Понятие ППФП. Цель и задачи
В существующей специальной литературе имеются различные формулировки, определяющие понятие «профессионально-прикладная физическая подготовка». Мы используем упрощенную формулировку, не искажая само понятие.
ППФП – это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определённой профессиональной деятельной деятельности.
Современный труд требует значительного напряжения умственных, психических и физических сил, повышенной координации движений работников в любой сфере труда. Но каждая профессия диктует свой уровень развития психофизических качеств, свой перечень профессионально-прикладных умений и навыков, поэтому если вы готовитесь к профессии геолога, то вам нужна ППФП одного содержания, а будущему филологу – другая. Эти отличия и отражаются в цели и задачах ППФП, как самостоятельного раздела нашей дисциплины «ФК».
Цель ППФП – психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности.
Чтобы достичь этой цели, необходимо создать у будущих специалистов психофизические предпосылки и готовность:
- к ускорению профессионального обучения
- к достижению высокопроизводительного труда в избранной профессии.
- к предупреждению профессиональных заболеваний
- к использованию средств ФК и спорта для активного отдыха и восстановления работоспособности
- к выполнению служебных и общественных функций по внедрению ФК и спорта в профессиональном коллективе.
Конкретные задачи ППФП студентов определяются особенностями их бедующей профессиональной деятельности и состоят в том, чтобы:
Задачи ППФП:
- формировать необходимые прикладные знания
- осваивать прикладные умения
- воспитывать прикладные психофизические качества
- воспитывать прикладные специальные качества.
Остановимся несколько подробнее на смысловом содержании перечисленных основных конкретных задач.
Прикладные знания. Имеют непосредственную связь с будущей профессиональной деятельностью. Их можно получить в процессе физического воспитания, на лекциях по учебной дисциплине «ФК», во время кратких методических бесед.
Прикладные умения и навыки. Обеспечивают безопасность в быту и при выполнении определённых профессиональных видов работ, способствуют быстрому и экономичному передвижению при решении производственных задач.
Прикладные психофизические качества – это обширный перечень необходимых для каждой профессиональной группы прикладных физических и психических качеств, которые можно формировать при занятиях различными видами спорта.
Прикладные физические качества – быстрота, сила, выносливость и ловкость необходимы во многих видах профессиональной деятельности, где специалистам для качественного выполнения работы требуется или повышенная общая выносливость, или быстрота, или ловкость, или сила отдельных групп мышц.
Прикладные психические качества и свойства личности, необходимые будущему специалисту, могут формироваться на учебно-тренировочных занятиях, и самостоятельно. Нельзя сделать человека смелым, мужественным с помощью одних разговоров. Его обязательно надо ставить в условия, когда требуется проявить эти требования. Именно на спортивных тренировках, при регулярных самостоятельных занятиях физической культурой могут быть созданы условия, при которых проявляются такие волевые качества, как настойчивость, решительность, выдержка, смелость.
Направленным подбором упражнений, выбором видов спорта, спортивных игр можно акцентировано воздействовать на человека, способствуя формированию конкретных психических качеств и свойств личности, определяющих успешность профессиональной деятельности.
Прикладные специальные качества– это способность организма противостоять специфическим воздействиям внешней среды.
Такие условия можно развивать путем закаливания, дозированной тепловой тренировки, специальными упражнениями, воздействующие на вестибулярный аппарат, укрепление мышц брюшного пресса, упражнения на выносливость, при которых возникает двигательная гипоксия и т.д.
Формировать специальные качества можно в процессе ППФП не только с помощью специально подобранных упражнений, но и при регулярных занятиях соответствующими в каждом случае видами спорта. Следует иметь в виду и особенности так называемой неспецифической адаптации человека. Установлено, что хорошо физически развитый и тренированный человек быстрее акклиматизируется в новой местности, легче переносит действия высокой и низкой температуры, более устойчив к инфекциям и т.д.
При решении конкретных задач ППФП будущих специалистов следует всегда помнить, что такая подготовка осуществляется в тесной связи с общей физической подготовкой.
В ходе учебного процесса уровень подготовленности студентов по разделу ППФП контролируется специальными нормативами.
Основные факторы, определяющие содержание ППФП.
Двигательную деятельность человека, его трудовую активность определяют такие компоненты, как мышечная сила, выносливость, быстрота, координация движений, способность к концентрированному и устойчивому вниманию, реакции выбора и другие психофизические качества.
Общепринято, что все эти составляющие так же, как и профессиональные свойства личности, в определенных условиях и пределах, тренируемы.
Содержание ППФП опирается на психофизиологическое тождество трудового процесса и физической культуры и спорта.
Основные факторы:
- формы труда специалистов данного профиля
- условия и характер труда
- режим труда и отдыха
- особенности динамики работоспособности специалистов в процессе труда и специфика их профессионального утомления и заболеваемости.
Основные формы труда:
- физический
- умственный
Разделение труда носит условный характер.
Условия труда влияют на подбор средств ФК и спорта для достижения высокой работоспособности и трудовой активности человека, а, следовательно, определяют конкретное содержание ППФП специалистов профессии.
Характер труда – также определяет содержание ППФП, ибо для того, чтобы правильно подобрать и применить средства физической культуры и спорта, важно знать, с какой физической и эмоциональной нагрузкой работает специалист.
Режим труда влияет на выбор средств ФК, чтобы поддерживать и повышать необходимый уровень жизнедеятельности и работоспособности. Рациональным режимом труда и отдыха на любом предприятии считается такой режим, который оптимально сочетает эффективность труда, индивидуальную производительность, работоспособность и здоровье трудящихся.
Динамика работоспособности – интегральный фактор, определяющий конкретное содержание ППФП студентов. Чтобы смоделировать отдельные элементы процесса труда подбором физических упражнений, необходимо знать особенности динамики работоспособности специалистов при выполнении различных видов профессиональных работ.
Дополнительные факторы:
- индивидуальность (пол, возраст, здоровье)
- географо-климатические условия
Различия в физической и специальной подготовленности разных людей играют роль в профессиональном обучении и переподготовке. Успешность обучения и подготовки каждого человека к профессиональной деятельности зависит от его физиологической и психологической пригодности к данному виду труда, т. е от способностей.
Средства ППФП.
Подбор средств ППФП производится с учетом особенностей учебного процесса на каждом факультете и специфики будущей профессиональной деятельности студентов.
Группы ППФП:
- прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта
- прикладные виды спорта
- оздоровительные силы природы
- вспомогательные средства
При подборе отдельных прикладных физических упражнений важно, чтобы их психофизиологическое воздействие соответствовало формируемым физическим и специальным качествам.