Тема № 3. Эксперимент как метод проверки причинно-следственных связей.
Учебные цели:
1. Раскрыть содержание предметной области эксперимента как метода проверки причинно-следственных связей.
2. Развивать у обучаемых творческое мышление, способность к восприятию нового научного знания, формировать осознанное понимание категориального аппарата экспериментальной психологии.
Основные вопросы:
1. Валидность экспериментального исследования.
2. Зависимые и независимые переменные.
3. Дополнительные и побочные переменные.
4. Отношения между переменными.
5. Контроль переменных в эксперименте.
Задание для самостоятельной работы:
Изучить рекомендованную литературу, законспектировать в рабочие тетради основные категории и понятия эксперимента как метода проверки причинно-следственных связей в психологическом исследовании.
Доклад: Виды экспериментальных исследований в психологии.
Тема № 4. Особенности планирования и построение моделей эксперимента.
Учебные цели:
1. Раскрыть содержание процесса планирования и моделирования психологических явлений и процессов в эксперименте.
2. Формирование осознанного применения обучаемыми методов экспериментального исследования.
Основные вопросы:
1. Планирование и моделирование в эксперименте: общие понятия.
2. Экспериментальная выборка и стратегии её формирования.
3. Факторы угрожающие внутренней и внешней валидности эксперимента.
4. Приемы планирования и построения эксперимента.
Задание для самостоятельной работы:
Изучить рекомендованную литературу, законспектировать в рабочие тетради основные категории и понятия, характеризующие валидность психологического исследования.
Тема № 5. Доэкспериментальные планы.
Учебные цели:
1. Раскрыть сущность, содержание и специфику психологического исследования, проводимого на основе доэкспериментальных планов.
2. Формирование осознанного применения обучаемыми методов экспериментальной психологии.
Основные вопросы:
1. Исследование единичного случая.
2. План с предварительным и итоговым тестированием.
3. Сравнение статистических групп.
Задание для самостоятельной работы:
Изучить рекомендованную литературу, законспектировать в рабочие тетради основные категории, понятия характеризующие эксперименты проведённые по доэкспериментальным планам. Привести примеры исследований проведённых в соответствии с такими схемами.
Тема № 6. Экспериментальные планы.
Учебные цели:
1. Раскрыть сущность, содержание и специфику психологического исследования, проводимого на основе экспериментальных планов.
2. Формирование осознанного применения обучаемыми методов экспериментальной психологии.
Основные вопросы:
1. План с предварительным и итоговым тестированием и контрольной группой.
2. План Соломона для 4-х групп. План с контрольной группой и тестированием после воздействия.
Задание для самостоятельной работы:
Изучить рекомендованную литературу, законспектировать в рабочие тетради основные категории, понятия характеризующие эксперименты, проведённые по экспериментальным планам. Привести примеры исследований проведённых в соответствии с такими схемами.
Тема № 7. Квазиэкспериментальные планы
Учебные цели:
1. Раскрыть сущность, содержание и специфику психологического исследования, проводимого на основе квазиэкспериментальных планов.
2. Формирование осознанного применения обучаемыми методов экспериментальной психологии.
Основные вопросы:
1. Сущность и особенности квазиэксперимента в психологии.
2. Эксперимент по плану временных серий. Серии временных выборок. Серии эквивалентных воздействий.
3. План с неэквивалентной контрольной группой. Сбалансированные планы. План с контрольными выборками. "Лоскутные" планы.
4. Планы ex post facto.
Задание для самостоятельной работы:
Изучить рекомендованную литературу, законспектировать в рабочие тетради основные категории, понятия характеризующие эксперименты, проведённые по квазиэкспериментальным планам. Привести примеры исследований проведённых в соответствии с такими схемами.