Неконгруэнтность между Я-концепцией и опытом
Когда опыт точно символизируется и включается в Я-концепцию, имеет мест состояние конгруэнтности между Я-концепцией и опытом или, иначе говоря, между Я-концепцией и организмическим Эго. Однако когда опыт отвергается и искажаете? возникает состояние неконгруэнтности между Я-концепцией и опытом. Это состояние неконгруэнтности может иметь место и при позитивном, и при негативном опыте. Клиенты консультантов обычно имеют низкую Я-концепцию и часто отрицают и искажаю положительную обратную связь, полученную извне, а также подавляют положительные чувства, возникающие внутри них.
Угроза, тревога и предвосприятие
Роджерс использует понятие «предвосприятие» или (subception) для описания механизма, с помощью которого сенсорный и висцеральный опыт, имеющий отношение тенденции актуализации, может быть отклонен или неточно воспринят. Роджерс приводит следующее заключение, сделанное Мак-Клири и Лазарусом: «Даже тогда, когда субъект неспособен проводить визуальные различия и сообщать о них, он все же в состоянии различать стимулы на некоем уровне, более низком, чем тот уровень, на которо может происходить сознательное распознавание» (McCleary, Lazarus, 1949, p. 178 Предвосприятие включает в себя фильтрацию опыта, производящуюся так, что опыт противоречащий и угрожающий Я-концепции, может быть исключен или изменен. Таким образом, организм может оценивать опыт, не задействуя более высокие нервны центры, отвечающие за сознательное понимание или восприятие. Процесс предвосприятия представляет собой механизм защиты Я-концепции, включающийся в ответ на угрозу нарушения структуры Я-концепции или набора Я-концепций.
Тревога — это состояние неудобства или напряженности, которое является реакцией организма на «предвосприятие». При тревоге несоответствие или неконгруэнтность между Я-концепцией и опытом могут проникнуть в восприятие или понимание, таким образом вызывая изменения в доминирующей в настоящее время Я-концепции. Термин «напряженность» (intensionatity) используется для описания характерных черт индивидуума, занявшего защитную позицию. Связанные с напряженностью реакции (intensional reactions) подразумевают рассмотрение опыта с абсолютных и жестких позиций, чрезмерное обобщение, смешение фактов и их оценки и стремление в большей степени полагаться на абстракции, чем проверять действительность.
Срыв и дезорганизация
В этом разделе рассматриваются серьезные расстройства. Я-концепции очень плохо функционирующих людей блокируют правильное восприятие обширных областей их существенного сенсорного и висцерального опыта. Однако если возникает ситуация, в которой существенный опыт переживается внезапно или слишком сильно в сфере высокой неконгруэнтности, механизмы защиты могут оказаться неэффективными. Таким образом, можно не только испытывать тревогу в той степени, в какой нечто угрожает Я-концепции; при неэффективной работе механизмов защиты опыт может точно символизироваться в понимании. Защитные механизмы становятся неэффективными в ситуации, когда велика интенсивность и значимость этого опыта для человека либо появление этого опыта неожиданно. Блокированный ранее опыт как бы «прорывается» в сознание. Люди оказываются лицом к лицу с настолько большим объемом отклоненного опыта, что оказываются не в состоянии с ним справиться; в результате развивается состояние дезорганизации и увеличивается вероятность психотического срыва. Роджерс отмечал, что ему известны случаи психотических срывов, которые имели место тогда, когда люди прибегали к нескольким различным видам «терапии» одновременно, а также тогда, когда клиенты преждевременно обращались к материалу, находясь под влиянием пентатола натрия. Как только проявляется крайнее психотическое возбуждение, защитные механизмы могут сработать, чтобы предохранить людей от боли и тревоги, порожденных восприятием неконгруэнтности своих переживаний и трудностей жизни.
Важность Я-концепции
Я-концепция человека (особенно определенное восприятие самого себя, которые рассматриваются как основополагающие) является фундаментальной концепцией, для понимания того, как сохраняется психологическая несогласованность. Я-концепция важна для людей потому, что она представляет собой совокупность восприятий самого себя или набор средств, с помощью которых люди взаимодействуют с жизнью таким образом, что им удается удовлетворять свои потребности. Эффективные Я-концепции позволяют людям воспринимать опыт реалистически, независимо от того, исходит этот опыт из их организма или из окружающей среды; другими словами, такие Я-концепции делают людей открытыми для переживаний.
Неэффективные Я-концепции могут упорно сохраняться по ряду причин. Во-первых, как и эффективные Я-концепции, неэффективные Я-концепции воспринимаются как средства удовлетворения потребности и источник личностной адекватности. Во-вторых, неэффективные Я-концепции содержат в себе много условий ценности, которые, возможно, были функциональными на одной из стадий жизни, но в настоящее время стали совершенно бесполезными. Тем не менее, поскольку неэффективные Я-концепции порождаются потребностью людей в позитивном отношении, они могут глубоко внедряться в структуру Я-концепций в качестве своего рода «эмоционального багажа». В-третьих, чем глубже внедрены условия ценности, тем более упорно они сохраняются, поскольку изменение их вызвало бы тревогу из-за воспринимаемой неконгруэнтности представлений о себе и переживаемого опыта. В-четвертых, условия ценности способствуют понижению самооценки и таким образом снижают вероятность того, что у людей возникнет чувство уверенности, необходимое для признания своих сфер неконгруэнтности и противостояния этой неконгруэнтности. Как у хорошо функционирующих, так и у плохо функционирующих людей имеется пороговая область, в которой они Moгут ассимилировать неконгруэнтные восприятия в свои Я-концепции. Эта пороговая область у плохо функционирующих людей, видимо, более узкая и более жестко определенная.