Психологическая диагностика. Используя методику [см. Приложение 1, с

Используя методику [см. Приложение 1, с. 178-181], проведите са­модиагностику восприятия индивидом группы, а также можете провести социометрию для диагностики статусно-ролевой структуры класса.

Тематика рефератов:

- Общая характеристика стихийных групп.

- Проблема групповой сплоченности.

- Эффективность групповой деятельности.

ЛИДЕРСТВО И РУКОВОДСТВО

Литература 2-6, 8,10, 15, 16, 23, 27, 31, 33, 38

Вопросы для подготовки к занятиям

1. Понятие лидерства. Лидерство и руководство.

2. Теории лидерства.

3. Стили лидерства. Женское лидерство.

4. Учитель и классный руководитель как лидеры.

Требования к компетентности:

- знать психологические особенности руководства и лидерства;

- уметь определять понятия: "лидерство", "лидер", "руководство", "стиль лидерства";

- знать тендерный аспект лидерства и руководства;

- уметь анализировать проявление различных стилей руководства и лидерства, использовать эти знания и умения для решения практических задач.

Тестовый контроль

1. Лидерство - это:

а) высокий уровень развития межличностных отношений в груп­пе, проявляющийся в общих ценностях, стремлениях, действиях.

б) отношения доминирования и подчинения, влияния и следо­вания в системе межличностных отношений в группе;

в) устойчивая черта личности, выражающая собой потребность одного человека в обладании властью над другими людьми.

2. Лидер - это:

а) лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия;

б) высшая ступень развития живых организмов на Земле, наи­более общее понятие для обозначения отдельного представите­ля вида homo sapiens;

в) отдельное человеческое существо, единство социального и биологического, в котором определяется уникальное сочета­ние генетически запрограммированного и социально приобре­тенного.

3. Руководство - это:

а) процесс непосредственного или опосредованного воздей­ствия субъектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь;

б) оказание влияния на поведение членов группы индивидом, имеющим соответствующие официальные полномочия;

в) сильное и относительно кратковременное эмоциональное со­стояние, связанное с резким изменением жизненных обстоя­тельств.

4. Стиль лидерства - это:

а) типичная для конкретного лидера система приемов оказания влияния на других членов группы;

б) отсутствие взаимопонимания между людьми, являющееся следствием того, что одно и то же явление имеет для них раз­ный смысл;

в) психологические препятствия на пути адекватной передачи информации в процессе общения.

5. Согласно "Теории черт" лидером является:

а) человек с более высоким уровнем активности, участия, вли­яния в решении данной задачи, чем у других членов группы;

б) человек, который обладает определенным набором личност­ных качеств;

в) человек, управляющий процессом организации межлично­стных отношений в группе.

6. К теориям происхождения лидерства не относится:

а) теория черт;

б) харизматическая теория;

в) ситуационная теория лидерства;

г) феноменологическая теория лидерства.

7. Совокупность определенных психологических качеств, личност­ных черт, благодаря которым человек становится лидером, называется (дословный перевод - "благодать"):

а) популярностью;

б)либидо;

в) харизмой.

8. К основным видам лидерства не относится:

а) консервативный;

б) демократический;

в) либеральный;

г) авторитарный.

9. Деловой лидер:

а) побуждает группу работать ради достижения целей;

б) учитывает, в первую очередь, личные и социальные потреб­ности ее членов;

в) имеет единоличную власть в принятии групповых решений;

г) все ответы верны.

10. Какие выделяют параметры для сравнения лидерства и руковод­ства:

а) основная функция;

б) условия возникновения;

в) привлекательность членов группы.

Наши рекомендации