Условия возникновения сознания
Сознание – высшая ступень развития психики.
Условия:
1.Трудовая (общественная) деятельность
В процессе труда используются орудия. Само изготовление орудий требует другого психологического оснащения, чем у животных.
Изготовление орудий требует:
- отвлеченное мышление (цель);
- моменты планирования;
- воображение;
- целенаправленный характер активности;
- орудие – средство фиксации и передачи социального опыта.
В процессе трудовой деятельности деформируется строение -> психологические изменения.
Прямохождение – расширяет возможность познания. Позволяет совершать более сложные действия.
Рука – орган познания (для отражения характеристик предмета) + техническая способность (труд и т.д.).
Многие органы и системы меняются и обслуживают социальное существование.
2.Возникновение языка.
В процессе трудовой деятельности и общественной жизни возникает и развивается язык.
Речь поднимает психику на уровень сознания.
1. Язык позволяет размышлять на отвлеченные темы.
2. Обозначать предметы.
3. обобщать.
4. становится возможным отображение связей/отношений между предметами.
5. язык – интерактивный (взаимодействие и т.д.)
6. язык – орудие мышления.
7. обобщенное отражение действительности.
8. Б/я языку происходит удвоение мира (действия с самими ситуациями и предметами, с их отражением).
9. фиксация, передача, принятие опыта -> человек овладевает опытом человечества б/я языку.
Без социальных условий предпосылки речевой деятельности не реализуются.
Язык – мощнейшее средство овладения и обогащения соц. опыта.
+ общение с предыдущим и будущим поколениями.
Способность овладевать не только наследственным опытом, но и тем, что вне человека.
Пользование языком – важнейшая характеристика человеческой психики.
Особенности сознания.
1. Присвоение социального опыта и его использование/оперирование:
- овладение знаниями;
- пользование языком;
- пользование орудиями.
2. Целенаправленный характер активности человека.
- прогнозирующий характер психики;
- творческий характер сознания.
Личностные характеристики – наличие определенных отношений к социальному окружению; особенности человека.
3. Система мотивов = направленность личности.
- соподчинение мотивов (познавательные, взгляды, убеждения, есть соц.мотивы).
Личность = система отношений. Поддаются нравственной оценке. Формируются социумом.
Особое отношение: отношение к себе – самосознание.
4. Самосознание.
Человек отдает отчет в особенностях своей психики и регулирует/контролирует себя.
В развитии психики произошел качественный скачок.
Кроме сознания в психике человека существует другой мощный пласт – бессознательное (неосознаваемые компоненты деятельности человека).
Компоненты:
1. Подсознательные (неосознаваемое сопровождение деятельности):
- автоматизмы;
- навыки;
- привычки;
- установки (если проблема – начинаем решать);
- сопровождение тех или иных действий (пилить – напряжение - сжимаются зубы).
2. Неосознаваемые побудители деятельности.
3. неосознаваемые установки (пр: задача про лодки).
4. Надсознательные явления (интуиция, вдохновение).
5. Субсенсорное/подпороговое восприятие (пр: звуки не слышим, но мозг реагирует).
6. Неосознаваемые явления социально-психологического порядка (толпа, подражание (неосознанное)).
7. сознательное и бессознательное – взаимодействуют. Могут противоречить друг другу, и наоборот.
8. иррациональное побуждение – то, что не поддается сознательной оценке.
Билет 5.
Методы психологии.
Возможности познания психики:
Специфика - психические явления не материальны и непосредственному восприятию не поддаются. Но другого пути познания нет, кроме как через органы чувств.
Познаем не сами психические явления, а их проявления.
Возможности самонаблюдения ограничены.
Объективный подход (через какие-то факторы).
В акте деятельности существует единство внешнего и внутреннего, что дает возможность познавать внутреннее через внешнее.
Проявления:
1. Результат деятельности.
2. Протекание деятельности.
3. Речевая деятельность.
4. Мимика и пантомимика.
5. Вегетативные проявления (изменения во внутренних органах: краснеет, бледнеет, руки дрожат).
6. Регистрация электрической активности кожи, мозга, мышц,…
Нужно пользоваться разными проявлениями, чтобы выводы были обоснованными.
Между внешними проявлениями и психологическими причинами связь не однозначная, а многозначная.
Надо собирать достаточное число фактов для обоснованных выводов.
Возникает необходимость определенной математической работы.
Методы:
1.Неэкспериментальные.
2.Экспериментальные.
3.Опросные.
4.Тесты.
5.Моделирование.
6.Метод интроспекции.
Неэкспериментальные методы.
- изучает проявления психики в естественных ситуациях, без специально созданных условий.
1. Наблюдение– один из самых широко применяемых и простых методов.
Основан на планомерном наблюдении за деятельностью людей.
В житейских условиях без к-либо вмешательства наблюдателя со стороны.
Недостаток:
– исследователь находится в относительно пассивном состоянии (не может влиять, изменять условия).
- возможное проявление субъективной позиции исследователя в толковании материала наблюдения.
Плюсы:
- доступность;
- дает возможность получить достоверную информацию о психике в естественных условиях.
Виды наблюдений:
I. по целям.
1. Целенаправленное/стандартизированное – заранее спланированное, четко ограниченное по схеме. В естественных условиях. Целенаправленное восприятие.
2. Случайное/свободное – не имеет заранее установленных рамок, методов, цели, и т.д. может меняться характер наблюдения. Имеет попутный характер.