Феномен детской привязанности

Боулби считал привязанность первично специфической системой, смысл которой в поддержании взаимодействия между матерью и младенцем, необходимом для его выживания и развития.

Первым шагом к привязанности является установление связи в результате ранних контактов в течение первых часов после рождения.

Специфически человеческим стимулом считается улыбка младенца

Более древним, но не менее значимым для возникновения привязанности является обонятельная стимуляция ,наряду с визуальными сигналами, тактильной стимуляцией при сосании, акустической. В отличие от этологов, которых интересовали ребенок и мать в послеродовой период, психоаналитически исследователи сместили направение своих интересов на психическую историю самой матери и период беременности. Они сконцентрировали внимание на значении формирования образов ребенка, в воображении будущей матери, в принятии ею своего новорожденного ребенка.

Отношения матери с ребенком определяются ее собственной историей до и после рождения. для того чтобы могло сформироваться чувство привязанности к ребенку женщина должна во время беременности интегрировать реальность и подсознательные фантазии, надежды и мечтания, относящиеся к ребенку.

Кризис 1-го года

К 1-му году жизни ребенок становится более самостоятельным. самостоятельно встает, учатся ходить. Возможность передвигаться без помощи взрослого дает ребенку чувство свободы и независимости. В этот период дети очень активны. Желание быть независимым от взрослого может проявляться и в отрицательном поведении ребенка. Почувствовав свободу, дети не желают расставаться с этим ощущением и подчиняться взрослым. Теперь ребенок сам выбирает вид деятельности. На отказ взрослого ребенок может проявлять негативизм: кричать, плакать и т. д.

На основе результатов анкетирования родителей С. Ю. Мещерякова сделала выводы, что все эти процессы временные и преходящие. Она разделила их на 5 подгрупп:

1) трудновоспитуемость – ребенок

2) у ребенка появляется множество форм общения, ранее ему несвойственных. Они могут быть позитивными и негативными.

3) ребенок очень раним и может выказывать сильные эмоциональные реакции на осуждение и наказания взрослых;

4) ребенок, сталкиваясь со сложностями, может противоречить сам себе. (ребенок призывает взрослого помочь ему, но тут же отказывается от предлагаемой ему помощи);

5) ребенок может быть очень капризным.

Ребенок становится более самостоятельным и независимым и хочет, чтобы взрослые признавали это, позволяя ему поступать в соответствии с собственными желаниями.

58.Кризис трёх лет

Кризис трёх лет — возрастной кризис, возникающий при переходе от раннего возраста к дошкольному. причиной является появление самосознания, стремление к самостоятельности.

Семь симптомов кризиса:

1.Негативизм. Ребёнок не делает что-то только потому, что это предложил ему определённый взрослый человек. Негативизм избирателен: ребёнок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен.

2.Упрямство — это реакция ребёнка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он этого потребовал у взрослого, и отказаться от собственного решения даже при изменившихся обстоятельствах ребёнок не может.

3.Строптивость направлена в целом против норм воспитания, системы отношений, образа жизни в семье, а не против конкретного взрослого.

4.Своеволие — стремление ребёнка все делать самому (ключевые слова в речи "Я сам!"), проявление инициативы собственного действия, которая неадекватна возможностям ребёнка. При этом меняется отношение ребёнка к окружающему миру: ребёнком движет не только желание узнавать новое, но и начинает активно удовлетворять познавательную потребность. Это проявляется в его активности.

5.Протест-бунт проявляется в частых конфликтах с родителями. Ребёнку важно, чтобы окружающие люди всерьёз относились к его самостоятельности. Эриксон считает, что в этом возрасте начинает формироваться воля, независимость .

6.Обесценивание — в глазах ребёнка обесценивается все то, что было для него привычно, интересно, дорого раньше. (Симптом обесценивания может проявляться в том, что ребёнок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей, ломать любимые игрушки.)

7.Деспотизм — ребёнок заставляет родителей делать все, что он требует.

Наши рекомендации