Результативность мотивации
ОП как результат мотивации представляет собой перманентно развивающуюся сложную, многофакторную характеристику, во многом определяющую общую эффективность организации. Ее анализ и оценка, проводимые применительно к конкретной ситуации, основываются на экспертном, ограниченно формализуемом подходе, что осложняет выработку общей методики. Вместе с тем на сегодняшний день в качестве основных критериев оценки результативности мотивации чаще всего используются такие показатели, как уровень работы организации и превалирующий в ней стиль руководства и управления. Формирование и развитие эффективной модели ОП конкретного индивида, групп и объединений в целом представляет собой опосредованный результат мотивации. В конечном счете на практике он выражается в своевременности, экономичности и полноте достижений целей организации, оцениваемых в целом по ее эффективности. Наиболее явным непосредственным результатом мотивации является складывающийся характер ОП, во многом и обеспечивающий необходимый уровень достижения поставленных целей. В этом смысле результативность мотивации представляет собой отношение уровней эффективности сложившегося ОП к необходимому для достижения поставленных целей.
Непосредственный эффект мотивации основан на действии известного закона результата, отражающего формирование и реализацию в сознании индивида устойчивой связи между его поведением и достижением поставленных целей. Выделяются определяющие формы проявления результативности мотивации. Так, непосредственным результатом мотивации конкретного работника является:
• формирование представления об организации;
• определение своего отношения к ней;
• выработка возможных вариантов реакции;
• мобилизация необходимых ресурсов;
• обеспечение адекватности поведения и т. д.
Все это также представляет собой выражение результата мотивации работника, но уже применительно к целям конкретной программы его функционирования и развития в сложившихся условиях.
Особое значение приобретают воздействия, осуществляемые на основе моделирования мотивации ОП. Адекватность представления, структура критериев, современный инструментарий делают это научное и практическое направление исключительно актуальным. Моделирование ОП работника реально становится основой разработки и применения систем и процессов как экономического, так и социального воздействия, определяющих место и роль каждого из мотивов и стимулов, условия формирования и применения результативного механизма воздействия.
Наиболее реальные и значимые результаты применение инструментария моделирования ОП показывает при анализе и решении динамических ситуаций. Осмысление результатов собственных действий и происходящих с ним перемен, стимулирующее воздействие непосредственного окружения и конкретных субъектов управления рано или поздно заставляют каждого работника адаптировать сложившуюся мотивацию к изменившимся условиям, что проявляется в:
• корректировке цели;
• обновлении ориентации;
• адаптации взглядов и оценок;
• уточнении занимаемой позиции в организации;
• модернизации и мобилизации ресурсного обеспечения;
• проявлении организационной активности;
• повышении уровня развития и др.
Это происходит в условиях функционирования и развития конкретных организаций, в которых позиционирует себя каждый человек. Наиболее значимыми и действенными из них являются: семья, трудовая корпорация, политическое объединение, государство.
Природа группы
Эфф-ть деят-ти орг-ции опред-ся не только усилиями отдельных людей, а в большей степени результ-ью их совм деят-ти. Решение проблем, стоящих перед группой, требует совместных усилий людей, обладающих разл знаниями, квалификацией, опытом, проф подготовкой.
Однако для достижения эфф-ых рез-тов совместной деят-ти необх правильно сформировать группу и научить всех ее членов навыкам совместной работы, а также умению объединять и концентрировать усилия на решении общих задач.
Участвуя в работе группы, чел-к может существенно измен свое личностное поведение. Это обусловливает важность изучения проблем формирования и функционирования групп.
Группа – относительно обособленное объединение определенного количества людей (двое и более), взаимодействующих, взаимозависимых и взаимовлияющих друг на друга для достижения конкретных целей, выполняющих разные обязанности, зависящих друг от друга, координирующих совместную деятельность и рассматривающих себя как часть единого целого.
Признак классификации | Виды групп |
Размер группы |
|
Сфера совместной деятельности |
|
Уровень развития |
|
Реальности существования |
|
Степень формализации (принцип создания) |
|
Цели существования |
|
Период функционирования |
|
Характер вхождения индивида в группу |
|
Формальные группы – группы, созданные по реш руководства в структуре орг-ии для вып-ия опред задач, их деят-ть способствует достиж целей орг-ии. Они функц-ют в соотв с заранее установленными официально утвержденными положениями, инструкциями, уставами.
Неформальные группы – группы, создаваемые членами орг-ии в соотв с их взаимными симпатиями и антипатиями, общими инт-ми, одинак увлеч, привычками для удовлетв соц потребностей и общения людей.
Степень развития группы опр-ся психол общностью, сложившейся структурой, четким распределением обязанностей и ролей, степенью сплоченности членов группы.
Высокоразвитые группы – группы, давно созданные, их отличает единство целей и общих интересов, устойчивая система отношений между ее членами, высокая сплоченность и т. д.
Слаборазвитые группы – группы, характ-еся недост развитием или отсутствием психол общности, сложившейся структуры, четкого распределения обязанностей, низкой сплоченностью. Эти группы, находящиеся на начальном этапе своего существования, называют также диффузными.
Референтные группы – группы, к которым человек хотел бы принадлежать, с которыми он себя отождествляет, на которые ориентируется в своих интересах, симпатиях и антипатиях – их называют также эталонными. С их помощью человек сравнивает свое поведение с поведением других и оценивает его.
Нереферентные группы (группы принадлежности) – группы, в которых люди реально состоят, проходят обучение или трудятся.
Реальные группы – группы, факт существующие в пространстве и времени и объединенные реальными отношениями.
Условные группы – группы людей, условно объединенных для целей конкретного исследования по определенному признаку, например, по полу, возрасту и т. п.
Характеристики группы
Группа – относительно обособленное объединение определенного количества людей (двое и более), взаимодействующих, взаимозависимых и взаимовлияющих друг на друга для достижения конкретных целей, выполняющих разные обязанности, зависящих друг от друга, координирующих совместную деятельность и рассматривающих себя как часть единого целого.
Различают основные и ситуационные характеристики группы (рис. 5.2.1).
Основные характеристикизависят от группы, определяются характером взаимоотношений и взаимодействий работающих в ней сотрудников. Они формируются в процессе развития группы.
Ситуационные характеристикизависят от условий функционирования групп, определяемых организацией. Они оказывают значительное влияние на работу групп и могут либо способствовать ее улучшению, развитию группового и межгруппового сотрудничества, либо тормозить эти процессы.
Структура группы– это схема взаимоотношений в группе между ее членами в зависимости от занимаемой должности. Члены группы определяют престиж каждой должности, ее статус и значение в группе.
Статус– положение работника в группе в соответствии с занимаемой должностью (формальный, официальный статус), а также положение в группе, которое отводят работнику другие ее члены (неформальный, неофициальный статус).
Роли.Каждый член группы выполняет в ней различные роли. Роли – определенный набор действий, поведение индивида, определяющееся работой.
Роли могут быть:
• предполагаемыми (ожидаемыми) – это модель поведения, ожидаемая от членов группы и определяющаяся работой;
• воспринимаемыми – модель поведения с точки зрения самого сотрудника, занимающего определенную должность;
• предписанными – фактическая модель поведения члена группы.
Нормы– общепринятые стандарты, правила индивидуального или группового поведения, сложившиеся в результате взаимодействия членов группы, принятые и выполняемые ими. Нормы оказывают влияние и на результаты деятельности организации. Они могут быть положительными и поощрять поведение людей в направлении достижения целей организации. Отрицательные нормы, наоборот, поощряют поведение, не способствующее достижению целей организации.
Лидерство – способность оказывать влияние на других людей, направляя их усилия на достижение целей организации.
Групповые процессы – процессы, организующие деятельность группы. К ним, например, относят взаимодействие членов группы при выполнении определенной задачи, процедуры принятия решений в группе, обмен информацией, социальную поддержку.
Конфликтность – различия во мнениях членов группы, которые могут привести к внутригрупповым спорам и даже к конфликту.
Размер группы.Исследования показывают, что наиболее эффективны группы, состоящие из 5-7 человек.
Пространственное расположение. Важны три характеристики пространственного расположения человека в процессе работы, влияющие на взаимоотношения между человеком и группой: наличие постоянного места или территории; личное пространство, в котором находится только данный человек; взаимное расположение рабочих мест.
Задачи, решаемые группой.Их содержание определяет специфику работы группы и организацию группового процесса.
Система вознагражденийдолжна иметь ценность для членов группы, вознаграждение должно восприниматься как заслуженное и побуждать к выполнению общих задач.
Групповая сплоченность– одна из важнейших характеристик группы. Под сплоченностью понимается сила стремлений членов группы оставаться в ней и выполнять свои обязательства перед группой.