Тема № 3. Эксперимент как метод проверки причинно-следственных связей.

Учебные цели:

1. Раскрыть содержание предметной области эксперимента как метода проверки причинно-следственных связей.

2. Развивать у обучаемых творческое мышление, способность к восприятию нового научного знания, формировать осознанное понимание категориального аппарата экспериментальной психологии.

Основные вопросы:

1. Валидность экспериментального исследования.

2. Зависимые и независимые переменные.

3. Дополнительные и побочные переменные.

4. Отношения между переменными.

5. Контроль переменных в эксперименте.

Задание для самостоятельной работы:

Изучить рекомендованную литературу, законспектировать в рабочие тетради основные категории и понятия эксперимента как метода проверки причинно-следственных связей в психологическом исследовании.

Доклад: Виды экспериментальных исследований в психологии.

Тема № 4. Особенности планирования и построение моделей эксперимента.

Учебные цели:

1. Раскрыть содержание процесса планирования и моделирования психологических явлений и процессов в эксперименте.

2. Формирование осознанного применения обучаемыми методов экспериментального исследования.

Основные вопросы:

1. Планирование и моделирование в эксперименте: общие понятия.

2. Экспериментальная выборка и стратегии её формирования.

3. Факторы угрожающие внутренней и внешней валидности эксперимента.

4. Приемы планирования и построения эксперимента.

Задание для самостоятельной работы:

Изучить рекомендованную литературу, законспектировать в рабочие тетради основные категории и понятия, характеризующие валидность психологического исследования.

Тема № 5. Доэкспериментальные планы.

Учебные цели:

1. Раскрыть сущность, содержание и специфику психологического исследования, проводимого на основе доэкспериментальных планов.

2. Формирование осознанного применения обучаемыми методов экспериментальной психологии.

Основные вопросы:

1. Исследование единичного случая.

2. План с предварительным и итоговым тестированием.

3. Сравнение статистических групп.

Задание для самостоятельной работы:

Изучить рекомендованную литературу, законспектировать в рабочие тетради основные категории, понятия характеризующие эксперименты проведённые по доэкспериментальным планам. Привести примеры исследований проведённых в соответствии с такими схемами.

Тема № 6. Экспериментальные планы.

Учебные цели:

1. Раскрыть сущность, содержание и специфику психологического исследования, проводимого на основе экспериментальных планов.

2. Формирование осознанного применения обучаемыми методов экспериментальной психологии.

Основные вопросы:

1. План с предварительным и итоговым тестированием и контрольной группой.

2. План Соломона для 4-х групп. План с контрольной группой и тестированием после воздействия.

Задание для самостоятельной работы:

Изучить рекомендованную литературу, законспектировать в рабочие тетради основные категории, понятия характеризующие эксперименты, проведённые по экспериментальным планам. Привести примеры исследований проведённых в соответствии с такими схемами.

Тема № 7. Квазиэкспериментальные планы

Учебные цели:

1. Раскрыть сущность, содержание и специфику психологического исследования, проводимого на основе квазиэкспериментальных планов.

2. Формирование осознанного применения обучаемыми методов экспериментальной психологии.

Основные вопросы:

1. Сущность и особенности квазиэксперимента в психологии.

2. Эксперимент по плану временных серий. Серии временных выборок. Серии эквивалентных воздействий.

3. План с неэквивалентной контрольной группой. Сбалансированные планы. План с контрольными выборками. "Лоскутные" планы.

4. Планы ex post facto.

Задание для самостоятельной работы:

Изучить рекомендованную литературу, законспектировать в рабочие тетради основные категории, понятия характеризующие эксперименты, проведённые по квазиэкспериментальным планам. Привести примеры исследований проведённых в соответствии с такими схемами.

Наши рекомендации