Программа курса основы специальной психологии
1.ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
L Цель курса. Формирование базовых представлений о методологических основах и структуре специальной психологии как самостоятельной отрасли психологической науки.
2. Задачи курса. Формирование представлений о предмет
ном содержании, целях и задачах специальной психологии,
ее связях с другими науками и месте в структуре современно
го человекознания.
3.Требования к усвоению содержания курса. В результате
изучения материала курса студент должен приобрести фунда
ментальные представления:
• о сущности феномена отклоняющегося развития,
• о его структуре и свойствах,
• о методах специальной психологии,
• о месте в структуре других наук.
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. Предметное содержание современной специальной психологии
' Проблема предмета и объекта специальной психологии. Процесс дифференциации и интеграции предметного содержания специальной психологии. Отграничение предмета специальной психологии от содержания патопсихологии, к л и н и -
Программа курса «Основы специальной психологии»
ческой психологии, нейропсихологии и психопатологии. Цели изадачи специальной психологии. Научно-теоретические задачи современной специальной психологии. Прикладные и практические задачи специальной психологии. Основные направления в решении научно практических задач — реабилитационная психология, психология интегрированного обучения, специальная педагогическая психология, возрастная специальная психология, коррекционная специальная психология. Связь специальной психологии с другими науками. Своеобразие предметных связей специальной психологии с другими психологическими дисциплинами (возрастная, общая, педагогическая и клиническая отрасли). Особенности связи специальной психологии с клинико-биологическими дисциплинами (генетика, психопатология, эволюционная биология, невропатология, офтальмология идр.). Связь специальной психологии с коррекционной педагогикой. Основные отрасли современной специальной психологии. Роль и значение специальной психологии в понимании природы человека и его развития.
2.Современные представления о сущности феномена нару
шенного развития
Понятие о психическом развитии. Современные теории психического развития. Определения дизонтогенеза. Сущность феномена нарушенного развития и его основные характеристики. Понятие нормы и патологии в современном че-ловекознании. Основные дифференциальные подходы к проблеме норма — патология: интуитивно-эмпирический, частотный, культурально-релятивный, адаптационный, подход социальных норм, гуманистический, уровневый и др. Значение представлений о нарушенном развитии для п о н и м а н и я природы нормального функционирования психики.
3.История становления специальной психологии
Своеобразие представлений об отклонениях в психическом
развитии на уровне обыденного сознания. Религиозные пред-
Специальная психология
ставления о природе психических аномалий. Особенности отражения отклонений в психическом развитии в художественной литературе и искусстве как форме художественного сознания. Научное сознание как основной источник знаний о сущности и природе отклонений от нормального хода развития.
Систематическое обучение детей с отклонениями в развитии как предпосылка возникновения специальной психологии.
Клинико-экспериментальное и психолого-педагогическое направления в специальной психологии.
Роль и значение Л. С. Выготского в становлении и развитии специальной психологии. Современное состояние специальной психологии в России. Основные отрасли современной специальной психологии: тифлопсихология, сурдопсихоло-гия, психология лиц с умственной отсталостью, психология детей с задержкой психического развития, психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, психология лиц с нарушениями эмоциональной и поведенческой сфер, психология детей со сложными недостатками развития и др.