Тематика и структура практических занятий

Тема 1.Теория организации, ее место в системе научных знаний (4 часа)

Вопросы для обсуждения на практическом занятии.

1. Что изучает теория организации?

2. Каким образом теория организации сформировалась в качестве само-

стоятельной дисциплины?

3. Какое место занимает теория организации в системе научных знаний?

4. Какая связь между организацией и обществом?

5. Каковы особенности работы организации в условиях формирования но-

вых рыночных отношений в России?

Тематика для подготовки к дискуссии.

1. Разнообразие организаций. Экономические организации США, Европы.

2. Разнообразие организаций как влияние конкуренции.

3. Роль новых и малых предприятий в осуществлении изменений.

4. Пример разнообразия организаций внутри отрасли.

5. Слияние и конкуренция организаций.

Тема 2.Исторический генезис взглядов на институт организации (4 часа)

Вопросы для обсуждения на практическом занятии.

1. Что такое организация?

2. Каковы основные особенности понятий организации как объекта и как

процесса?

3. Каким образом можно классифицировать современные российские организации.

Тематика для подготовки к дискуссии.

1. Различные подходы к типологии и классификации организации

2. Виртуальные организации. Новые методы ведения бизнеса в 21-м веке

3. Сетевые и виртуальные организации как эффективная форма бизнес-организаций.

4. Горизонтальные корпорации. Примеры функционирования и организации.

5. Транснациональные корпорации.

6. Практическая реализация «экологически осознанного» руководства организацией.

7. Сравнительная оценка эффективности функционирования различных форм организации.

Тема 3.Теоретические подходы к построению организации. Школа научного и административного управления (2 часа)

Вопросы для обсуждения на практическом занятии.

1. Объясните суть теории Ф. Тейлора.

2. Какие главные мотиваторы в системе научной организации труда по Ф. Тейлору?

3. Охарактеризуйте методы физической работы Ф. и Л. Гилбрейта.

4. Охарактеризуйте структурные принципы управления А. Файоля.

5. Опишите типы лидерства по М. Веберу. В чем заключается сущность харизматического лидерства.

Тематика для подготовки к дискуссии.

1. Организация завода Г. Форда в соответствии с принципами Ф. Тейлора.

2. Классификации лидерства по Е.С. Богардусу и С.С. Кичело.

3. Синтетический подход Л. Гьюлика и Л.Ф. Урвика

Тема 4-5. Школы научного и административного управления. Школа человеческих отношений (2 часа)

Вопросы для обсуждения на практическом занятии.

1. В чем заключаются предпосылки формирования школы человеческих отношений?

2. Охарактеризуйте сущность бихевиоризма.

3. В чем Э. Мэйо критиковал Ф.У. Тейлора?

4. Что такое неформальная организация по Ф. Ротлисбергеру?

5. Что заключает в себя понятие «качество рабочей жизни»?

Тематика для подготовки к дискуссии.

1. Эксперименты, проводившиеся на заводе Hawtorne Works.

2. Практическое использование концепций Д. Макгрегора

3. Кружки качества в Японии.

Тема 6.Различные школы теории организации (2 часа)

Вопросы для обсуждения на практическом занятии.

1. В чем заключаются системный и процессуальный подходы к управлению организацией?

2. Охарактеризуйте главные функции менеджера.

3. Что такое целевое управление?

4. Какие четыре переменные в дифференциации целей были выдвинуты Г. Саймоном в книге «Организации»?

Тематика для подготовки к дискуссии.

1. Вопросы мотивации к деятельности в организации по Саймону.

2. Критика Г. Саймоном принципов Гьюлика — Урвика. Противостояние «гуманистического вызова» и «механицизма традиционной школы»

3. Математические модели в принятии управленческих решений.

Тема 7. Внешняя среда организации (2 часа)

Вопросы для обсуждения на практическом занятии.

1. Дайте характеристику факторам внешней среды.

2. Охарактеризуйте типы взаимодействия со средой.

3. Опишите этапы жизненного цикла организации по И. Адизесу.

Тематика для подготовки к дискуссии.

1. Подход к изучению организации с точки зрения ее ресурсной зависимости Джеффри Пферер и Джеральда Салансика.

2. Внешняя среда: среда прямого и косвенного воздействия, международное окружение.

3. Опишите информационные потоки взаимосвязи института с внешней средой.

Тема 8.Внутренняя среда организации. Человеческий фактор, социально-психологические отношения в коллективе (2 часа)

Вопросы для обсуждения на практическом занятии.

1. Перечислите и охарактеризуйте основные методы системы управления персоналом.

2. Какие факторы определяют социально-психологический климат коллектива?

3. Какие процессы способствуют формированию сплоченности в коллективе, удовлетворенности граждан?

Тематика для подготовки к дискуссии.

1. Принципы И.Адизеса. Виды команд. Необходимость формирования команды на конкретном этапе жизненного цикла организации.

2. Разновидность материального и нематериального стимулирования в организации. Влияние внутренних элементов организации на работоспособность персонала: психологические аспекты.

Тема 9. Законы функционирования организации (2 часа)

Вопросы для обсуждения на практическом занятии.

1. Приведите пример действия синергетического эффекта.

2. Охарактеризуйте сущность кластерного подхода.

3. В чем заключается сущность закона информированности и упорядоченности.

Тематика для подготовки к дискуссии

1. Роль информации в организации

2. Приведите практические примеры действия специфических законов организации: закона своеобразия, закона социальной гармонии, закона социальной нагрузки, закона эффективного восприятия и запоминания информации, закона эффективного осмысления, закона устойчивости информации, закона доходчивости информации.

Тема 10. Организационная культура

Вопросы для обсуждения на практическом занятии.

1. Дайте характеристику уровням организационной культуры.

2. Охарактеризуйте пять культурообразующих основ организации.

Тематика для подготовки к дискуссии

1. Какова на ваш взгляд роль основателя фирмы в формировании организационной культуры.

2. Слухи как социально-психологический способ манипулирования.

3. Проблемы формирования организационной культуры.

4. Техника деловых переговоров. Разрешение конфликтов.

Тема 11.Организационные патологии и пути решения современных внутриорганизационных проблем.

1. В чем заключается сущность технократизма?

2. Охарактеризуйте бюрократию и коррупцию как имманентные черты организации.

3. Каковы проблемы процесса управления изменения в организации.

4. В чем заключаются трудности и преимущества внутреннего управленческого консультирования?

Тематика для подготовки к дискуссии

1. Теория выбора карьеры Дж.Л. Голланда

2. Специфика построения карьеры в современных организациях

3. Модели организационного развития Л.Грейнера и К.Левина

Контрольная работа «Теория организации»

В учебный план по дисциплине «Теория организации» входит выполнение и защита контрольной работы, наличие которой является обязательным условием получения положительной оценки по курсу

Контрольная работа представляет собой рукописный реферат общим объемом 15-20 стр. и должна включать в себя две части

Часть 1.

Анализ проблем, которые содержатся в следующих трех общих для всех разделах

1. Влияние факторов макросреды в организации

2. Влияние факторов микросреды в организации

3. Социально-экономические проблемы управления организацией

Часть 2.

Индивидуальное задание – анализ одного из контрольных вопросов. Вариант вопроса определяется по последней цифре учебного шифра студента (номера в зачетной книжке).

Текстовый материал следует дополнять иллюстрациями, таблицами, схемами, графиками. В конце работы приводится список использованной литературы 8-10 наименований.

Контрольные вопросы:

1. Тенденции развития современных организаций

2. Механизмы мотивации людей в различных социокультурных системах управления

3. Ситуационный и нормативный взгляды на проблемы организации

4. Типы современных организационных структур

5. Проблемы взаимоотношений власти и ответственности в организации

6. Функции современной организации в различных управленческих концепциях

7. Эволюция управленческой мысли по отношению к проблемам организации

8. Применение новых форм организации труда в современных организациях

9. Общие принципы системы и научного управления Ф.У. Тейлора

10. Проблема харизматического лидерства в работах М. Вебера

11. Механизмы самоорганизации и самоуправления на предприятиях

12. Современные концепции управления человеческими ресурсами

13. Функции внешней среды организации

14. Проблемы макро- и микро- окружения организации

15. Безработица и ее разновидности

16. Явление власти на примере организации

17. Властная проблематика в работе Н. Макиавелли «Государь»

18. Система управления человеческими ресурсами в современной организации

19. Проблема формирования организационной культуры

20. Рост численности организации и проблема группового контроля и координации

Наши рекомендации