Условия возникновения сознания

Сознание – высшая ступень развития психики.

Условия:

1.Трудовая (общественная) деятельность

В процессе труда используются орудия. Само изготовление орудий требует другого психологического оснащения, чем у животных.

Изготовление орудий требует:

- отвлеченное мышление (цель);

- моменты планирования;

- воображение;

- целенаправленный характер активности;

- орудие – средство фиксации и передачи социального опыта.

В процессе трудовой деятельности деформируется строение -> психологические изменения.

Прямохождение – расширяет возможность познания. Позволяет совершать более сложные действия.

Рука – орган познания (для отражения характеристик предмета) + техническая способность (труд и т.д.).

Многие органы и системы меняются и обслуживают социальное существование.

2.Возникновение языка.

В процессе трудовой деятельности и общественной жизни возникает и развивается язык.

Речь поднимает психику на уровень сознания.

1. Язык позволяет размышлять на отвлеченные темы.

2. Обозначать предметы.

3. обобщать.

4. становится возможным отображение связей/отношений между предметами.

5. язык – интерактивный (взаимодействие и т.д.)

6. язык – орудие мышления.

7. обобщенное отражение действительности.

8. Б/я языку происходит удвоение мира (действия с самими ситуациями и предметами, с их отражением).

9. фиксация, передача, принятие опыта -> человек овладевает опытом человечества б/я языку.

Без социальных условий предпосылки речевой деятельности не реализуются.

Язык – мощнейшее средство овладения и обогащения соц. опыта.

+ общение с предыдущим и будущим поколениями.

Способность овладевать не только наследственным опытом, но и тем, что вне человека.

Пользование языком – важнейшая характеристика человеческой психики.

Особенности сознания.

1. Присвоение социального опыта и его использование/оперирование:

- овладение знаниями;

- пользование языком;

- пользование орудиями.

2. Целенаправленный характер активности человека.

- прогнозирующий характер психики;

- творческий характер сознания.

Личностные характеристики – наличие определенных отношений к социальному окружению; особенности человека.

3. Система мотивов = направленность личности.

- соподчинение мотивов (познавательные, взгляды, убеждения, есть соц.мотивы).

Личность = система отношений. Поддаются нравственной оценке. Формируются социумом.

Особое отношение: отношение к себе – самосознание.

4. Самосознание.

Человек отдает отчет в особенностях своей психики и регулирует/контролирует себя.

В развитии психики произошел качественный скачок.

Кроме сознания в психике человека существует другой мощный пласт – бессознательное (неосознаваемые компоненты деятельности человека).

Компоненты:

1. Подсознательные (неосознаваемое сопровождение деятельности):

- автоматизмы;

- навыки;

- привычки;

- установки (если проблема – начинаем решать);

- сопровождение тех или иных действий (пилить – напряжение - сжимаются зубы).

2. Неосознаваемые побудители деятельности.

3. неосознаваемые установки (пр: задача про лодки).

4. Надсознательные явления (интуиция, вдохновение).

5. Субсенсорное/подпороговое восприятие (пр: звуки не слышим, но мозг реагирует).

6. Неосознаваемые явления социально-психологического порядка (толпа, подражание (неосознанное)).

7. сознательное и бессознательное – взаимодействуют. Могут противоречить друг другу, и наоборот.

8. иррациональное побуждение – то, что не поддается сознательной оценке.

Билет 5.

Методы психологии.

Возможности познания психики:

Специфика - психические явления не материальны и непосредственному восприятию не поддаются. Но другого пути познания нет, кроме как через органы чувств.

Познаем не сами психические явления, а их проявления.

Возможности самонаблюдения ограничены.

Объективный подход (через какие-то факторы).

В акте деятельности существует единство внешнего и внутреннего, что дает возможность познавать внутреннее через внешнее.

Проявления:

1. Результат деятельности.

2. Протекание деятельности.

3. Речевая деятельность.

4. Мимика и пантомимика.

5. Вегетативные проявления (изменения во внутренних органах: краснеет, бледнеет, руки дрожат).

6. Регистрация электрической активности кожи, мозга, мышц,…

Нужно пользоваться разными проявлениями, чтобы выводы были обоснованными.

Между внешними проявлениями и психологическими причинами связь не однозначная, а многозначная.

Надо собирать достаточное число фактов для обоснованных выводов.

Возникает необходимость определенной математической работы.

Методы:

1.Неэкспериментальные.

2.Экспериментальные.

3.Опросные.

4.Тесты.

5.Моделирование.

6.Метод интроспекции.

Неэкспериментальные методы.

- изучает проявления психики в естественных ситуациях, без специально созданных условий.

1. Наблюдение– один из самых широко применяемых и простых методов.

Основан на планомерном наблюдении за деятельностью людей.

В житейских условиях без к-либо вмешательства наблюдателя со стороны.

Недостаток:

– исследователь находится в относительно пассивном состоянии (не может влиять, изменять условия).

- возможное проявление субъективной позиции исследователя в толковании материала наблюдения.

Плюсы:

- доступность;

- дает возможность получить достоверную информацию о психике в естественных условиях.

Виды наблюдений:

I. по целям.

1. Целенаправленное/стандартизированное – заранее спланированное, четко ограниченное по схеме. В естественных условиях. Целенаправленное восприятие.

2. Случайное/свободное – не имеет заранее установленных рамок, методов, цели, и т.д. может меняться характер наблюдения. Имеет попутный характер.

Наши рекомендации