Психологическая диагностика. Используя методику [см. Приложение 1, с
Используя методику [см. Приложение 1, с. 178-181], проведите самодиагностику восприятия индивидом группы, а также можете провести социометрию для диагностики статусно-ролевой структуры класса.
Тематика рефератов:
- Общая характеристика стихийных групп.
- Проблема групповой сплоченности.
- Эффективность групповой деятельности.
ЛИДЕРСТВО И РУКОВОДСТВО
Литература 2-6, 8,10, 15, 16, 23, 27, 31, 33, 38
Вопросы для подготовки к занятиям
1. Понятие лидерства. Лидерство и руководство.
2. Теории лидерства.
3. Стили лидерства. Женское лидерство.
4. Учитель и классный руководитель как лидеры.
Требования к компетентности:
- знать психологические особенности руководства и лидерства;
- уметь определять понятия: "лидерство", "лидер", "руководство", "стиль лидерства";
- знать тендерный аспект лидерства и руководства;
- уметь анализировать проявление различных стилей руководства и лидерства, использовать эти знания и умения для решения практических задач.
Тестовый контроль
1. Лидерство - это:
а) высокий уровень развития межличностных отношений в группе, проявляющийся в общих ценностях, стремлениях, действиях.
б) отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе;
в) устойчивая черта личности, выражающая собой потребность одного человека в обладании властью над другими людьми.
2. Лидер - это:
а) лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия;
б) высшая ступень развития живых организмов на Земле, наиболее общее понятие для обозначения отдельного представителя вида homo sapiens;
в) отдельное человеческое существо, единство социального и биологического, в котором определяется уникальное сочетание генетически запрограммированного и социально приобретенного.
3. Руководство - это:
а) процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь;
б) оказание влияния на поведение членов группы индивидом, имеющим соответствующие официальные полномочия;
в) сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением жизненных обстоятельств.
4. Стиль лидерства - это:
а) типичная для конкретного лидера система приемов оказания влияния на других членов группы;
б) отсутствие взаимопонимания между людьми, являющееся следствием того, что одно и то же явление имеет для них разный смысл;
в) психологические препятствия на пути адекватной передачи информации в процессе общения.
5. Согласно "Теории черт" лидером является:
а) человек с более высоким уровнем активности, участия, влияния в решении данной задачи, чем у других членов группы;
б) человек, который обладает определенным набором личностных качеств;
в) человек, управляющий процессом организации межличностных отношений в группе.
6. К теориям происхождения лидерства не относится:
а) теория черт;
б) харизматическая теория;
в) ситуационная теория лидерства;
г) феноменологическая теория лидерства.
7. Совокупность определенных психологических качеств, личностных черт, благодаря которым человек становится лидером, называется (дословный перевод - "благодать"):
а) популярностью;
б)либидо;
в) харизмой.
8. К основным видам лидерства не относится:
а) консервативный;
б) демократический;
в) либеральный;
г) авторитарный.
9. Деловой лидер:
а) побуждает группу работать ради достижения целей;
б) учитывает, в первую очередь, личные и социальные потребности ее членов;
в) имеет единоличную власть в принятии групповых решений;
г) все ответы верны.
10. Какие выделяют параметры для сравнения лидерства и руководства:
а) основная функция;
б) условия возникновения;
в) привлекательность членов группы.