Предпринимательская деятельность и менеджмент
Сущность предпринимательской деятельности, её виды
Под предпринимательской деятельностью словарь Ожегова С.И. понимает деятельность в экономической и финансовой сфере. Однако после введения в действие Гражданского Кодекса 1994г. под предпринимательской деятельностью стали понимать самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров или оказывания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Любой бизнес—дело рискованное. Русская пословица лаконична: нет дела без риска. Или: кто не рискует, тот не пьёт шампанского. В русском языке слово «риск» имеет двоякое значение. С одной стороны это отвага, смелость, решимость, предприимчивость, а с другой действие на авось, без верного расчёта, наудачу. Возможно, в этой неоднозначности и кроется отношение нашего народа к предпринимательству.
Сутью деятельности предпринимателя является успех. Но успех этот связан, как указывалось, с предпринимательским риском. Предпринимательский риск это объективная экономическая категория, отражающая степень неуспеха (успеха) предпринимательской фирмы в достижении своих целей при выборе решения из числа альтернативных. Многие решения предпринимателю приходится принимать в условиях недостаточной информации, когда нет необходимой ясности в отношении факторов, влияющих на деятельность организации и исход принимаемого решения. Чем сложнее перед предпринимателем стоит задача и чем быстрее приходится принимать решение, тем выше потребность в расчете степени риска. Российское законодательство защищает в этом отношении предпринимателя. Статья 933 Гражданского Кодекса предусматривает страхование предпринимательского риска. При этом по договору страхования предпринимательского риска может быть застрахован предпринимательский риск только самого страхователя и только в его пользу.
Любопытно отметить, что социальная среда неизбежно порождает сообщества предпринимателей, состоящие из ремесленников, купцов, ростовщиков и им подобных, продавцов и потребителей. Другими словами, социальная среда неизбежно порождает рынок. Однако первые попытки теоретически осмыслить этот феномен были сделаны лишь в XVIIв. Впрочем, задолго до этого учёные выявили чёткие различия между предпринимательством (бизнесом) и другими видами труда. Появление этих различий можно отнести примерно к ХУв.
Первым теоретиком предпринимательства был Ричард Кантильон (1680-1734гг.) — банкир, экономист и демограф. По некоторым источникам он был француз, по другим — ирландец. Перу Р.Кантильона принадлежит широко известная книга «Очерк о природе торговли вообще» (на русском языке не издана), в которой даётся систематическое описание предпринимательства. Многие положения, разработанные Р.Кантильоном (различие прибыли и предпринимательского дохода, анализ влияния обесценивания валют на торговлю, зависимость между количеством денег в обращении и массой товара) стали впоследствии общепринятыми. Именно он ввёл в научный оборот термин «предприниматель». Р.Кантильон определял предпринимателя как человека, который за определённую цену покупает средства производства, чтобы произвести определённую продукцию и продать её в целях получения доходов, и который, принимая на себя обязательства по издержкам, не знает, по каким ценам может осуществиться реализация. Таким образом, Р.Кантильон понимал предпринимательство как функцию особого рода и подчёркивал элемент риска, который всегда присутствует в предпринимательской деятельности. Однако в жизни наблюдался и наблюдается процесс, когда рисковал только владелец капитала, который не обязательно был предпринимателем.
Следующий шаг в понимании предпринимательской деятельности сделал Сэй. Для него предприниматель— это человек, организующий других людей в рамках производственной единицы. Он ставил предпринимателя в центр процесса производства и распределения.
Знаменитый Адам Смит, находясь под сильным влиянием Р.Кантильона, много говорил о работодателях, мастерах, купцах и рабочих, но, как ни странно, никакого внимания не уделял предпринимателям которые, таким образом, играли на удивление малую роль в его анализе экономических процессов. Более того, складывается впечатление, что он считал эти процессы саморегулирующимися и самоподдерживающимися. Вот как писал о; его воззрениях гениальный Пушкин:
...умел судить о том, Как государство богатеет, И чем живёт, и почему Не нужно золота ему Когда простой продукт имеет.
Таким образом, Адаму Смиту была свойственна склонность к переоценке значения труда и недооценке всего бизнеса в целом, в рамках которого между тем осуществляется труд. Он пытался поставить знак равенства между владельцем капитала и предпринимателем. Как и многие другие теоретики, он верил, что при наличии капитала, труда и сырьевых материалов бизнес возникает спонтанно.
С точки зрения Д.Рикардо и К.Маркса, производственные процессы и коммерческая активность ещё более автономны. Рассмотрение таких функций, как координация, управление трудом и организацией в целом, безусловно, чуждо их подходам. Величайший продолжатель дела К.Маркса, В.И.Ленин считал, что управлять не только бизнесом,нодаже целой страной может любая кухарка. Но предприниматель (бизнесмен) — это человек, способный понять структуру потребностей и сочетать это своё понимание со знаниями в области управления производством в целях создания благ. Конечно, не каждой кухарке такое под силу.
Необходимо подчеркнуть ещё вот какой момент. Изначально исторически преобладающим типом управляющего был капиталист-менеджер. Но во второй половине Х1Хв. с появлением акционерных обществ явственно проявилась необходимость проведения различий между менеджером и капиталистом. Новые методы корпоративного финансирования вызвали к жизни быстрый рост числа организаций, где капиталисты уже не выступали в роли менеджеров, а менеджеры в роли капиталистов. Становилось всё более и более очевидным, что между этими двумя функцияминеобязательно существует взаимосвязь. Попытки провести теоретическую границу между менеджером и капиталистом столкнулись с затруднениями, т.к. капиталист берёт на себя ответственность и рискует, а менеджер нет.
Различия между простым управлением с координацией ресурсов, с одной стороны, и использованием ресурсов в созидательных целях, с другой — впервые разработаны Й.Шумпетером (1883-1950гг.) в первой половине XX века. В своей книге «Капитализм, социализм и демократия» он отметил важное отличие поведения, связанного с управлением имеющимися в распоряжении ресурсами, от творческого поведения в тех или иных обстоятельствах.
Важнейшими признаками предпринимательской деятельности является следующее: во-первых, это самостоятельная деятельность субъектов рыночной экономики. Никто не может принудить другого заниматься тем или иным предпринимательским бизнесом; во-вторых, это инициативная деятельность, основанная на комбинировании факторов производства, на инновациях, на нововведениях. Инструментом предпринимательства в любой сфере деятельности являются инновации.
Инновации это нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разнообразных областях и сферах деятельности.
В-третьих, это, как указывалось, рисковая деятельность. Без риска нет предпринимательства. Всё новое, как правило, связано с риском — осознанным, рассчитанным, разумным, умеренным. В-четвёртых, предпринимательская деятельность — это деятельность, нацеленная на систематическое получение прибыли. Следовательно, это не разовый хозяйственный процесс, направленный на производство и реализацию товаров, выполнение работ или оказание услуг потребителям, обществу. В-пятых, это профессиональная деятельность хозяйствующих субъектов, ориентированная на лучшее удовлетворение потребностей рынка путём эффективного использования материальных, финансовых, трудовых и других ресурсов. Базой предпринимательства являются знания, позволяющие эффективно использовать экономические ресурсы. В-шестых, это деятельность законная, осуществляемая её участниками в определённых организационно-правовых формах. Такая деятельность должна быть зарегистрирована в установленном законом порядке, с использованием особого разрешения (лицензии), если это необходимо по законодательству.
За нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности предусмотрена уголовная ответственность. В Уголовном Кодексе России предусмотрена ответственность за незаконное предпринимательство (ст. 171 УК), лжепредпринимательство (ст. 173), принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения и др. Но и воспрепятствование законной предпринимательской деятельности уголовно наказуемо (ст. 169 У К).
В учебных заведениях преподаётся ряд предметов, охватывающих некоторые функциональные аспекты предпринимательства, например бухгалтерский учёт, финансы, маркетинг и т.п. Предполагается, что с их помощью можно понять его сущность. Между тем, начинающие какое-либо дело, зачастую обнаруживают, что полученные знания оказываются практически бесполезными. Более того, можно сказать, что связь между деловыми качествами предпринимателя и его образованием практически отсутствует. Правильно писал Мао Цзэдун: «Сколько книг ни читай — императором не будешь». Выпускники школ бизнеса не отличаются большими способностями к предпринимательству, чем люди, прошедшие подготовку по другим дисциплинам. В мире существует много процветающих предпринимателей, получивших образование в совершенно иных областях.
Жизнь показывает, что предприниматель не всегда оказывается хорошим менеджером, разработчиком долгосрочных планов или хорошим исполнительным директором какой-нибудь большой фирмы, где, безусловно, необходимо располагать навыками управления людьми. Зачастую предприниматель вообще не задумывается о своих подчинённых и неохотно идёт на делегирование своих полномочий, ибо убеждён, что сам сделает всё намного лучше. В результате предприниматель неуверенно чувствует себя в крупных фирмах и стремится избегать подобного окружения.
Предприниматель — это творческий, изобретательный и энергичный человек. Зачастую — незаурядная, волевая личность, которая в силу этого никак не вписывается в административно-корпоративную культуру. Всё внимание и энергия предпринимателя всегда направлены на получение конкретных результатов, достижение определённой цели, независимо от того, что он делает. Он может строить корабли, учиться играть на пианино, сдавать экзамены, создавать фирму или перестраивать административное подразделение фирмы. У него есть сила воли, которая и ведёт его вперёд.
Значение настоящего предпринимателя для создания и процветания организации невозможно переоценить. Каждому менеджеру любой организации следует как можно быстрее уяснить для себя ценность качеств, которыми обладают люди подобного рода.
Кроме предпринимателей и менеджеров есть люди, которых называют «бизнесмены». У бизнесмена можно выделить следующие достоинства: талант находить верную стратегию (интуитивно либо аналитически); способность понимать потребности каждого конкретного сегмента клиентов и уметь удовлетворять их; умение координировать работу, служб организации; способность достигать более низких,;
чем у конкурентов, издержек, либо более высокого качества товара; дар вдохновлять сотрудников. Таким образом, бизнесмен больше, чем предприниматель, поскольку обладает талантом руководителя. Бизнесмен — человек куда более редкий, чем хороший руководитель или хороший предпринимателью.