков» Махмуда Кашгарского – первый опыт сравнительного языкознания.

Тема 6.

Наши рекомендации