ЕДИНСТВО МЫСЛИ — СЛОВА — ДЕЛА

Так что желательно, чтобы все были хотя бы честные и чтоб не дрались. В крайнем случае, даже пусть себе немного дерутся, но только чтоб вранья не было. Это не значит, что не соври. Нет, врать можно. Но только самую малость. <...> И лучше совсем без вранья, тогда, может, и драки прекратятся».

Этот отрывок из рассказа М. Зощенко отражает естественно существующую связь между ахимсой и сатья (правда, правдивость, истинность), которые в авторитетнейших индийских текстах составляют неразрывную пару. Например, «Непричинение зла живому — высшая дхарма, смирение — высочайшая сила, знание Атмана — высшее знание, а обет истины — лучший из обетов» (Араньякапарва, 203.41). Это проявилось и в названии движения за независимость Индии средствами ахимсы — сатьяграха («упорство в истине»). Выражение из Мундака упанишады (3.16) «правда лишь побеждает» (satyam eva jayate)стало девизом независимой Индии.

Если упростить до одной формулы понимание идеи Бога в мировых религиях, то в Ветхом завете «Бог есть закон», в Новом «Бог есть Любовь», а в ведийской преемственности «Истина есть Бог». Всё творится и всё проникнуто Истиной. «Истиной веет ветер, истиной солнце на небе светит, истина — речи основа, на истине всё основано».

В последнее время, когда объясняют этику индуизма или йоги, всё чаще особое внимание уделяют принципу сатья. «В наше время правдивость — это самая высшая из всех добродетелей аскетизма. Тот, кто твёрд в правдивости, достигает Бога. Недостаток правдивости разрушает всякую добродетель» (Шри Рамакришна). Свами Джйотирупананда в своих лекциях по индийской философии также особо останавливается на принципе правдивости.

Но в мире невпроворот тех, кто врет. Английские психологи как-то подсчитали, что средний англичанин говорит неправду около 200 раз в день. Не думаю, что англичане, всегда славившиеся хитростью в политике и бизнесе, отличаются особой неискренностью в быту. Видимо, это свойственно в той или иной мере всякому «цивилизованному» человеку. Самое безобидное и простое — когда на вопрос «как дела?» бодренько отвечают «прекрасно!», когда всё совершенно не так, а наперекосяк. Улыбаются знакомому «рад вас видеть!», тогда как мысли — совершенно обратные. Теле- и радиовранье, газетные «утки» и подложенные «свиньи», обман конкурентов и налогосборщиков... Наряду с узаконенной «коммерческой тайной» впору уже узаконить и «коммерческую ложь».

Напомним 81-частное подразделение, указанное Вьясой для насилия, применимое также и для лжи. Ложь бывает вызванная, совершённая и одобренная. По побуждениям — из жадности, из мести и из невежества, то есть, в сущности, из ложно понятого добра. У неё есть степени — от очень слабой до очень сильной.

Ложь не обязательно должна исходить от самого человека. Человек может побуждать другого ко лжи вольно или невольно. Благоприятная почва для лжи — насилие. Самые простые примеры: если родители за каждый детский проступок, отклоняющийся от их схемы воспитания, наказывают ребёнка, то, чтобы избежать наказания, ребёнок приучается лгать. То же в общественной жизни. Если на каждое мнение, выходящее за общепринятое, следует подавление — в обществе начинают царствовать лицемерие и ложь.

Видение лжи — и словесное или молчаливое одобрение её — также нарушает правило правдивости.

Слово сатья относится не только к отсутствию лжи в речи. Правдивость не всегда является Правдой. Человек не всегда говорит правду, даже если искренно думает, что делает это. Он может ошибаться и заблуждаться в силу ограниченности своего ума или того мировоззрения, которому следует. Или неправильно выразить верную мысль. Поэтому правдивость тесно связана с познанием. Так что сатья — не просто правдивость, а истинность. В русском слове «правда» также прослеживается эта связь: правда — это одновременно и честность, и истина.

Наши рекомендации