Особенности волевых действий младших школьников. Основные новообразования волевой сферы младших школьников. Развитие познавательных способностей

Контролируемая самостоятельная работа по психологии развития гр.ПП,ПТ-21

Семестр

1. Тема 4.1 Общая характеристика развития детей младшего школьного возраста – 2 ч. (КСР)

Внутренняя позиция школьника (Л.И. Божович). Возрастные потребности младших школьников. Развитие представлений ребенка о себе. Особенности развития у ребенка положительного отношения к учебе.

Литература:

1. Серова Л. И. Диагностика психологической готовности к школе. (электронный ресурс: раздел – Личностная готовность к школьному обучению. Формирование внутренней позиции школьника.

2. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2001. (электронный ресурс – раздел Младший школьный возраст)

  1. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология : учебное пособие / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова ; под общ. ред. М. В. Гамезо. - 2-е изд. - Москва : Педагогическое общество России, 2009. (электронный ресурс – Глава: Психология младшего школьника. Раздел: Личность младшего школьника)

Задание для выполнения

На основе анализа предложенных разделов составьте конспект-ответы на основные вопросов темы, опираясь на контрольные вопросы.

Контрольные вопросы:

  1. Раскройте сущность понятия «внутренняя позиция школьника» (по Л.И. Божович) и его основное содержание
  2. Основные возрастные потребности как основа мотивации поведения и деятельности младшего школьника.
  3. Специфика самосознания младших школьников.
  4. Особенности самооценки, уровня притязаний младших школьников.
  5. Пути и факторы развития интереса к учению и учебной мотивации младших школьников.

Форма контроля: проверка конспекта, письменный опрос

2. Тема 4.3 Психическое развитие младшего школьника – 2 ч. (ЛК)

Особенности формирования произвольного внимания младших школьников в учебной деятельности. Методы изучения свойств памяти. Приемы развития памяти. Мнемотехнические приемы запоминания

Литература:

1. Белоус, А.Н. Проблема развития памяти на ранних этапах онтогенеза в исследованиях белорусских психологов // Развитие психологии в Беларуси: история и современность / А.Н. Белоус. – Минск, 2000.

2. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск, 1997.

3. Мир детства: Младший школьник. – М.: Педагогика, 1981.

4. Практикум по возрастной и педагогической психологии / под ред. А.И. Щербакова. – М., 1987.

5. Практикум по возрастной психологии : учебное пособие / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - 2-е изд., доп. и перераб. - Санкт-Петербург : Речь, 2006. - 693 с.

6. Электронный ресурс по дисциплине (папка «Диагностика»)

Задание для выполнения

Составьте папку-копилку, содержащую:

- методики изучения внимания и памяти младших школьников (с указанием исследуемых видов и процессов, рекомендуется представить методики на различные виды и свойства изучаемых психических процессов);

- методики и приёмы развития внимания и памяти младших школьников (с указанием исследуемых видов и процессов, рекомендуется представить методики на различные виды и свойства изучаемых психических процессов);

Контрольные вопросы:

  1. Возрастные особенности диагностики познавательных психических процессов младших школьников.
  2. Виды и свойства внимания как предмет психологической диагностики в младшем школьном возрасте.
  3. Задачи и особенности развития внимания младших школьников в учебной деятельности.
  4. Приемы развития памяти младших школьников. Мнемотехнические приемы запоминания

Форма контроля: проверка задания (подбор методик и приёмов)

3. Тема 4.3 Психическое развитие младшего школьника – 2 ч. (ЛЗ)

Развитие речи младшего школьника. Особенности устной и письменной речи. Развитие фонетической, грамматической и лексической стороны речи. Воображение и психические новообразования младшего школьного возраста. Соотношение репродуктивного и творческого воображения.

Литература:

1. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология : учебное пособие / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова ; под общ. ред. М. В. Гамезо. - 2-е изд. – М., 2009.(электронный ресурс)

Задание для выполнения

  1. Осуществите анализ раздела «Особенности познавательной и учебной деятельности младшего школьника» предложенного источника, опираясь на контрольные вопросы
  2. Выполните задание № 2а, для самостоятельной работы на стр. 143 («План-задание для самостоятельной работы» в конце главы)
  3. Проанализируйте методику оценки речевого развития (цель, критерии оценки анализа результатов, варианты речевого развития (уровневые характеристики) младших школьников)

Контрольные вопросы:

  1. Динамические характеристики развития воображения младших школьников.
  2. Функции речи в младшем школьном возрасте.
  3. Задачи в развитии речи младших школьников.
  4. Различия в устной и письменной речи.

Форма контроля: проверка конспекта, письменный опрос

4. Тема 4.4 Особенности развития психических состояний и индивидуально-психологических особенностей младших школьников – 2 ч. (СЗ)

Особенности волевых действий младших школьников. Основные новообразования волевой сферы младших школьников. Развитие познавательных способностей

Литература:

1. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология : учебное пособие / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова ; под общ. ред. М. В. Гамезо. - 2-е изд. – М., 2009.(электронный ресурс Глава Психология младшего школьника Раздел Эмоционально-волевая сфера личности младшего школьника )

2. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: учебное пособие / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2001. (электронный ресурс – раздел Младший школьный возраст)

Задание для выполнения

  1. На основании анализа указанных разделов литературных источников охарактеризуйте особенности волевого развития младших школьников по указанным разделам (используя контрольные вопросы).
  2. Изучите предложенный материал РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА, укажите основные характеристики развития общих (познавательных и практических) способностей детей (используя контрольные вопросы)

Контрольные вопросы:

  1. Произвольность как новообразование младшего школьного возраста, факторы и условия её формирования.
  2. Взаимосвязь развития воли с мотивационно-потребностной сферой.
  3. Понятие и предпосылки развития способностей у детей.
  4. Содержание познавательных и практических способностей.
  5. Условия развития способностей ребёнка.

Форма контроля: проверка выполненных заданий

Наши рекомендации