Психологический анализ поведения заикающихся в процессе коммуникации. Значение проблемных речевых ситуаций.
Заикание как ситуационно-коммуникативный феномен.
Заикающихся дошкольников удовлетворяет общение в малых группах, в то время как их нормально развивающиеся сверстники предпочитают более многочисленные объединения. Стремление к доминированию или отгороженности у заикающихся детей проявляется в два раза чаще.
Общение заикающихся детей характеризуется как социально адекватное, однако, агрессивные тенденции проявляются в четыре раза чаще по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Отмечается также более низкая познавательная и социальная активность.
Трудность ситуации определяется тем, достигнута или не достигнута коммуникативная цель.
· К легким ситуациям относятся, по мнению автора, спокойная беседа заикающегося ребенка с родителями дома; к трудным – ситуации демонстрации знаний.
· В трудных ситуациях речевого общения нарушаются правильный выбор и реализация функций и форм речи.
Это выражается: в выборе несвойственной для данной ситуации функции речи; в замене необходимой функции речи на другую, более легкую и близкую по значению; в выражении функции не соответствующей для нее и данной ситуации формой речи; в использовании небольшого количества вариантов функций речи; в выборе неадекватных для данных функций, форм и речевой ситуации речевых средств.
Психологический анализ поведения заикающихся в процессе коммуникации. Значение проблемных речевых ситуаций.
Коммуникативное поведение заикающихся подростков и взрослых.
В качестве коммуникативного поведения заикающихся подростков и взрослых мы рассматриваем совокупность внешних проявлений речевых реакций человека, связанных с передачей или приемом информации в различных ситуациях социального взаимодействия. Его ведущими факторами являются:
· формальные аспекты коммуникативного поведения (интонация, длительность высказываний, частота обращений к партнеру, легкость включения в разговор)
· коммуникативный контроль (умение оценивать другого участника коммуникации, контролировать собственное эмоциональное состояние);
· коммуникативные склонности (умение легко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, расширять сферу общения, участвовать в общественных мероприятиях, связанных с использованием речи);
· личностные черты, влияющие на коммуникативное поведение (самодостаточность, радикализм, доверчивость, отзывчивость, доминантность).
Особенности коммуникативного поведения заикающихся подростков и взрослых проявляются в более низком, по сравнению с нормально говорящими, уровне сформированности формальных аспектов коммуникативного поведения, коммуникативного контроля, коммуникативных склонностей, деструкции личностных черт заикающихся.
Недостаточная сформированность формальных аспектов проявляется в наличии персевераций, нарушении плавности речи, трудности включения в разговор, снижении быстроты реакции ответов, низкой частоте обращений к партнеру, краткости высказываний, в частом, немотивированном использовании невербальных средств речи (излишней жестикуляции).
Нарушение коммуникативного контроля у заикающихся выражается в склонности к обидам в затруднительных ситуациях, создании спорных и конфликтных ситуаций, болезненной чувствительности к неудачам в общении, неспособности учитывать мнение партнера, его эмоциональное состояние.
Несформированность коммуникативных склонностей обнаруживается в снижении инициативы в общении, трудностях в установлении контактов с людьми, во время выступлений перед аудиторией, в неумении убеждать, отстаивать свое мнение.
Наиболее характерными особенностями личности заикающихся являются доминантность, напряженность, раздражительность, отсутствие смелости, замкнутость, тревожность, конформизм (зависимость от чужого мнения и ориентированность на социальное одобрение).