Предпосылки, условия и движущие силы психического развития человека( выготский.леонтьев)
Главная проблема развития ребенка-проблема движущих сил в развитии ребенка.
Существует 3 подхода: 1) решающее значение наследственность; 2) среда; 3) теория конвергенции двух факторов.
Исследования выготского, леонтьева заложили основы новой теории развития, где рассматривалась среда и наследственность, как необходимые условия ребенка. Было рассмотрено психическое различие развития ребенка и животного. В индивидуальном развитии психики животного, основное значение имеет проявление и накопление 2х форм опыта:1- видового опыта(который передается последующему поколению в виде наследственно-фиксированных, морфно-физиологических свойств НС; 2- Опыта индивидуального- приобретенного отдельной особью, путем приспособления(адаптации) к условиям существования. В отличии от этого развитие ребенка возникает и принимает формирующую роль, еще одна сторона опыта- культурно-социальная.
Среда и наследственность это не только необходимые условия для развития, но движущей силой является активность ребенка и взаимодействие со взрослым.
Одно из главных положений Выготского – учение о высших психических функциях(впф).
Проблема движущих сил и причин психического развития ребенка в деятельностном подходе.
Принцип соц.исторического обуславливания развития психики ребенка дальнейшее развитие получил в трудах леонтьева.
У человека существовало 3опыта:
-видовой(генетически запрограммированный)
-индивид.(приобретенный)
-культурный
Движущей силой психического развития ребенка является деятельность. Поскольку именно в ней впервые возникает структура которая пройдя путь интериоризации становится психической функцией.
Закономерности психического развития человека.
1. неравномерность – психические функции развиваются колебательно; свойства и образования психических функции развиваются не равномерно.
2. гетерохронность развития (или асинхронность) – несовпадение во времени фаз развития отдельных органов и функций. Чем нужнее та или иная функция в развитии, организма, тем она раньше развиваетсяю (например, ориентировка в пространстве формируется раньше чем ориентировка во времени).
Первая функция – восприятие.
Анохин писал об опережающих темпах созревания жизненноважных функций человека.
3. неустройчивость развития – наиболее ярко проявляется в кризисах детского развития (например: в кризисе подросткового возраста снижаются показатели когнитивных (познавательных) функций; снижается внимание в период пубертата.
4. коммулятивность псих. развития – развитие каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определенным образом трансформируясь. Такое накопление изменений подготавливает качественное преобразование в психическом развитии.
Появился кумулятивный эффект накопления (каждая стадия включает в себя предыдущие стадии).
5. дивергентность развития. Дивергенция – это повышение разнообразия в процессе психического развития.
6. Конвергенция развития – это свертывание или усиление избирательности. Та или иная психическая функция выходит на первый план (например: у ребенка воприятие на 1ом возр. этапе).
Развитие человека включает в себя 2 противоречивые и взаимозависимые тенденции:
-повышение разнообразия
-свертывание, усиление развития какой-либо функции
7. сенситивность развития – период повышенной восприимчивости какой-либо псих. функции к внешнему воздействию, особенно обучение и воспитание.
Сенситивные периоды ограничены во времени (сенситивный период развития речи; сенситивный период развития воображения, сенситивный период развития памяти).
Координация движений – если не развивать, то ребенок будет отсталым (отставание в псих разв) например: феномен маугли