Тема 2. Антропологические и эволюционные подходы к изучению человека.
Задания для самостоятельной работы студента по дисциплине
«Психология человека»:
Предполагаются учебные задания трех уровней сложности:
1 – репродуктивные
2 – частично-репродуктивные
3 – продуктивные.
Глубокое усвоение студентами психологических знаний невозможно без самостоятельного изучения литературы и овладения умениями навыками проведения психологических наблюдений и экспериментов.
Тема 1. Психология человека как наука
Задания первого уровня сложности:
1. реферат по теме «Психология человека в системе психологических наук».
2. доклад по теме «Основные задачи и методы психологии человека»
3. конспект к семинарскому занятию.
4. реферат по теме «Основные психологические школы и направления».
5. доклад по теме «Постановка и пути решения фундаментальных и практических психологических проблем на разных этапах развития психологии».
6. составьте список литературы по теме
Задания второго уровня сложности:
1. определите отличительные черты психологии человека настоящего и прошлого
2. определите отличительные черты объекта, предмета, задач и методов психологии человека от других психологических наук.
3. составьте презентацию на тему «психология человека».
4. определите отличительные черты основных психологических школ
5. составьте аннотированный список литературы по теме, определите основную и дополнительную литературу для изучения с обоснованием
6. составьте терминологический словарь по теме
7. представьте в виде таблицы взгляды различных психологических направлений на психику человека
Задания третьего уровня сложности:
1. графически или схематично изобразите место психологии человека в системе наук, отличительные черты ее объекта, предмета, задач и методов исследования.
2. составьте тест из 15-20 заданий альтернативного характера по теме.
3. эссе на тему «Психология человека и ее вклад в развитие общепсихологических знаний»
4. составьте таблицу, отражающую особенности и принципиальные отличия основных психологических школ на предмет психологии и структуру психики.
5. проанализируйте в чем принципиально отличается подход к исследованиям и объяснению психических явлений представителями фрейдизма, бихевиоризма, гештальтпсихологии и других психологических направлений.
6. определите наиболее вам импонирующую психологическую школу и дайте развернутый ответ почему позиции данной школы вам кажутся наиболее актуальными.
7. составьте исторический «маршрут» развития психологических знаний
Тема 2. Антропологические и эволюционные подходы к изучению человека.
Задания первого уровня сложности:
1. реферат по теме «Проблема биологического и социального в развитии психики».
2. доклад по теме «Психологические аспекты антропогенеза»
3. доклад на тему «Основные психологические теории личности»
4. определите основные подходы к пониманию и изучению сознания и самосознания.
5. определите критерии, разграничивающие сознание и самосознание.
6. определите критерии, разграничивающие понятия личности, индивида, индивидуальности, субъекта
7. конспект к семинарскому занятию.
Задания второго уровня сложности:
1. определите отличительные черты психики человека и животного
2. составьте аннотированный список литературы по теме, определите основную и дополнительную литературу для изучения с обоснованием
3. графически изобразить соотношение основных понятий по теме
4. определите наиболее значимые моменты в изучении человека и дайте обоснование
5. составить тест из 15-20 вопросов по теме
6. создайте презентацию по теме
7. составьте терминологический словарь по теме
Задания третьего уровня сложности:
1. сравните и проанализируйте подходы к изучению человека как личности, индивида, индивидуальности, субъекта
2. проанализируйте основные теории личности (особенности, сходство)
3. проанализируйте основные теории личности, определите плюсы и минусы каждой теории, оформите основные позиции графически.
4. сравните и проанализируйте понятия мозг и психика. Схематично изобразите соотношение этих понятий.
5. Сравните и представьте в виде таблицы факторы развития психики человека в филогенезе и онтогенезе.
6. приведите примеры нарушения функциональной асимметрии мозга. Каким образом можно помочь человеку с таким нарушением (найдите плюсы)
7. эссе на тему «кто я с точки зрения психологии личности»