Программа курса основы специальной психологии

1.ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

L Цель курса. Формирование базовых представлений о ме­тодологических основах и структуре специальной психологии как самостоятельной отрасли психологической науки.

2. Задачи курса. Формирование представлений о предмет­
ном содержании, целях и задачах специальной психологии,
ее связях с другими науками и месте в структуре современно­
го человекознания.

3.Требования к усвоению содержания курса. В результате
изучения материала курса студент должен приобрести фунда­
ментальные представления:

• о сущности феномена отклоняющегося развития,

• о его структуре и свойствах,

• о методах специальной психологии,

• о месте в структуре других наук.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. Предметное содержание современной специальной психо­логии

' Проблема предмета и объекта специальной психологии. Процесс дифференциации и интеграции предметного содер­жания специальной психологии. Отграничение предмета спе­циальной психологии от содержания патопсихологии, к л и н и -

Программа курса «Основы специальной психологии»

ческой психологии, нейропсихологии и психопатологии. Цели изадачи специальной психологии. Научно-теоретические за­дачи современной специальной психологии. Прикладные и практические задачи специальной психологии. Основные направления в решении научно практических задач — реаби­литационная психология, психология интегрированного обучения, специальная педагогическая психология, возраст­ная специальная психология, коррекционная специальная психология. Связь специальной психологии с другими наука­ми. Своеобразие предметных связей специальной психологии с другими психологическими дисциплинами (возрастная, об­щая, педагогическая и клиническая отрасли). Особенности связи специальной психологии с клинико-биологическими дисциплинами (генетика, психопатология, эволюционная биология, невропатология, офтальмология идр.). Связь спе­циальной психологии с коррекционной педагогикой. Основ­ные отрасли современной специальной психологии. Роль и значение специальной психологии в понимании природы че­ловека и его развития.

2.Современные представления о сущности феномена нару­
шенного развития

Понятие о психическом развитии. Современные теории психического развития. Определения дизонтогенеза. Сущ­ность феномена нарушенного развития и его основные харак­теристики. Понятие нормы и патологии в современном че-ловекознании. Основные дифференциальные подходы к про­блеме норма — патология: интуитивно-эмпирический, частотный, культурально-релятивный, адаптационный, под­ход социальных норм, гуманистический, уровневый и др. Зна­чение представлений о нарушенном развитии для п о н и м а н и я природы нормального функционирования психики.

3.История становления специальной психологии
Своеобразие представлений об отклонениях в психическом

развитии на уровне обыденного сознания. Религиозные пред-

Специальная психология

ставления о природе психических аномалий. Особенности от­ражения отклонений в психическом развитии в художествен­ной литературе и искусстве как форме художественного созна­ния. Научное сознание как основной источник знаний о сущ­ности и природе отклонений от нормального хода развития.

Систематическое обучение детей с отклонениями в разви­тии как предпосылка возникновения специальной психологии.

Клинико-экспериментальное и психолого-педагогическое направления в специальной психологии.

Роль и значение Л. С. Выготского в становлении и разви­тии специальной психологии. Современное состояние специ­альной психологии в России. Основные отрасли современной специальной психологии: тифлопсихология, сурдопсихоло-гия, психология лиц с умственной отсталостью, психология детей с задержкой психического развития, психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, психология лиц с нарушениями эмоциональной и поведенческой сфер, психология детей со сложными недостатками развития и др.

Наши рекомендации