Язык художественной литературы
Язык художественной литературы – основное средство передачи художественной образности.
Язык художественной литературы – инструмент искусства. Он объединяет различные речевые стили и у каждого автора индивидуален. Создавая характер, описывая конфликт, воспроизводя «действие», показывая событие или передавая переживание, сочинитель прибегает к различным средствам уточнения смысловых оттенков: тропам и стилистическим фигурам, повторам, параллелизму, ритму, стихосложению, рифме и прочему. В зависимости от литературно-родовой принадлежности текста язык художественной литературы выступает в форме драматургической, повествовательной и лирической речи. Традиционно различают и два способа организации художественной речи, которыми являются проза и поэзия, стихи.
Богатство языка художественной литературы раскрывается в использовании архаизмов и неологизмов, диалектизмов и профессиональных терминов, это придает тексту оригинальность и колорит.
На композиционном уровне язык художественной литературы разделяется на речь действующих лиц (прямую речь), авторскую речь и несобственно-прямую речь (переход слов автора в размышления и высказывания персонажа)
Выбор языковых средств определяется приверженностью сочинителя к тому или иному литературному направлению и методу, а также жанром и содержанием произведения. Художественная речь еще с античных времен была предметом пристального изучения авторов и исследователей литературы. Так, Аристотель указал на связь языка художественной литературы с ораторским искусством, а в средневековье риторика (теория красноречии) определяла и требования к построению клерикальных текстов, писем и художественной прозы. Эта тенденция сохранилась в литературе Ренессанса и Просвещения вплоть до появления романтических произведений, в которых обозначилось ослабление связи между художественной словесностью и ораторским искусством. Наметившаяся стилистическая свобода творчества позволила авторам более поздних направлений и течений сочетать и варьировать элементы риторической и разговорной речи в текстах произведений, меняя по своему усмотрению тональность слога, речевую манеру персонажей или рассказчика и проч. Описания переживаний автора, лирического героя, повествователя и действующих лиц стали передаваться более расковано, непосредственно, откровенно.
Помимо эмоционально-содержательного уровня язык художественной литературы обладает еще и фонетическими характеристиками. Художественная речь музыкальна. Это особенно наглядно демонстрирует поэзия благодаря ритму и рифме.
В современном литературоведении применительно к модернистским и постмодернистским произведениям. Наряду с понятиями «Язык художественной литературы» и «художественная речь» часто используются понятия «текст», «текст без берегов», «языковая игра», «пространство языка» и др.