Анализ психологических текстов. Изучите статью Л.С. Выготского "Педагогическая психология" и дайте краткую аннотацию (Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии
Изучите статью Л.С. Выготского "Педагогическая психология" и дайте краткую аннотацию (Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., 1980. - С. 49-53).
Ознакомившись с текстом данной статьи, проведите основные линии анализа, придерживаясь авторской позиции:
- соотношение двух наук: педагогика и психология как самостоятельные и не связанные между собой, или как взаимосвязанные и взаимодополняющие, или как надстраивающиеся одна над другой, или как противопоставленные и т.п.;
- какие задачи были призваны решать педагогическая психология и педагогика в первой половине ХХ в.;
- определите место педагогической психологии в общей системе современного психологического знания.
Тематика рефератов
- Актуальные проблемы современной педагогической психологии.
- Творчество К.Д. Ушинского в развитии педагогической психологии.
- Роль концепции Л.С. Выготского в становлении современного психологического знания о психическом развитии ребенка.
- Психолого-педагогическое исследование: основные этапы и этика проведения.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Литература 1, 3-8, 13-17, 23-25
Вопросы для подготовки к занятиям
1. Понятие о научении. Виды и механизмы научения.
2. Обучение и развитие. Факторы, влияющие на процесс обучения.
3. Психологические условия формирования знаний, учебных умений и навыков.
4. Развитие познавательных процессов в обучении.
5. Психологические основы современных видов обучения.
Требования к компетентности:
- знать сущность понятия "обучение";
- понимать взаимосвязь обучения и развития;
- знать понятия "зона актуального развития" и "зона ближайшего развития";
- владеть понятием "научение", уметь анализировать его виды;
- знать факторы, влияющие на процесс обучения;
- уметь создавать в собственной учебно-профессиональной деятельности психологические условия формирования знаний, учебных умений и навыков;
- уметь создавать условия для успешного развития познавательных процессов в обучении;
- владеть психологическими основами современных видов обучения.
Тестовый контроль
1. Сущность обучения составляет:
а) приобретение индивидуального опыта;
б) развитие способностей;
в) передача знаний, умений и навыков;
г) приобретение новых знаний, умений и навыков.
2. Самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта, является:
а) учение;
б) обучение;
в) научение;
г) учебная деятельность.
3. Импритинг как вид научения (например, у младенца) основан на:
а) безусловных рефлексах;
б) условных рефлексах;
в) готовая от рождения форма поведения;
г) приобретенная форма поведения.
4. Условно-рефлекторное научение предполагает:
а) формирование новых форм поведения на основе сигнальной роли условного стимула;
б) формирование новых форм поведения на основе нейтральных условных стимулов;
в) реагирование органических процессов на нейтральные условные стимулы.
г) реагирование органических процессов на сигнальную роль условного стимула.
5. Оперантное научение предполагает приобретение знаний, умений и навыков:
а) при целенаправленном обучении;
б) методом проб и ошибок;
в) инстинктивно;
г) интуитивно.
6. Викарное научение предполагает:
а) подражание наглядным примерам;
б) развитие социальных умений и навыков;
в) присвоение наблюдаемых форм поведения;
г) нет неверных ответов.
7. Вербальное научение предполагает приобретение нового опыта посредством:
а) подражания;
б) знаковых систем;
в) языка, речи;
г) проб и ошибок.
8. "Зона ближайшего развития" - это то, что ребенок делает:
а) самостоятельно;
б) с помощью взрослого;
в) с помощью сверстника;
г) совместно со сверстником.
9. Психологические условия эффективного усвоения знаний:
а) легкость и доступность учебного материала;
б) высокая степень трудности учебного материала;
в) достаточно высокий, но доступный для усвоения уровень
трудности;
г) интересный учебный материал.
10. Основная идея развивающего обучения в дидактической системе Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова:
а) организация обучения от частного к общему;
б) логика восхождения от абстрактного к конкретному;
в) овладение суммой знаний;
г) усвоение логических форм.