Помощь драгоценностей прилива и отлива

Наконец императрица Дзингу и ее армия увидели на горизонте неясные очертания далеких гор Кореи. Приблизившись к берегу, они обнаружили, что вся корейская армия с боевыми кораблями, готовыми к спуску в море, стоит у берега в ожидании команды к бою. Как только корейские дозорные заметили японский флот, они подали сигнал к выступлению, и первая линия боевых кораблей бросилась в атаку.

Императрица стояла, наблюдая за происходящим с невозмутимым спокойствием. Она знала, что победа или поражение японской армии в ее власти. Когда суда корейцев подошли ближе к японскому флоту, она бросила в море Драгоценности Отлива. Сразу после того, как Драгоценности Отлива коснулись воды, начался отлив, вода опустилась до самых килей корейских кораблей, и они сели на мель. Корейцы, не подозревая никакого колдовства и полагая, что они сели на мель из-за обычного спада воды и что японский флот тоже станет жертвой отлива, попрыгали со своих судов и побежали по песку. Тогда японские лучники натянули тетиву, и огромное облако стрел полетело в воздух, убивая сотни корейцев. Когда корейцы приблизились уже совсем близко к японским кораблям, императрица Дзингу бросила в воду Драгоценности Прилива. Тотчас же нахлынула огромная волна, уничтожив почти всю армию Кореи. Теперь японцы могли беспрепятственно высадиться на берег и захватить всю страну. Корейский монарх сдался, а императрица Дзингу вернулась на родину с кораблями, нагруженными шелками и драгоценными камнями, книгами и картинами, тигриными шкурами и изысканными нарядами.

Драгоценности Прилива и Отлива, брошенные в воду императрицей, недолго лежали на морском дне. Исора поспешил собрать их и отнес назад Дракону – Повелителю Моря.

Принц Одзин

Вскоре после своего возвращения императрица Дзингу родила сына, которого нарекли Одзином. Когда Одзин подрос и стал красивым и умным мальчиком, его мать рассказала ему о волшебных Драгоценностях Прилива и Отлива и выразила желание, чтобы ее сын завладел ими, ведь тогда он сможет принести Японии почет и славу.

Однажды главный министр, которому, судя по слухам, исполнилось уже триста шестьдесят лет и который был на службе не менее чем у пяти микадо, взял Одзина с собой на императорский военный корабль. Корабль с парусами из золотого шелка снялся с якоря и заскользил по морю. Главный министр громким голосом позвал Дракона – Повелителя Моря и попросил его дать юному Одзину Драгоценности Прилива и Отлива.

В тот же миг волны вокруг корабля вспенились, и с громоподобным рыком появился сам Повелитель водной стихии, голову которого вместо шлема украшало наводящее ужас чудовище. Потом из воды выплыла огромная морская раковина, в глубине которой сверкали Драгоценности Прилива и Отлива. Отдав драгоценности и сказав напутственную речь, Дракон – Повелитель Моря вернулся в свое зеленое подводное царство.

Убийство морского змея

(по книге «Легенды и фольклор Древней Японии» Р. Гордона Смита)

Орибэ Сима однажды оскорбил великого правителя Ходзё Такатоки и поэтому был отправлен в изгнание на остров Камисиму (остров Богов), один из островов группы Оки. Он был вынужден расстаться со своей прекрасной дочерью Токоё, которую сильно любил.

В конце концов, Токоё больше не могла выносить разлуку с отцом, решила его отыскать и поэтому отправилась в долгое путешествие. Прибыв в город Акасаки в провинции Хоки, с побережья которого в ясный день можно было видеть острова Оки, она стала просить рыбаков перевезти ее на эти острова. Но рыбаки лишь смеялись над Токоё, убеждая отказаться от такого глупого намерения и вернуться домой. Девушка, однако, не послушалась их совета и с наступлением сумерек села в самую легкую лодку, и с помощью попутного ветра и собственного упорства храбрая девушка добралась до одной из скалистых бухт на островах Оки.

Той ночью Токоё крепко спала, а утром, наскоро перекусив, начала расспрашивать встретившегося рыбака, где можно найти ее отца.

– Никогда не слыхал об Орибэ Симе, – отвечал ей рыбак, – но, если он действительно был изгнан, я умоляю тебя прекратить поиски, иначе навлечешь смерть на вас обоих.

Следующую ночь опечаленная Токоё провела у алтаря Будды на территории одного из храмов. Но вскоре ее сон был прерван хлопками в ладоши[119], и, выглянув из-за алтаря, она увидела плачущую девушку в белой одежде и стоящего рядом с ней монаха. В тот момент, когда монах собрался уже столкнуть девушку со скалы в ревущие внизу морские волны, Токоё выскочила из своего укрытия и схватила ее за руку.

Монах объяснил, что именно в эту ночь, тринадцатого июня, Бог Змей по имени Ёфунэ-Нуси требует, чтобы ему каждый год в жертву приносили юную девушку, а если этого не сделать, то божество разгневается и вызовет ужасные бури.

– Добрый господин, – сказала Токоё, – я рада, что могу сохранить жизнь этой бедной девушки. Я с радостью займу ее место. В сердце моем глубокая печаль, потому что я не смогла отыскать своего отца. Передайте ему это письмо с прощальными словами любви.

Сказав это, Токоё надела белые девичьи одежды и, помолившись образу Будды и зажав в зубах небольшой кинжал, прыгнула в бурное море. Она погружалась в освещенную светом Луны воду, пока не оказалась перед громадной пещерой, где увидела небольшую статую Ходзё Такатоки, того самого правителя, что отправил ее отца в изгнание. Токоё собралась было привязать эту статуэтку себе на спину и подняться на поверхность, как из пещеры выползла огромная Белая Змея со злобно сверкающими глазами. Токоё, поняв, что это существо и есть тот самый Ёфунэ-Нуси, выхватила кинжал и ударила божественного Змея прямо в правый глаз. Такой неожиданный отпор заставил Змея отступить в пещеру, но храбрая Токоё последовала за ним и ударила кинжалом еще раз, на этот раз в самое сердце. Ёфунэ-Нуси, ничего не видя перед собой, качнулся вперед, потом, издав вой боли, рухнул замертво на дно пещеры.

Пока на дне происходили эти события, на скале монах и девушка смотрели на то самое место в волнах, где исчезла Токоё, и горячо молились за упокой ее несчастной души. Но посреди молитвы они увидели, как Токоё выныривает на поверхность, таща за собой статуэтку и какое-то громадное, похожее на рыбу существо. Монах поспешил на помощь Токоё, вытащил ее на берег, водрузил статуэтку на камень и достал из воды тело Белой Морской Змеи.

В должное время об этой замечательной истории донесли Тамэёси, повелителю острова, а он в свою очередь рассказал о странном приключении правителю Ходзё Такатоки. В то время Такатоки уже некоторое время страдал от болезни, которая не поддавалась лечению самыми учеными лекарями. Однако было замечено, что правитель стал поправляться в тот самый час, когда его статуэтка, которая была проклята и брошена в море каким-то изгнанником, была возвращена на землю Токоё. Как только Ходзё Такатоки узнал, что смелая девушка доводится изгнанному Орибэ Симе дочерью, он немедленно повелел ему вернуться домой, где тот с тех пор и жил в мире и счастье со своей дочерью.

Дух меча

Однажды вечером к мысу Фудо причалила джонка, и, когда были закончены все необходимые для ночевки приготовления, капитан по имени Тарада и его команда уснули на палубе. Около полуночи Тарада был разбужен необычным грохотом, как казалось, доносящимся со дна моря. Посмотрев в сторону носа джонки, капитан увидел прекрасную девушку, одетую в белое, от которой исходило ослепительное сияние.

Когда Тарада, разбудив свою команду, приблизился к девушке, та сказала:

– Мое единственное желание – снова вернуться в мой мир.

Произнеся эти слова, девушка исчезла среди волн.

На следующий день Тарада сошел на берег и стал расспрашивать жителей деревни Амакура, не слышали ли они что-нибудь об удивительной девушке, от которой исходит фосфорическое сияние. Один из деревенских жителей ответил так:

– Мы никогда не видели девушку, какую ты описал, но вот уже некоторое время нас беспокоит грохот, исходящий со стороны мыса Фудо. И с тех пор, как появились эти загадочные звуки, рыба перестала заходить в нашу бухту. Может быть, девушка, которую ты видел, была духом какой-нибудь бедной утопленницы, а грохот, что мы слышим, это гнев Бога Моря из-за того, что труп или человеческие кости осквернили его воды?

В конце концов решили, что в море будет нырять местный дурачок Санкити, пока не обнаружит и не достанет из воды труп. И вот Санкити поднялся на борт джонки Тарады и, попрощавшись с товарищами, прыгнул в воду. Он усердно искал, но не нашел ни следов трупа, ни человеческих костей. Через некоторое время, однако, Санкити увидел что-то похожее на меч, завернутый в кусок шелка. Развернув шелк, он обнаружил в нем действительно меч, причем ярко сверкающий и без малейшего изъяна. Санкити вынырнул на поверхность, и его быстро подняли на борт. Беднягу осторожно положили на палубу, но он потерял сознание от изнеможения. Санкити начали энергично растирать и даже зажгли факелы, чтобы его согреть. Санкити быстро пришел в сознание, смог показать, где лежит меч, и рассказал в подробностях о своем приключении.

Один чиновник по имени Нарусэ Цусима-но-ками высказал мнение, что этот меч является священной реликвией, и по его настоянию меч был помещен в храм и посвящен Богу Фудо. Санкити ревностно охранял драгоценное оружие, а мыс Фудо стали называть Мысом Меча Девы. К радости рыбаков, желание Духа Меча теперь было исполнено, и рыба снова вернулась в бухту.

Любовь О-Тё-сан

Сегодня десятый день седьмой луны.

Пусть льются потоки дождя!

Потому что я томлюсь от желания

Увидеть мою любезнейшую О-Тё-сан.

На отдаленном острове Хацусима, знаменитом своими цветами суйсэн (нарциссами), жила-была прекрасная девушка по имени О-Тё-сан, и все молодые люди на острове горели желанием жениться на ней. Однажды красавец Синсаку, который был храбрее всех остальных, пришел к Гисукэ, брату О-Тё-сан, и сказал ему, что желает жениться на его прекрасной сестре. Гисукэ не стал возражать и, когда поклонник ушел, позвал О-Тё-сан к себе и сказал:

– Синсаку желает стать твоим мужем. Мне нравится этот рыбак, и я думаю, что вы будете отличной парой. Тебе уже восемнадцать, пора выходить замуж.

О-Тё-сан была полностью согласна с тем, что сказал ей брат, и свадьбу было решено устроить через три дня. К несчастью, в эти дни на острове начались раздоры, потому что когда остальные отвергнутые рыбаки узнали новость, то возненавидели Синсаку, с которым когда-то дружили, и, более того, они перестали работать и постоянно устраивали драки друг с другом. Эти прискорбные события настолько омрачили некогда счастливый остров Хацусима, что О-Тё-сан и ее возлюбленный решили, что для спокойствия большинства они не будут жениться.

Но эта благородная жертва не принесла желаемого результата, потому что остальные тридцать поклонников продолжали ссориться и драться и совсем забросили рыбную ловлю.

О-Тё-сан решилась на еще большую жертву. Она написала полные любви прощальные письма брату и Синсаку и, оставив их рядом со спящим Гисукэ, тихонько выбралась из дома грозовой ночью на десятый день седьмой луны. Девушка положила тяжелые камни в длинные рукава своего красивого кимоно, а потом бросилась в море.

На следующий день Гисукэ и Синсаку, прочитав письма О-Тё-сан, вне себя от горя отправились на берег моря, где нашли соломенные сандалии О-Тё-сан. Мужчины поняли, что прекрасная девушка, несмотря на то что любила жизнь, действительно покончила с собой. Вскоре ее тело выловили из моря и похоронили, и над ее могильным камнем, усыпанным цветами, Синсаку проливал слезы день и ночь.

Однажды вечером Синсаку, который больше не мог справляться со своим горем, тоже решил уйти из жизни в надежде, что тогда его душа встретится с душой О-Тё-сан. Он засиделся у могилы девушки, и вдруг ему показалось, будто он видит ее расплывчатый образ. С именем О-Тё-сан на устах он бросился к нему. В этот момент от шума проснулся Гисукэ, вышел из дома и обнаружил Синсаку, обнимающего могильный камень, под которым покоилась его любимая.

Когда Синсаку рассказал своему другу, что ему привиделась О-Тё-сан и что он тоже собирается покончить со своей жизнью, чтобы навеки соединиться с ней, Гисукэ ответил ему так:

– Синсаку, велика твоя любовь к моей бедной сестре, но лучшим доказательством твоей любви будет, если ты будешь служить ей в этом мире. Когда тебя призовут великие боги, ты встретишься с ней, но жди этого часа с надеждой и мужеством, потому что только храброе и любящее сердце достойно О-Тё-сан. Давай вместе построим храм и посвятим его моей сестре, а ты сохрани свою любовь в чистоте и не женись ни на ком.

Тридцать влюбленных, которые поступили столь бесчеловечно, теперь полностью осознали то горе, причиной которого они были, и, чтобы показать свое раскаяние, тоже помогали строить храм в честь несчастной девушки, где и по сей день проводится служба в ночь на десятый день седьмой луны. Говорят, что душа О-Тё-сан появляется, когда идет дождь.

Дух Великого Аваби

На следующее утро после опустошительного землетрясения, разрушившего рыбацкую деревню Нанао, заметили, что примерно в двух милях от берега в результате сейсмической деятельности возникла скала, а вода в море стала мутной. Однажды вечером несколько рыбаков, проплывавших мимо этой скалы, заметили совсем рядом необычайно яркий свет, который, словно солнце, поднимался со дна моря. Рыбаки вставили весла в уключины и с изумлением наблюдали за удивительным зрелищем, но когда свет вдруг стал сопровождаться странным рокочущим звуком, то испугались нового землетрясения и поспешили как можно быстрее в Нанао.

На третий день странные лучи из морской пучины стали настолько яркими, что жители деревни Нанао могли видеть их прямо с берега, а суеверные рыбаки никак не могли побороть своего страха. Только Кансукэ и его сын Матакити не побоялись и вышли рыбачить. На обратном пути, когда они добрались до нового скалистого островка и принялись вытягивать сеть, Кансукэ потерял равновесие и свалился в море.

Хотя старый Кансукэ умел хорошо плавать, он камнем пошел ко дну и не смог вынырнуть на поверхность. Матакити, сочтя это странным, сам нырнул в воду и сначала почти ослеп от таинственных лучей. Когда он все же через некоторое время достиг дна, то обнаружил бесчисленных аваби (моллюск «морское ушко»), а в центре скопления моллюсков находилась раковина огромного размера. От раковин этих моллюсков и исходил тот нестерпимый свет, и хотя под водой было светло как днем, Матакити не обнаружил никаких следов своего отца. В конце концов ему пришлось вынырнуть на поверхность, и тут Матакити увидел, что бурное море разбило его лодку. Все же ему удалось уцепиться за один из обломков, и с помощью попутного ветра и течения он доплыл до берега у деревни Нанао и поведал жителям о своем необычном приключении и о гибели своего старика отца.

Матакити, сильно горевавший об уходе из жизни своего отца, пошел к старому деревенскому священнику и попросил принять его в послушники, чтобы он мог лучше молиться о душе погибшего отца. Священник с готовностью согласился, и примерно три недели спустя они вдвоем сели в лодку и отправились к новому скалистому острову, где горячо молились за душу Кансукэ.

В ту ночь старый священник внезапно проснулся и увидел седого старца, стоящего у его постели. Отвесив глубокий поклон, незнакомец заговорил:

– Я – Дух Великого Аваби, мне более тысячи лет. Я живу в море около нового скалистого острова, и сегодня утром я услышал, как вы молились за душу Кансукэ. Увы! Добрый священник, ваши молитвы глубоко тронули меня, но, к моему стыду и горю, я должен признаться, что это я съел Кансукэ. Я велел своим товарищам покинуть это место, и, чтобы искупить свой грех, я покончу со своей жалкой жизнью, и тогда жемчужина, выросшая в моем теле, достанется Матакити.

Сказав такие слова, Дух Великого Аваби внезапно исчез.

Когда на следующие утро Матакити проснулся и открыл ставни, то увидал огромного аваби, которого уже встречал на дне у скалистого острова. Матакити отнес раковину старому священнику, и старик, выслушав своего послушника, рассказал о том, что ему привиделось прошлой ночью. Огромную жемчужину и раковину аваби поместили в храм, а тело моллюска с почтением предали земле.

Глава 28

СУЕВЕРИЯ

Японские суеверия

Вопрос о японских суевериях особенно важен, потому что именно по нему можно проследить, как эволюционировали многие мифы и легенды, и в особенности фольклор. Суеверия являются тем самым сырьем, из которого складываются эти бесчисленные странные верования, постепенно формирующиеся в истории, и более подробное исследование этого предмета может показать, к примеру, как сознание крестьянина пыталось противостоять неким сверхъестественным силам или обратить их себе на пользу в повседневной жизни.

О многих суевериях уже говорилось на страницах этой книги, и в этой главе мы остановимся на тех, о которых еще не было рассказано. Вряд ли нужно говорить, что эти суеверия, отобранные из широкого запаса причудливых поверий, непременно примитивны и их следует считать, за исключением, возможно, тех, что связаны с искусством классического гадания, присущими более невежественному слою населения Японии.

Наши рекомендации