Ученик чародея, или учимся создавать текст
Со словом магия связываются представления о заклинаниях и чудесах, колдовстве
и ворожбе, ясновидении и вызывании духов. А знаете ли вы, что создание первых текстов было тесно связано с «магическими обрядами» у наших далёких предков? Ведь, желая хорошей охоты, воин исполнял особый ритуал, танцевал, нападая на нарисованного на стене пещеры мамонта или носорога, пел особую песню-заклинание, прося богов об удаче на охоте. Что было важнее: танец или слова заклинания? Они были неразрывно связаны друг с другом. С течением времени танец, музыка и слова стали разделяться. Но человека, умеющего создавать тексты, писать книги, и поныне называют магом, чародеем, волшебником слова.
Само слово текст произошло от латинского textus, что означает «ткань, сплетение». В Древней Руси даже был такой термин, дошедший до наших времён, – «плетение словес». Действительно, текст похож на ткань. Один на рогожку, из которой шьют мешки, другой – на дорогую узорную парчу, шитую золотом. Всё зависит от цели (для чего?) и от умения (как?) мастера.
От замысла до воплощения тоже немало воды утечёт. Даже такой признанный мастер слова, как Лев Толстой, в письме к поэту Афанасию Фету признаётся:
«Я тоскую и ничего не пишу, а работаю мучительно. Вы не можете себе представить, как мне трудна эта предварительная работа глубокой пахоты того поля, на котором я принуждён сеять. Обдумать и передумать всё, что может случиться со всеми будущими людьми предстоящего сочинения, очень большого, и обдумать мильоны возможных сочетаний для того, чтобы выбрать из них 1/1 000 000, ужасно трудно. И этим я занят».
А что же делать нам, ученикам чародеев, только начинающим осваивать это волшебство – создание текста? Очевидно, что к написанию любого текста нужно готовиться. К этому готовятся даже те, кто на первый взгляд говорит и пишет легко, импровизируя. Просто процесс подготовки внутренний, когда человек, даже занимаясь будничными делами, постоянно обдумывает то, что ему предстоит написать. В какой-то момент, когда внутренняя работа закончена, он садится за стол
(за компьютер, за пишущую машинку) и просто списывает с «воображаемого экрана» готовые предложения. Так работают многие талантливые люди. Этой стратегией пользовался Моцарт, сочиняя музыку.
С чего же начать готовиться? Сначала надо поставить цель, определить «сверхзадачу» текста. Итак, вы хотите написать «хороший» текст. А что значит хороший? Каковы критерии, требования к хорошему сочинению? Что должно получиться в конце работы? Как ни странно, не только ученики, но и многие учителя (!) довольно смутно представляют себе, каким должно быть сочинение, заслуживающее высокой оценки. На вопрос «Как ты понимаешь, что это сочинение хорошее?» успешные ученики ответили так:
– это сочинение интересно читать;
– оно правильно построено (есть вступление, основная часть, заключение);
– содержит в себе основную мысль, которую автор раскрывает и аргументированно доказывает;
– автор использует знакомые ему художественные приёмы: сравнения, риторические вопросы и т.д.;
– в сочинении нет неоправданных повторов слов, других речевых ошибок.
Может быть, вам хочется что-то добавить?
Теперь, зная, что должно получиться на выходе, можно приступать к работе. Давайте рассмотрим на примерах, как можно написать хорошее сочинение-описание.
Мы знаем, что в сочинении-описании говорится о признаках предмета, явления или живого существа. Автор описывает предмет (предметом в данном случае может быть и кот, и черепаха, и морозные узоры, и капли росы…) так, чтобы было понятно, как он к нему относится. Подумай, какое чувство или настроение ты хочешь передать своему читателю. «Есть у меня кот – серый в чёрных пятнышках, как в бусинках. Зовут его Василий Васильевич. Толстый кот. Уши у него круглые. На каждой лапе по пять кривых когтей. Да зубы, как иголк, и острые».
Описание – словесное рисование. Сначала представь предмет, постарайся увидеть его на «внутреннем экране», а затем опиши. «Яблоки были крупные и прозрачно-жёлтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось, как стакан свежего ли пового мёда. В середине чернели зёрнышки. Потрясёшь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки».
Сочинение-описание подобно фотографии или нескольким фотографиям. «В маленькой комнатке на светлом половичке копошились серые пушистые существа. Они были похожи на большие клубки шерсти. Клубки раз-
мотались, и за каждым тянулась толстая шерстяная нитка – хвостик. Из каждого клубочка болтались мягкие пушистые уши». Как видишь, сочинение очень оживляют сравнения. Например, «котёнок был похож на клубок пушистых ниток; снегирь как пушистый шарик; улыбка похожа на солнышко».
Лингвисты сравнивают нашу речь с движением конькобежца. Чтобы продвинуться вперёд, конькобежец одной ногой отталкивается, другой скользит вперёд. Так же строится текст. Мы отталкиваемся от того, что уже было сказа-
но, и делаем шаг вперёд в развитии мысли, добавляем новое, то есть те сведения, ради которых создаётся предложение.
Проверь, можно ли воспользоваться приёмом фотографирования, читая твоё сочинение. Помогает ли первое предложение «войти в тему»? Например: «Мой пёс – замечательный!» или «Мой ластик хоть и скромен на вид, но служит мне верно». Есть ли заключение и как оно связано с задачей, которую ты перед собой поставил? А теперь подумай: что удалось и что можно сделать лучше? Обдумал? Выбирай из 1 000 000 возможных сочетаний (помнишь муки Льва Толстого?) самый лучший и садись переделывать, улучшать, иными словами, редактировать сочинение. И не забудь проверить ошибки!
Один из самых популярных конкурсов нашей Олимпиады – «Творим, оцениваем, спорим». Для участия в нём вы должны познакомиться с творческими работами других светозаричей и высказать своё мнение в жанре рецензии. Но как написать хорошую рецензию? С чего её начать, как нестандартно закончить – эти вопросы встают перед каждым пишущим. С секретами создания жанра вас знакомит М.А. Павлова. |
Как писать рецензию?
Если мы воспользуемся «Толковым словарём» В. И. Даля, то выясним, что слово рецензировать поясняется путём подбора следующего ряда синонимов: критиковать, оценять, разбирать, ценить достоинство. Интересный синонимический ряд выстраивается к слову рецензия: отзыв, оценка, суждение, критика, суд, разбор, рассуждение, мнение («Словарь русских синонимов» Н. Абрамова). Попробуйте подобрать определения к этим словам. Например, к слову отзыв они могут быть такими: резкий, одобрительный, хвалебный, положительный, доброжелательный и т. д.
Следующий шаг – постановка цели. Какова цель рецензии? Зачем пишет её рецензент? Что заставило его выбрать для обзора именно это произведение? Без ответа на эти вопросы нет самой рецензии, она распадётся на тысячи осколков. Очевидно, есть что-то в тексте анализируемого произведения, что заставило читателя волноваться, о чём-то задуматься по-новому, оценить или переоценить что-либо и, как следствие, – поделиться своими размышлениями со своими читателями. То есть первый толчок к написанию рецензии – эмоциональный отклик, затем следующий за ним анализ: «О чём? Как? Что я об этом думаю?» Итак: прочитали – удивились – задумались – пишем рецензию…
Любая рецензия включает следующие основные компоненты:отзыв-впечатление, критический разбор или комплексный анализ текста, оценку произведения и личные размышления автора рецензии. Анализируя текст, вспомним, что само слово текст, происходящее от латинского textum – «ткань, связь слов», подразумевает сочетание анализа тематики и проблематики произведения с разбором того, как именно создана эта ткань, как связаны между собой слова в тексте, «как сделан» текст. Рецензент, конечно, помнит, что ему необходимо оценить свое-образие писателя и обдумать, в чём заключается его индивидуальный, неповторимый стиль, чем этот автор отличается от других. Таким образом, предстоит оценить содержание и формурассматриваемого произведения, ответить на вопрос, какие художественные приёмы использует автор и какой цели он при этом достигает.
И ещё: во время Олимпийских игр в Древней Греции судьи давали две клятвы: во-первых, судить по совести и, во-вторых, никому не объяснять, почему они судили так, а не иначе. Греки понимали, что бывают такие случаи, когда правильное решение чувствуешь, а объяснить не можешь. В отличие от олимпийских судей рецензенты должны обосновать свои выводы, доказать текстом истинность своей позиции.
Итак, задача рецензента– оценить достоинство книги. Причём достоинство здесь следует понимать как положительные качества произведения. Представим себе адресата нашей рецензии как человека, стоящего перед бесконечными книжными полками, заполненными художественными произведениями, написанными и опубликованными за последние десять лет. Что ему посоветовать? Этого не читай, того тоже не читай… Какой в этом смысл? Очевидно, рецензировать стоит только те книги, которые действительно заслуживают того, чтобы с ними познакомился как можно более широкий круг людей.
Кому адресованаваша рецензия? Попытаемся внимательно вглядеться в облик предполагаемого адресата. Существуют два вида рецензий: рецензия для тех, кто читал текст, и для тех, кто этот текст не читал. Даже если ваша рецензия будет прочитана только учителем, стоит писать так, будто читатель с рецензируемым произведением незнаком. К возможному читателю, как и к рецензируемому тексту, нужно отнестись уважительно, а не панибратски. Как писал Виктор Шкловский, «Булгарин не травил Пушкина. Он только давал ему руководящие замечания». Давайте сразу договоримся, что не будем давать писателю руководящих указаний, как бы нам этого ни хотелось. Доброжелательный рецензент вступит в уважительный диалог с автором. Как начать писать рецензию? Как совместить отзыв, суждение, личное отношение и литературоведческий анализ текста в одном флаконе?
Пойдём от противного. Как не надо начинать рецензию?Уже упоминавшийся нами блестящий филолог и остроумный человек В. Шкловский писал: «Нельзя начинать критическую статью – «я развернул книжку» или – «я заинтересовался», «я перелистал», «я заглянул».
Нельзя также начинать театральную рецензию со слов «я пришёл в театр и сел в кресло».
Всё это крайне беспомощно, так как начать читать книгу, не развернув её, невозможно».
Итак, как не следует начинать, кажется, понятно. Тогда как начать? Часто рецензия начинается с библиографического описания произведения и пересказа (в одном–двух предложениях) его содержания. Подробный пересказ снижает ценность рецензии: во-первых, неинтересно будет читать само произведение, во-вторых, одним из критериев слабой рецензии справедливо считается подмена анализа и интерпретации текста его пересказом.
Некоторые рецензенты предпочитают нетривиальный ход – они начинают с того, чем другие обычно заканчивают. Вот пример начала одной из опубликованных рецензий: «Начать хотелось бы с того, чем нормальные люди заканчивают, – с резюме, с главного акцента: возможно, перед нами сочинение из ряда самых интересных, а то и самых значительных за последние годы».
Всякая книга начинается с названия, которое в процессе чтения как-то интерпретируешь, разгадываешь. Слово, вынесенное в заглавие, невольно становится ключом к последующему тексту. Какие личные, культурные и литературные ассоциации возникают в памяти, когда вы читаете название?
Многое для понимания может дать анализ композиции. Текст в большинстве случаев выстраивается определённым образом, несущим на себе смысловую нагрузку. На какие части можно разделить текст? Как они расположены?
В каждом талантливом произведении писатель создает свой неповторимый мир. В нём пространство и время существуют по своим законам. Задумаемся, что ценно в этом мире? Иногда на это есть прямые указания в тексте, переданные через ключевые слова. С их помощью писатель подаёт сигнал нам, тем, кто читает.
И последнее: не забудем, что «судить писателя следует по законам, им самим над собой признанным» (А.С. Пушкин). А главный судья и критик – это время. Время всё расставит по своим местам.