Использование активирующих упражнений для прилива энергии
Часто тренинг бывает довольно длительным, вследствие чего энергетический запас его участников снижается до минимума. Ограничение продолжительности каждого занятия полутора-двумя часами является хорошим средством преодоления усталости.
Кляйн и Армитидж (Klein and Armitage, 1979), исследовавшие деятельность правого и левого полушарий, установили, что периоды их эффективной работы чередуются. Ученые обнаружили, что в результате обучения показатели вербальной активности (левое полушарие) повысились со165до215,а пространственной (правое полушарие) — со 108 до 125. Они также показали, что активность полушарий меняется каждые 90-100 минут, то есть в течение дня человек постоянно «включает» то одно, то другое полушарие.
Это соответствует тому факту, что у людей существуют ритмы, известные как BRA С (перерыв (break) - отдых (rest) - цикл активности (activity cycle)). Это также согласуется с фазами сна и периодом быстрых движений глаз — REM (rapid eye movement).
Время суток также существенно влияет на способность к обучению и запоминанию. В исследованиях Бруэра и Кемпбелла (Brewer and Campbell, 1991) указывается, что с 9 до 11 часов утра показатели кратковременной памяти на 15 % выше; следовательно, утро — наилучшее время для решения проблем, составления отчетов, вычислений и научной работы. Период от полудня до 2 часов дня лучше всего подходит для канцелярской работы, занятий музыкой, пением, искусством и решения задач, требующих двигательной активности; а время с 2 до 5 часов дня оптимально для занятий историей, литературой, музыкой, театром и спортом. Следовательно, утро нужно использовать для усвоения новой информации, а время после полудня — для ее переработки.
Таким образом, тренеру следует посвятить утро пассивным занятиям, таким как изучение очередной темы, а дневные часы — интегрированным видам деятельности, например упражнениям, моделированию, ролевым играм, прослушиванию сообщений.
Фрили (Freely, 1984), Прайс (Price, 1980) и Вироцко (Virotsko, 1983) обнаружили, что независимо от времени изложения треть аудитории скорее всего не воспримет новый материал. Поэтому не стоит отказываться от любых способов привлечения внимания. Безусловно, они пойдут на пользу.
УПРАЖНЕНИЯ
1. Будьте готовы использовать любые из перечисленных выше активирующих упражнений, например перерывы на разминку, пересаживание, массаж.
2. Станьте ролевой моделью оптимизации энергии (если спросят, как вам удается сохранять энергию, поинтересуйтесь в ответ, как ее растрачивать).
3. Разбейте каждое занятие на части.
4. Обеспечьте равновесие видов деятельности, связанных с активностью правого и левого полушарий (предполагается чередование их работы).
5. Помогайте обучающимся распознавать и анализировать изменения состояния, вызванные активирующими упражнениями.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Разбейте тренинг на полуторачасовые занятия.
Используйте задания, рассчитанные на активность как правого, так и левого полушария.
Используйте модель BRAC (перерыв—отдых—цикл активности).
Излагайте материал последовательно, чтобы достичь максимальной эффективности деятельности группы в течение дня.
Используйте непродолжительные и энергичные активирующие упражнения.
Одним из многочисленных преимуществ владения НЛП является использование остроты восприятия при настройке определенных участников тренинга или группы в целом.
Примеры активирующих упражнений:
– хождение по аудитории;
– перерывы на разминку каждые 30 минут;
– подпрыгивание;
– хлопанье в ладоши;
– пересаживание;
– танцы;
– групповой массаж;
– игра в мяч;
– глубокое дыхание;
– реплики стоя во время лекции;
– имитация езды на велосипеде сидя на стуле.
Тот, кто, занимаясь любимым делом или спортом, использует активирующие упражнения для оптимизации психического состояния, знает насколько эффективны эти приемы. Идея реализации взаимодействия этих факторов в тренинге пришла именно из НЛП.