Вопрос 22 Этапы развития научно-технической деятельности. Классическая инженерная деятельность

Первый – праинженерный – этап соответствует развитию инструментов и орудий труда в условиях ручного производства и назван этапом инструментализации. Он начинается с появлением письменности и отделением умственного труда от физического при переходе от варварства к античной цивилизации (по классификации Л. Моргана) и заканчивается зарождением технических знаний в условиях ремесленного производства и разделения общества на классы.

Второй – прединженерный – этап соответствует периоду развития механизмов и механизации производственных процессов, начавшихся еще на предшествующем этапе, но ставших значимыми для производства с наступлением новой эры. Процесс механизации особенно интенсифицировался в эпоху Возрождения (XIV–XVI вв.), в условиях бурного развития ремесленного производства и дальнейшего формирования феодализма.

Третий – собственно инженерный– этап, этап машинизации, стал периодом становления инженерной профессии в социальном плане, обретением ею своего общественного статуса. Основой для подобной трансформации стал переход с изобретением парового двигателя от мануфактурного к машинному производству в эпоху разложения феодально-крепостнических и утверждения капиталистических производственных отношений.

Четвертый – развитый – инженерный этап является этапом автоматизации и связан с наступлением с середины ХХ в. научно-технической революции (НТР). Мощным стимулирующим фактором в развитии инженерной деятельности и инженерного образования на данном этапе стало бурное, опережающее развитие науки и ее превращение в непосредственную производительную силу.

Пятый – постинженерный – этап развития инженерной деятельности и инженерного образования связан с наступлением этапа кибернетизации, развернувшейся на границе тысячелетий, а также зарождением шестого технологического уклада, в основе которого закладываются нанотехнологии, генная инженерия и информационная революция. Возможности для очередного общественно-технического переворота созрели в результате развернувшейся в 1970-х гг. научной революции, лидерами которой стала триада научно-технических направлений: микроэлектроника, информатика и биотехнология. Это в очередной раз привело к коренному перевороту в характере инженерной деятельности и инженерного образования.

КЛАССИЧЕСКАЯ ИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Возникновение инженерной деятельности как одного из наиболее важных видов трудовой деятельности связано с появлением мануфактурного и машинного производства. В Средние века ещё не существовала инженерная деятельность в современном понимании, а была, скорее, техническая деятельность, органически связанная с ремесленной организацией производства.

Инженерная деятельность как профессия связана с регулярным применением научных знаний в технической практике. Она формируется, начиная с эпохи Возрождения. На первых порах ценностные ориентации этой деятельности ещё тесно связаны с ценностями ремесленной технической практики. В эту эпоху ориентация на применение науки, хотя и выдвигается на первый план в явном виде, но выступает пока лишь как предельная установка.

Первые импровизированные инженеры появляются именно в эпоху Возрождения. Они формируются в среде учёных, обратившихся к технике, или ремесленников-самоучек, приобщившихся к науке.

К началу ХХ столетия инженерная деятельность представляет собой сложный комплекс различных видов деятельности, и она обслуживает разнообразные сферы техники).

Инженерная деятельность, первоначально выполняемая изобретателями, конструкторами и технологами, тесно связана с технической деятельностью, которая становится исполнительской по отношению к инженерной деятельности.

Наши рекомендации