Глава 21. таттва садхана и чхаёпасана
Когда вы овладеете искусством определения таттвы, можно совершать тратаку на символ или янтру каждой таттвы. По традиции янтры изготавливают из цветных металлов, а затем приписывают к ним соответствующие мантры. Такая практика требует мастерства и потому свара шастры рекомендуют обращаться за помощью к гуру, который в совершенстве владеет этой техникой. Но мы можем и сами практиковать тратаку на таттву, выводя рисунок янтры каждой таттвы, окрашивая его соответствующим цветом и мысленно повторяя биджа мантру. Янтру можно изготовить так:
Раздел | Символ | Пропорции | Цвет янтры | Мантра | Фон |
Притхви | квадрат | равные стороны | яркожел- тый | черный или белый | |
Апас | полумесяц | узкий в середине | белый | черный | |
Агни | опрокинутый треугольник | равносто ронний | красный | черный или белый | |
Вайю | пятиконеч ная звезда | равные стороны | бледно- синий | черный | |
Акаша | круг | любой размер | разно цветные точки | янтра, белая внутри и черная снаружи |
Перед началом практики нанесите маленькую точку в центре янтры, чтобы сфокусировать внимание и сосредоточить взгляд на этой точке. Со временем вы научитесь концентрироваться и без точки.
Методика
Садитесь в удобную медитативную позу. Голова, шея и спина - на прямой вертикальной линии, обе руки лежат на коленях в гьян мудре или чин мудре.
Если янтра небольшого размера, расположите ее на расстоянии вытянутой руки. Если формат янтры большой, поставьте ее так, чтобы вы могли пристально смотреть на нее без напряжения. Янтра должна быть расположена точно на уровне глаз. Начинайте с тратаки на притхви янтру. Следите за тем, чтобы глаза не блуждали. Сосредоточьте ум на мысленном повторении мантры ЛАМ, непрерывно сохраняя пристальный взгляд на янтре, а внимание на звуке мантры. Повторите один круг мантры на четках. Если почувствуете напряженность в глазах, закройте их и направьте внимание на чидакашу.
Продолжайте практику в течение пяти минут, а затем закройте глаза и попробуйте мысленно визуализировать притхви янтру и ее цвет. Повторите такой же процесс для всех таттва янтр.
Закончив практику, продолжайте сидеть в безмолвном спокойствии. Исследуйте свою чидакашу - быть может, вы обнаружите в ней какой-либо цвет или форму. Понаблюдайте за характером вашего дыхания, его протяженностью, направлением потока, прочувствуйте вкус во рту. Обратите внимание на свои мысли, чувства, общее состояние - расслаблены вы или возбуждены, клонит ли вас ко сну, испытываете ли вы голод или беспокойство и т.д. Теперь, после всех наблюдений, смогли ли вы определить активную таттву? Если вы не уверены в этом, выполняйте шанмукху мудру и проведите такой же процесс анализа.
Чхаёпасана
Наиболее существенной практикой свара йоги является искусство чхаёпасаны. Чхая означает тень, упасана - устойчивая концентрация. В этой практике вместо выполнения тратаки на янтру таттвы, вы совершаете тратаку на собственную тень.
ЯНТРЫ ТАТТВ
В результате этой практики вы можете предсказать по цвету и форме тени время и причину смерти. Но, конечно, этим не ограничивается цель чхаёпасаны.
Чхаёпасана является простой и весьма интенсивной формой дхараны (концентрации), которая оказывает сильное воздействие на ум, спонтанно пробуждая состояние дхьяны и, в конечном счете, приводит к самадхи. Это верный способ непосредственного опыта атманубхути, где атма обнаруживает себя в своей же форме. Вот почему чхаёпасана была долго засекречена, и ее успех полностью зависел от тех предварительных условий, которые осуществлялись при помощи строжайшей садханы и под руководством гуру.
Лучшим временем для практики чхаёпасаны, согласно Шиве Свародайе, является время между 7-8 утра. Но при этом необходимо учитывать и время восхода солнца, т.е. практиковать чхаёпасану рекомендуется приблизительно через час-полтора часа после восхода солнца. Важно, чтобы солнце не очень сильно согревало, и чтобы не было туч, застилающих солнце. Свара Чинтамани добавляет, что чхаёпасану можно осуществлять и в лунную ночь, но тень должна возникнуть благодаря естествеенному лунному освещению, а не искусственному электрическому.
Техника
Встаньте спиной к солнцу таким образом, чтобы увидеть свою тень на земле или на стене.
Направьте свой пристальный взгляд на область шеи.
Мысленно повторите мантру ХРИМ ПАРАБРАХМАНЕ НАМАХА 108 раз.
Закончив практику, закройте глаза и всмотритесь в свою чидакашу. Там вы должны увидеть образ своей тени.
Откройте глаза и посмотрите на небо. Образ вашей тени должен вновь появиться перед вашим взором. Если это не произошло, вы должны развивать способность визуализации образа.
Шива Свародайя говорит, что требуется шесть месяцев, чтобы овладеть этим искусством, после чего вы сможете использовать эту практику для развития дара предвидения.