Раздел 1. Помощь лицам, пережившим насилие в семье


Экстренная психологическая помощь при острой травме насилия...




напряжения, связанного с обращением к травматическому опыту. Кли­ент может плакать, гневно высказываться, одним словом, делать все, что не связано с угрозой собственной жизни и здоровью. Специалист также эмоционально вовлечен в обсуждение. Рационализация, интел­лектуализация предмета обсуждения неуместна при этом стиле общения. Однако в исключительных случаях допускается смена стиля взаимодействия на какое-то время.

Эффективность индивидуального консультирования или приемы профессионального общения во многом определяются особенностя­ми межличностного общения, для которых характерны разные «уров­ни давления» [11,40, 51].

Уровень минимального давления на клиента, или «следование за клиентом», предполагает создание условий для исповеди клиента. Эта цель достигается с помощью таких приемов, как «молчание», «свя­зывание», техник «активного слушания» (повторение последних слов собеседника, перефразирование, уточняющие вопросы, резюмиро­вание, вербализация эмоционального состояния), «отражения чувств» и т. д.

Следующие уровни межличностного давления или психологического вмешательства ставят задачу ведения клиента, при котором специалист расширяет или сужает предмет обсуждения с помощью вопросов, уточ­няя запрос потерпевшего, выясняет мысли, чувства и ощущения клиента в связи с предметом обсуждения. Этап инструктирования представляет собой активные высказывания специалиста с целью информирования клиента, рекомендации и интерпретации.

В случае нарушений клиентом норм взаимодействия может быть использовано требование в качестве эффективной формы межлично­стного давления.

Чем более глубинным является сопровождение жертвы насилия, тем выше должен быть представлен уровень следования за клиентом и ве­дения его. Так, в работе психотерапевта первый и второй уровни долж­ны занимать две трети сессии (примерно тридцать минут), а одна треть (около пятнадцати минут) — инструктирование. При взаимодействии с потерпевшим юриста, медицинского работника соотношение явля­ется противоположным: одна треть времени отводится активному слу­шанию и ведению клиента и две трети времени — инструктированию. Для психолога и социального работника соотношение времени на вы­слушивание и психологическую интервенцию находится посередине и зависит от задач конкретной беседы.

Процесс кризисной интервенции заключается в том, чтобы создать условия для работы над проблемой, а не решить ее. Многие проблемы, возникающие в кризисе, невозможно решить, находясь в нем. Важным условием достижения результата данного этапа психологической помо­щи становится владение консультантом различными приемами про­фессионального воздействия, включая психотерапевтические проце­дуры для повторного проживания клиентом травматического события и отреагирования эмоций.

Психотерапевтические техники для повторного проживания клиентом травматического события и отреагирования эмоций

Техника «Письмо»

Это достаточно эффективный терапевтический инструмент в ра­боте с жертвами насилия, т. к. многие люди предпочитают такую форму общения беседе лицом к лицу и могут писать о себе более откровенно, чем говорить. Несмотря на то что письменная терапия может быть успешной, клиент должен иметь возможность попро­сить об индивидуальной беседе.

Так же как и при индивидуальных беседах, важное значение име­ет детальное структурирование процедуры написания письма. Пись­мо пишется воображаемой ручкой на воображаемой бумаге и прого­варивается вслух. Письмо начинается обычным приветствием «Здравствуй...» и заканчивается подписью автора. Важно, чтобы кли­ент понимал, что он может выразить абсолютно все своя чувства, без ограничений. Задача клиента описать его проблему настолько де­тально, насколько это возможно. В то же время акцент на анализе поведения должен быть преобладающим. Часто после написания письма клиент начинает ощущать себя сильным, готовым противо­стоять жизненным трудностям.

Наши рекомендации