Свойства брачных экспектаций
1. Конативность (способность влиять на поведение партнёра по отношениям). Конативность обеспечивает психологическую связь между субъектами отношений. Экспектации, возникнув в психической реальности одного из супругов, выполняют свою функцию лишь в том случае, если видоизменяют поведение другого.
2. Иерархичность. В частности, специалисты, занимающиеся проблемой социальных ролей, классифицируют экспектации на ожидания – требования и ожидания – пожелания. Первые обязательны для выполнения индивидом, занимающим определённую позицию, вторые - нет (хотя обществу или группе этого бы хотелось). Такое деление осуществляется по критерию значимости для группы той или иной групповой потребности, которая стоит за соответствующими ожиданиями. Если потребность важна для жизнедеятельности группы, экспектации приобретают статус ожиданий, если не очень – пожеланий.
3. Системность. С одной стороны, они обусловлены своим происхождением. Ведь каждая брачная потребность представлена целым «набором» экспектаций. Значит, и все ожидания, конкретизирующие одну общую потребность, закономерно взаимосвязаны. Новое качество, возникающее в связи с этим, - индивидуальное своеобразие тех чаяний, которые индивид надеется реализовать в браке. Брачные потребности у всех людей практически одинаковы, в то время как брачные экспектации у каждого человека неповторимы. Качества 2х людей = новое качество (например, «мы»).
4. Индивидуальное своеобразие (уникальность). Традиционно роли, исполняемые человеком, на основании их происхождения делят на социальные (конвенциональные) и межличностные. Таким же образом правомерно классифицировать и составляющие эти роли ожидания. И если конвенциональные ожидания подобно потребностям устойчивы и разнообразны, то межличностные обладают ярким индивидуальным своеобразием. Именно на них ориентируется человек при организации брачных отношений.
5. Противоречивость.В частности, М. Эриксон описывает типичный вариант противоречивости женских экспектаций: «Иногда один из супругов предъявляет другому парадоксальные требования. Довольно часто жена хочет, чтобы ее муж был главным и всем распоряжался именно так, как она хотела бы». Существование типичного мужского варианта экспектационных противоречий отмечает Э. Фромм. Он называет это явление синдромам «мадонны-шлюхи». Суть дилеммы перед которой в связи с этим оказывается женщина, состоит в необходимости бы нежной, заботливой, ведомой и одновременно вызывающей, агрессивной и непредсказуемой.
6. Частичная неосознанность. «Я хочу от тебя чего-то, чего сама не знаю».
7. Динамичность. Можно выделить несколько направлений динамики. С одной стороны, это изменение иерархических отношений, то есть субъективной значимости мотивов, потребностей, их пересоподчинение. С другой – движение, происходящее между областями сознания и бессознательного. Некоторые мотивы вытесняются в бессознательное, а некоторые извлекаются оттуда. Третья линия изменений состоит в прекращении существования одних элементов обсуждаемой сферы и появление новых, ранее абсолютно не свойственных индивиду.
8. Ненасыщаемость. «Чем больше есть. Тем больше хочется». Ненасыщаемость брачных экспектаций человека наглядно демонстрирует А.С. Пушкин в своей «Сказке о рыбаке и рыбке». Нет надобности пересказывать сюжет всем известного произведения, чтобы вспомнить ненасытность желаний главной героини, с одной стороны, и усилия, прикладываемые ее мужем, для того чтобы соответствовать этим ожиданиям, - с другой.
9. Структурированность. Развивая идеи В.Н. Мясищева, Э.Г. Эйдемиллер выделяет в структуре отношений три компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. «В норме человек, - утверждает он, - на когнитивном уровне знает нечто об объекте, на эмоциональном – переживает соответствующую знанию эмоции, на поведенческом – строит поведение, соответствующее знанию и эмоции».