Консультирование
Предпринимавшиеся в разные годы попытки дать определение консультированию не смогли устранить всех разногласий. В октябре 1997 года Советом Правления АСА было принято определение профессионального консультирования, которое, как кажется, удовлетворяет самых разных представителей данной профессии и демонстрирует общественности ясную картину деятельности консультантов (X. Смит, сообщено в личной беседе 6 июня 1998 года). В соответствии с определением А СА профессиональное консультирование представляет собой «применение принципов психической гигиены, психологии, развития человека в ходе когнитивных, аффективных, бихевиоральных или системных воздействий и стратегий, которые направлены на достижение психологического комфорта, на личностный рост, на развитие карьеры, а также на лечение патологии» (www.counseling.org/consumers media). Это определение содержит ряд скрытых и явных положений, осознание которых важно как для консультантов, так и для потребителей.
Консультирование является профессией. Профессиональные консультанты проходят определенный курс обучения для получения степени магистра или доктора. Консультанты состоят членами организаций, в которых приняты профессиональные и этические стандарты и проводится государственное лицензирование и сертификация национальными ассоциациями (Glosoff & Rockwell, 1997). Процедуры сертификации и лицензирования, а также строгое следование нормам этического кодекса дают общественности гарантию, что консультант соответствует минимальным образовательным и профессиональным стандартам. В целом консультирование активно и проактивно[1] занимается решением различных жизненных проблем.
Консультирование занимается вопросами, связанными с благополучием, личностным ростом, карьерой и психическими расстройствами клиентов. Другими словами, консультанты работают там, где дело касается взаимоотношений людей (Casey, 1996). Сфера их внимания включает в себя внутри и межличностные проблемы, имеющие отношение к поиску смысла и приспособлению в таких сферах, как школа, семья и карьера.
Консультирование проводится как с людьми, считающимися вполне благополучными, так и с теми, кто имеет значительные проблемы. Консультанты обслуживают потребности широкого спектра людей. Клиенты, с которыми имеют дело консультанты, сталкиваются с проблемами развития или с ситуационными трудностями и нуждаются в помощи для приспособления или излечения. Их проблемы зачастую требуют краткосрочного вмешательства, но иногда объем работы расширяется, распространяясь на заболевания, включенные в «Руководство по диагностике и статистике психических расстройств (Diagnostic and Statistic Manual of Mental Disorders, 1994) Американской психиатрической ассоциации.
· Консультирование базируется на теории. Консультанты опираются на положения различных теорий, в том числе когнитивных, аффективных, бихевиоральных и системных. Эти теории могут быть применены в индивидуальной работе, а также в работе с группами и семьями.
· Консультирование – это процесс, который может быть как средством развития, так и способом вмешательства. Консультанты сосредоточиваются на целях своих клиентов. Таким образом, консультирование предполагает как выбор, так и изменение. В отдельных случаях «консультирование – это репетиция будущей деятельности» (Casey, 1996, р. 176).
· Консультирование включает в себя разные специализации. В соответствии с определением профессионального консультирования, принятым АСА, «специализация характеризуется узкой направленностью и требует углубленных знаний в данной области» (www/counseling.org/consumers media). Специализации (направления) отражают разные аспекты консультирования, фокусирующиеся на применении принципов психического здоровья или развития человека. В качестве направлений консультирования выделяют консультирование в школах и колледжах, супружеское и семейное консультирование, консультирование по вопросам психического здоровья, геронтологическое консультирование, реабилитационное консультирование, консультирование по вопросам зависимостей и правонарушений, а также консультирование по вопросам карьеры. Каждое из этих направлений требует от специалиста специфического образования и опыта. В отношении подготовки специалистов А СЛ исходит из положения, что «все профессиональные консультанты должны в первую очередь отвечать общим требованиям практики профессионального консультирования» (www: counseling.org/ consumers media).