Понятие и сущность стресса в менеджменте
Стресс, в том числе стресс в профессиональной деятельности изучается в различных областях и знание стрессовых механизмов приобретает все большую практическую и научную ценность. Технический прогресс неразрывно связан с ростом экстремальности профессиональных деятельностей, с существенным изменением условий и содержания труда в различных областях.
Коренным образом изменился характер труда и возрос темп работы, повысилась профессиональная ответственность за последствия деятельности и ее результаты. Все это привело к развитию характерных психических состояний — профессиональных стрессов.
Профессиональный стресс — это состояние напряжения, возникающее при экстремальных воздействиях факторов, связанных с выполнением трудовой деятельности. Профессиональный стресс оказывает сильное положительное или отрицательное влияние на деятельность и профессиональное здоровье[1].
Стресс может сопровождаться психологическими, физиологическими либо поведенческими проявлениями.
Физиологические признаки – самая распространенная группа симптомов, заключающаяся в нарушениях артериального давления, болевом синдроме, изменениях веса, повышении мышечного тонуса и пр. Следствием постоянного рассогласования между целями и результатами становится хроническая эмоциональная напряженность[2].
Психологические признаки стресса заключаются в тревоге, внутреннем дискомфорте, апатии, пониженной самокритике, ощущении вины, неуверенности в себе, неудовлетворенности, невозможности концентрации, преобладании негативных мыслей, депрессивных, тревожных состояниях, разных фобиях. Специалист сталкивается с «синдромом выгорания» - отличный сотрудник утрачивает дееспособность, а мягкий по своей натуре человек вдруг становится настоящим деспотом. Свойственнее всего такая болезнь для врачей, преподавателей, продавцов и работников социальной сферы.
Категория поведенческих признаков представлена изменениями в производительности, прогулами, повышенной конфликтностью, ростом количества ошибок в ходе привычной работы, беспричинными приступами гнева, трудоголизмом (приводящим к ущербу для семейных отношений и своего отдыха), асоциальным поведением.
Исходя из медицинского определения стресса, нарушение профессиональной адаптации расценивается как невротический синдром. То есть, невроз. Это психосоматическое расстройство, описанное немецким психиатром Ясперсом в 1913 году. Любые виды профессионального стресса имеют признаки триады Ясперса:
- Причина – психическая травма;
- Психические расстройства отражают психогенно-травматическую ситуацию и не выходят за её рамки;
- Все проблемы со здоровьем прекращаются тотчас после устранения причины. В далеко зашедших случаях устранение причины невозможно, потому что профессиональный стресс прогрессирует до психического заболевания. Восприимчивость человека к психической травме возникает только тогда, когда происходит нарушение баланса между возможностями и способностями. Иными словами, в условиях переоценки собственных сил.
Перенапряжение нервной системы при исполнении трудовых обязанностей проявляется эмоциональными вспышками, которые провоцируют экстремальные ситуации. Со временем порог экстремальности понижается, и вывести из себя сотрудника, находящегося в постоянном перенапряжении, не составляет труда. Иногда для этого достаточно громкого звука или яркого света от неожиданно включившейся лампы.
В большем количестве случаев сотрудники принимают сложившееся положение на работе как должное и не пытаются что-либо изменить. Кто-то постоянно не справляется с работой, но успешно создает видимость бурной деятельности. Кто-то работает за троих и не бывает отмечен начальством. Развитию профессионального стресса подвержены и те, и другие работники. Одним не хватает работы, другим – признания мнимых или настоящих заслуг.
Сотрудник начинает испытывает безразличие, эмоциональное истощение и усталость. Ему более не интересно то, чем он занимается, поэтому он выполняет свои обязанности только фактически, не стараясь улучшить результаты.
Те, кто столкнулся с таким явлением, не сразу понимают, что происходит. Эмоциональное выгорание, в его «инкубационном» периоде, похоже на хандру. Сотрудники становятся раздражительными, обидчивыми. Они опускают руки при малейших неудачах и не знают, что со всем этим делать, какое лечение предпринять. Потому так важно разглядеть первые «звонки» в эмоциональном фоне, принять профилактические меры и не довести себя до нервного срыва.
У многих сотрудников появляются психосоматические нарушения: появляется хроническая усталость, возрастает уровень тревоги, появляется склонность к употреблению алкоголя, что приводит к асоциальному поведению. В связи с этим важной задачей является определить, какие существуют социально-психологические особенности психологического стресса сотрудников на разных этапах профессионального становления и определить пути гармонизации личности сотрудников, т.к. их психическое состояние является важнейшим условием их труда.