Тема 1. Персонал и система управления персоналом
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 7
Тема 1. Персонал и система управления персоналом 9
Лекция 1. Система менеджмента 9
Персонал как ресурс организации 9
Промышленно-производственный персонал 11
Непроизводственный персонал 16
Квалификация персонала 17
Цели управления персоналом 22
Принципы управления персоналом 25
Функции управления персоналом 27
Методы управления персоналом 30
Контрольные вопросы к теме №1: 32
Тема 2. Прогнозирование потребностей в персонале 33
Лекция 2. Прогнозирование потребностей в персонале 33
Понятие потребности в персонале 33
Потребность в персонале как функция временных характеристик производственной программы 35
Потребность в персонале как функция норм обслуживания 39
Контрольные вопросы к теме №2: 40
Тема 3. Планирование в управлении персоналом 41
Лекция 3. Планирование в управлении персоналом 41
Сущность планирования персонала 41
Планирование набора персонала 44
Планирование высвобождения персонала 46
Планирование использования персонала 48
Планирование развития персонала 49
Планирование затрат на персонал 52
Контрольные вопросы к теме №3: 53
Тема 4. Маркетинг персонала 54
Лекция 4. Маркетинг персонала 54
Понятие маркетинга персонала 54
Внешние и внутренние факторы маркетинговой деятельности 56
Затраты на привлечение и развитие персонала 59
Выбор путей покрытия потребности в персонале 60
Высвобождение работников из производства 66
Контрольные вопросы к теме №4: 68
Тема 5. Набор и отбор персонала 70
Лекция 5. Набор и отбор персонала 70
Роль отбора в механизме управления персоналом 70
Методы отбора 72
Интервью с кандидатами на вакантные должности 75
Процесс интервью 78
Результативность интервью 80
Контрольные вопросы к теме №5: 81
Тема 6. Мотивация персонала 82
Лекция 6. Мотивация персонала 82
Методы мотивации персонала 83
Административные методы мотивации 83
Экономические методы мотивации 87
Современные подходы к организации оплаты труда 95
Социально-психологические методы мотивации 96
Влияние как метод мотивации 99
Кратковременное влияние 101
Долговременное влияние 102
Убеждение как метод мотивации 103
Контрольные вопросы к теме №6: 111
Тема 7. Оценка деятельности персонала 112
Лекция 7. Оценка деятельности персонала 112
Понятие и цели оценки деятельности персонала 112
Показатели оценки деятельности персонала 114
Методы оценки деятельности 115
Контрольные вопросы к теме №7: 122
Тема 8. Создание и развитие команд 123
Лекция 8. Создание и развитие команд 123
Понятие команды 123
Параметры команды 126
Композиция команды 127
Структура команды 128
Командные процессы 134
Роли членов команды 138
Внешняя среда команды 141
Мотивация команды 142
Контрольные вопросы к теме №8: 142
Тема 9. Менеджмент конфликта 144
Лекция 9. Менеджмент конфликта 144
Сущность конфликта 144
Типология конфликта 147
Личностные стили поведения в конфликте 153
Руководитель в конфликте 155
Конфликтность личности 159
Контрольные вопросы к теме №9: 161
Тема 10. Стиль руководства 162
Лекция 10. Стиль руководства 162
Понятие стиля руководства 162
Система ГРИД 165
Факторы, влияющие на стиль 167
Контрольные вопросы к теме №10: 169
ЛИТЕРАТУРА 170
Введение
Менеджмент персонала является неотъемлемой, а зачастую и важнейшей частью системы управления предприятием, поскольку сегодня именно персонал является наиболее мобильным ресурсом предприятия, обеспечивающим его конкурентоспособность и потенцию развития.
Передовые компании стремятся иметь у себя наиболее квалифицированный персонал, используют гибкие системы стимулирования для мотивации его творчества и развития. Вместе с тем, все убыстряющаяся информатизация общества приводит к:
· сокращению длительности жизненного цикла товаров, в следствие чего на рынке постоянно появляются продукты и услуги с постоянно улучшающимися конкурентными характеристиками, что ведет к ужесточению конкуренции;
· росту разнообразия человеческих потребностей и изменение ценностных ориентаций людей, вследствие этого изменяется их экономическое и социальное поведение;
· возрастанию скорости получения людьми информации о новых товарах и услугах вне зависимости от места их происхождения, следствием этого является быстрое изменение вкусов и запросов потребителей;
· возможности и необходимости для организаций постоянно сокращать количество своих сотрудников.
Таким образом, возрастающими темпами изменяются как изделия и технологии, социально-экономическое поведение потребителей, конкурентов, партнеров и государства, так и поведение работающего в организации персонала. В таких условиях неизбежно возрастает зависимость процветания и жизнеспособности предприятия от качества труда каждого работника. Это приводит к тому, что:
· во-первых, предприятие не может позволить себе такую роскошь, как наличие неквалифицированных и непроизводительных кадров;
· во-вторых, каждый сотрудник, приносящий своим трудом успех предприятию, становится все более для него ценным;
· в-третьих, квалифицированный сотрудник, понимающий свою ценность для организации, становится все более требовательным к уважению его личности, к применяемым на предприятии методам управления и господствующему стилю руководства;
· в-четвертых, организация начинает ценить не тех, кто много знает и умеет сегодня, а тех, кто на основе своих сегодняшних знаний и умений способен быстро приобретать новые знания, адаптируясь в динамичном мире.
Все вышеназванное делает управление персоналом одной из важнейших функций управления сегодняшним предприятием.
В предлагаемом пособии сделана попытка в конспективной форме изложить теоретические основы современных подходов к управлению персоналом, знание которых необходимо руководителю для успешного управления современной организацией в динамичной внешней среде.
Тема 1. Персонал и система управления персоналом