Помощь лицам, пережившим насилие в семье
ISBN 5-9268-0298-9
Настоящее пособие посвящено анализу особенносте'й психологической реабилитации лиц, переживших внутрисемейное насилие. Рассмотрены причины и психологические последствия различных форм насилия в отношении детей и женщин. Обоснованы современные технологии и методы терапевтической работы с лицами, пережившими насилие в семье. Большое внимание уделяется индивидуальному сопровождению жертв насилия, а также групповым методам, включая инновационные арт-терапевтические технологии. В приложениях пособия собраны практические материалы, которые могут быть использованы специалистами широкого профиля. В представленных материалах отражен практический опыт работы отечественных и зарубежных специализированных социальных служб, кризисных центров и групп самопомощи.
Пособие адресовано специалистам социальных учреждений, социальным работникам, студентам и аспирантам факультетов социальной работы, социологии и психологии, а также широкому кругу лиц, интересующихся данной проблемой.
ББК 88.492
© Коллектив авторов, 2004
© Издательство «Речь», 2004
© Борозенец П. В. (оформление), 2004
ISBN5-9268-0298-9
Оглавление
Введение...................................................................................................................... 5
Раздел 1.ПОМО1ЦЬЛИЦАМ,ПЕРЕЖИВШИМНАСИЛИЕВСЕМЬЕ.. 7
1.1. Экстренная психологическая помощь при острой травме насилия
и посттравматическом стрессе....................................................................... 7
Индивидуальное консультирование................................................ Ю
Групповая посттравматическая интервенция........................... 19
1.2. Помощь жертвам насилия в форме длительного психологического
сопровождения.................................................................................................. 22
Метод психодрамы............................................................................. 27
Арт-терапия......................................................................................... 29
1.3. Компетентность как условие эффективности психологической
работы с жертвами насилия.......................................................................... 30
Раздел 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ,
ПЕРЕЖИВШИХНАСИЛИЕВСЕМЬЕ.................................................... 41
2.1. Жестокое обращение с детьми.................................................................... 41
Пренебрежение основными интересами и нуждами ребенка... 42
Физическое насилие............................................................................ 44
Психологическое (эмоциональное) насилие.................................. 48
Сексуальное насилие........................................................................... 52
2.2. Технологии оказания психологической помощи детям — жертвам
насилия................................................................................................................ 60
Первичная беседа................................................................................. 60
Групповая терапия.............................................................................. 65
Предварительная подготовка детей к групповой работе...... 70
Предварительная подготовка взрослых к групповой работе.. 71
Организация работы группы детей и их родителей................ 75
Принципы работы психотерапевтов с детьми,
пострадавшими от насилия...................................................... 78
Арт-терапевтические технологии работы с детьми,
пострадавшими от внутрисемейного насилия.................... 79
Песочная терапия................................................................................ 85
2.3. Опыт психологической работы с детьми — жертвами насилия
в службе социальной скорой помощи «Ребенок в опасности»
(г. Санкт-Петербург)........................................................................................ 89
Раздел 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЖЕНЩИН,
ПЕРЕЖИВШИХНАСИЛИЕВСЕМЬЕ................................................... 116
3.1. Насилие в отношении женщин: причины и следствия........................ 116
Оглавление
Введение
3.2. Индивидуальное психологическое сопровождение женщин—
' жертв насилия................................................................................................... 128
3.3................................................................................................................................ Групповые методы реабилитации женщин, пострадавших от внутрисе
мейного насилия.............................................................................................. 132
Раздел 4. ПРИЛОЖЕНИЯ................................................................................. 139
Программа групповой терапии детей, пострадавших от внутрисе
мейного насилия.............................................................................................. 139
Рекомендации по работе с группами для предупреждения насилия...... 141
Руководства для педагогов по поддержке ребенка в классе вслед за
.149 |
раскрытием случая насилия......................................................................... 144
Список использованной литературы
В течение ряда десятилетий проблема семейного насилия не только не была предметом комплексного междисциплинарного исследования, но и не рассматривалась через призму общественного мнения. Сегодня не только специалисты социальных служб, но и школьные учителя, родители, работники различных образовательных, медицинских учреждений становятся потребителями специализированной литературы по данной проблеме.
В данном пособии сделана попытка обобщения разрозненной информации по проблеме психологического сопровождения жертв насилия, представленной в большей степени в зарубежной литературе.
По данным статистики от разных форм насилия в большей степени страдают дети и женщины, которые стали объектом рассмотрения данного учебного пособия. Обоснование методов психотерапевтической практики оказания помощи выделенной группе строится на диагностике последствий насилия, анализе глубины эмоционального потрясения и прогнозе его отдаленных последствий. Большое внимание уделяется особенностям консультативного процесса, который рассматривается поэтапно с рядом методических указаний и комментариев. Эти разделы полезны, в первую очередь, начинающим консультантам и социальным работникам.
Большое внимание в предлагаемом издании уделяется методам когнитивно-поведенческого подхода: арт-терапии, драмотерапии, которые могут быть использованы как в индивидуальной, так и в групповой форме консультирования. Индивидуальная работа предпочтительна для клиентов, склонных скрывать от окружающих свои трудности, категорически отказывающихся работать в группе, а также для тех, кто не способен участвовать в групповой дискуссии, заторможен или обладает трудным характером. Часто после индивидуального консультирования предлагается групповая работа для укрепления навыков ненасильственного общения и уверенности в себе.
Психологическое сопровождение при посттравматическом расстройстве и глубоком личностном переживании семейной драмы требует серьезной профессиональной подготовки в области психологического консультирования и психотерапии. Компетентность консультанта рассматривается как важнейшее условие эффективности оказания психологической помощи жертвам насилия.
Введение
Несомненный интерес у специалистов может вызвать анализ опыта работы специализированной службы срочной социальной помощи «Ребенок в опасности». При достаточно общей типологии проблем представлен широкий спектр возможностей решения задач оказания психологической помощи на основе комплексного подхода, где организационные и психологические методы являются ведущими.
В приложениях пособия представлены практические материалы, которые могут быть использованы специалистами широкого профиля. В данных материалах отражен практический опыт работы отечественных и зарубежных специализированных социальных служб, кризисных центров и групп самопомощи.
Для предотвращения семейного насилия требуется кропотливая просветительская работа среди населения для повышения общего уровня психологической культуры, формирования социальных установок неприемлемости насильственных форм поведения. Авторский коллектив надеется, что данная работа станет одним из указателей пути, ведущего к гармонии человеческих чувств и отношений.
Пособие адресовано специалистам социальных учреждений, социальным работникам, студентам и аспирантам социальных факультетов, а также широкому кругу лиц, интересующихся данной проблемой.
Раздел 1
ПОМОЩЬ ЛИЦАМ, ПЕРЕЖИВШИМ НАСИЛИЕ В СЕМЬЕ