Стадии процесса интервьюирования
Самая значительная стадия, составляющая процесса интервью, определяющая успех дальнейшего разговора – начальная, которая включает:
· создание благоприятного образа интервьюера (т.е. журналист должен произвести наиболее благоприятное впечатление на респондента);
· создание правильного представления о целях и задачах интервью (иногда респондента следует успокоить, что вы журналист не из «жёлтого издания», гонящегося за скандалами и интригами, а из специализированного музыкального издания, к примеру);
· создание представления о правах и обязанностях респондента (т.е. о его роли в ходе интервью, например, респондент может не отвечать на некоторые вопросы, если не хочет, но в его же интересах давать достоверную информацию о своей личности или о компании, если это интервью с директором предприятия).
Процесс создания образа интервьюера довольно сложен: в обществе сложились устойчивые типы журналиста-интервьюера. Например, образ легкомысленного, надоедливого, поверхностного человека.
Журналистов из-за их обособленности часто считают «кастовыми» людьми (т.е. обособленными), из-за этого порой не клеится беседа. Иногда журналистов воспринимают как официальных представителей редакции издания, из чего заключают, что держаться с ними также нужно официально. Зачастую считается, что своими «разоблачающими» материалами журналисты не столько помогают «униженным и оскорблённым», сколько вредят им. Отсюда рекомендация для читателей МирСоветов, которые связывают свою будущую или настоящую жизнь с журналистикой: сразу определяйте, в рамках какого стереотипа воспринимают вас как журналиста, соответствует ли это восприятие конкретному случаю (и целям интервью), при необходимости старайтесь расширить представление респондента о себе.
Перечислим также мотивы, по которым человек может участвовать в интервью: желание быть популярным (или просто появиться на ТВ или страницах газет), желание выговориться, желание что-либо исправить или кого-либо наказать.
Помните о мотивах, которые могут противодействовать течению вашего интервью, старайтесь их избегать: цель интервью кажется малозначительной, содержание – неинтересным; цели интервьюируемого идут вразрез с целями журналиста; взаимоотношения с журналистом лишены положительного смысла в силу предубеждения.
Обратимся к созданию представления о роли интервьюируемого человека в беседе. Для этого существует несколько несложных журналистских приёмов. Сначала задаются несложные вопросы (способствуют преодолению психологического барьера). Беседу нужно разворачивать постепенно, т.е. переходить от простого к сложному, плюс дать респонденту понять, что его роль в интервью – пассивная, ведущим «игроком» является именно журналист (в противном случае вы получаете ту информацию, которую хочет дать респондент, а не ту, которую вы хотите получить).
Перечислим причины «провального» ведения беседы. Это, во-первых, неуверенное ведение беседы, частые запинки, в общем и целом – это неправильная постановка голоса, т.е. косноязычие. Голос – одно из главных орудий журналистской деятельности (это не относится только к ТВ и радио). Во-вторых, это поверхностные, скучные (тривиальные) вопросы, от которых засыпает не только респондент, но и сам журналист. В-третьих, взрывная личность старается перетянуть «одеяло» на себя. Я убедился в этом на личном примере, когда брал интервью у Евгения Филатова (он же «Джефф», представитель первого омского Рок-клуба), когда я постоянно терял нить беседы, а респондент сбивался на личные воспоминания. В-четвёртых, провал интервью случается, если журналист не знает цели интервью, недостаточно хорошо к нему подготовился.
Следует помнить, что если лидирование в интервью перешло к респонденту, то необходимо, например, изменить своё местоположение, а затем прервать монолог респондента резким изменением хода беседы.
После завязки и развития беседы наступает финальная стадия интервью – заключение беседы.
Во время интервью необходимо наблюдать, т.е. фиксировать сведения в ходе беседы. Для этого подойдут все три основных метода: блокнот, диктофон, память.
Когда я не взял диктофон на беседу с Олегом Судаковым, он очень удивился этому и сказал, что я могу неправильно передать его мысли. Александр Чеснаков, напротив, был удивлён, что я записываю его ответы на диктофон, сказав по этому поводу, что 50 процентов той информации, которую он мне дал – информация «между нами говоря», а потому я могу особенно заморачиваться с точной передачей его монологов (по его мнению, лучший инструмент в работе журналиста-интервьюера – это его память).
В заключение хотелось бы сказать, что интервью – довольно высоко оплачиваемый тип материала в журналистике. Это при том, что от вас не требуется ничего другого, кроме как подготовиться к интервью и расшифровать аудиозапись после самой беседы. Плюс сделать фотографии: и вот материал готов. За полосу интервью даже в средних региональных изданиях платят 1500-2500 рублей. В то время как на написание качественной статьи у вас порой уходит 3-4 дня, интервью – это 3-4 часа и гарантированный хороший гонорар. К тому же это хорошее подспорье в деле поиска контактов: когда вы возьмёте несколько сотен интервью и у вас будет большой опыт в этом деле, у вас появится также большая база под названием «С кем я беседовал», в том числе в этой «базе» наверняка будет несколько знаменитостей. Работа журналистом имеет много плюсов, таких, как пропуск в любую тусовку. Для того чтобы взять интервью и стать частью тусовки рок-группы «БИ-2», например, вам стоит позвонить их пресс-атташе или директору по связям с общественностью и договориться об интервью. Поверьте, люди из шоу-бизнеса нуждаются в раскручивании своих персон не меньше, чем аудитория интересуется информацией о них.
Ярослав Гафнер
Специально для: Полезные советы —http://mirsovetov.ru