Особенности волевых действий младших школьников. Основные новообразования волевой сферы младших школьников. Развитие познавательных способностей
Контролируемая самостоятельная работа по психологии развития гр.ПП,ПТ-21
Семестр
1. Тема 4.1 Общая характеристика развития детей младшего школьного возраста – 2 ч. (КСР)
Внутренняя позиция школьника (Л.И. Божович). Возрастные потребности младших школьников. Развитие представлений ребенка о себе. Особенности развития у ребенка положительного отношения к учебе.
Литература:
1. Серова Л. И. Диагностика психологической готовности к школе. (электронный ресурс: раздел – Личностная готовность к школьному обучению. Формирование внутренней позиции школьника.
2. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2001. (электронный ресурс – раздел Младший школьный возраст)
- Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология : учебное пособие / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова ; под общ. ред. М. В. Гамезо. - 2-е изд. - Москва : Педагогическое общество России, 2009. (электронный ресурс – Глава: Психология младшего школьника. Раздел: Личность младшего школьника)
Задание для выполнения
На основе анализа предложенных разделов составьте конспект-ответы на основные вопросов темы, опираясь на контрольные вопросы.
Контрольные вопросы:
- Раскройте сущность понятия «внутренняя позиция школьника» (по Л.И. Божович) и его основное содержание
- Основные возрастные потребности как основа мотивации поведения и деятельности младшего школьника.
- Специфика самосознания младших школьников.
- Особенности самооценки, уровня притязаний младших школьников.
- Пути и факторы развития интереса к учению и учебной мотивации младших школьников.
Форма контроля: проверка конспекта, письменный опрос
2. Тема 4.3 Психическое развитие младшего школьника – 2 ч. (ЛК)
Особенности формирования произвольного внимания младших школьников в учебной деятельности. Методы изучения свойств памяти. Приемы развития памяти. Мнемотехнические приемы запоминания
Литература:
1. Белоус, А.Н. Проблема развития памяти на ранних этапах онтогенеза в исследованиях белорусских психологов // Развитие психологии в Беларуси: история и современность / А.Н. Белоус. – Минск, 2000.
2. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск, 1997.
3. Мир детства: Младший школьник. – М.: Педагогика, 1981.
4. Практикум по возрастной и педагогической психологии / под ред. А.И. Щербакова. – М., 1987.
5. Практикум по возрастной психологии : учебное пособие / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - 2-е изд., доп. и перераб. - Санкт-Петербург : Речь, 2006. - 693 с.
6. Электронный ресурс по дисциплине (папка «Диагностика»)
Задание для выполнения
Составьте папку-копилку, содержащую:
- методики изучения внимания и памяти младших школьников (с указанием исследуемых видов и процессов, рекомендуется представить методики на различные виды и свойства изучаемых психических процессов);
- методики и приёмы развития внимания и памяти младших школьников (с указанием исследуемых видов и процессов, рекомендуется представить методики на различные виды и свойства изучаемых психических процессов);
Контрольные вопросы:
- Возрастные особенности диагностики познавательных психических процессов младших школьников.
- Виды и свойства внимания как предмет психологической диагностики в младшем школьном возрасте.
- Задачи и особенности развития внимания младших школьников в учебной деятельности.
- Приемы развития памяти младших школьников. Мнемотехнические приемы запоминания
Форма контроля: проверка задания (подбор методик и приёмов)
3. Тема 4.3 Психическое развитие младшего школьника – 2 ч. (ЛЗ)
Развитие речи младшего школьника. Особенности устной и письменной речи. Развитие фонетической, грамматической и лексической стороны речи. Воображение и психические новообразования младшего школьного возраста. Соотношение репродуктивного и творческого воображения.
Литература:
1. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология : учебное пособие / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова ; под общ. ред. М. В. Гамезо. - 2-е изд. – М., 2009.(электронный ресурс)
Задание для выполнения
- Осуществите анализ раздела «Особенности познавательной и учебной деятельности младшего школьника» предложенного источника, опираясь на контрольные вопросы
- Выполните задание № 2а, для самостоятельной работы на стр. 143 («План-задание для самостоятельной работы» в конце главы)
- Проанализируйте методику оценки речевого развития (цель, критерии оценки анализа результатов, варианты речевого развития (уровневые характеристики) младших школьников)
Контрольные вопросы:
- Динамические характеристики развития воображения младших школьников.
- Функции речи в младшем школьном возрасте.
- Задачи в развитии речи младших школьников.
- Различия в устной и письменной речи.
Форма контроля: проверка конспекта, письменный опрос
4. Тема 4.4 Особенности развития психических состояний и индивидуально-психологических особенностей младших школьников – 2 ч. (СЗ)
Особенности волевых действий младших школьников. Основные новообразования волевой сферы младших школьников. Развитие познавательных способностей
Литература:
1. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология : учебное пособие / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова ; под общ. ред. М. В. Гамезо. - 2-е изд. – М., 2009.(электронный ресурс Глава Психология младшего школьника Раздел Эмоционально-волевая сфера личности младшего школьника )
2. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2001. (электронный ресурс – раздел Младший школьный возраст)
Задание для выполнения
- На основании анализа указанных разделов литературных источников охарактеризуйте особенности волевого развития младших школьников по указанным разделам (используя контрольные вопросы).
- Изучите предложенный материал РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА, укажите основные характеристики развития общих (познавательных и практических) способностей детей (используя контрольные вопросы)
Контрольные вопросы:
- Произвольность как новообразование младшего школьного возраста, факторы и условия её формирования.
- Взаимосвязь развития воли с мотивационно-потребностной сферой.
- Понятие и предпосылки развития способностей у детей.
- Содержание познавательных и практических способностей.
- Условия развития способностей ребёнка.
Форма контроля: проверка выполненных заданий