Упражнения, направленные на развитие концентрации внимания
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ
УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ И САМОКОНТРОЛЯ
Для формирования произвольности и самоконтроля необходимо прежде всего развивать у детей понимание цели деятельности (что сделать), программы деятельности (как сделать), значимых условий деятельности (разбить программу на этапы), умение исправлять ошибки (самоконтроль). В первое время можно использовать образцы, эталоны, проговаривание ребенком всех действий вслух. Оптимальны для развития произвольности подробные инструкции, подразумевающие постепенное формирование способности к построению собственной программы.
«Черепаха»
У одной стены комнаты встает воспитатель, у другой - дети. По сигналу взрослого дети, не останавливаясь и не спеша, изображая маленьких черепашек, начинают медленное движение на четвереньках к противоположной стене. Через 2-3 минуты воспитатель подает сигнал, по которому все участники останавливаются. Побеждает тот, кто оказался последним. Упражнение можно повторять несколько раз, затем обсудить с группой трудности при выполнении задания.
«Кричалки-шепталки-молчалки»
Для проведения упражнения необходимо приготовить три силуэта ладони сигналы - из разноцветного картона: красного, желтого, синего. Когда ведущий поднимает красную ладонь - «кричалку», это означает, что можно бегать, кричать, шуметь; желтую ладонь - «шепталку» - это уже сигнал к тому, что нужно тихо передвигаться и перешептываться; синюю ладонь - «молчалку» - следует замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивается игра «молчалкой». После того как дети в конце игры лягут на пол, включается спокойная музыка.
«Говори!»
Воспитатель задает вопросы, дети отвечают только тогда, когда дается команда: «Говори!».
«Царевна Несмеяна»
Один из участников садится в центр круга, остальные должны постараться рассмешить его. Ребенка, сидящего в центре, можно условно называть Царевной Несмеяной. Выигрывает тот, кто дольше других сумел продержаться, не засмеявшись. Чтобы избежать затягивания упражнения, назначается предельное время пребывания в роли Царевны Несмеяны.
?«Шалуны»
Воспитатель по сигналу (удар в бубен, колокольчик и т.д.) предлагает детям пошалить: бегать, прыгать, кувыркаться. По второму сигналу все шалости прекращаются. Упражнение повторяется несколько раз.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЭЛИМИНАЦИИ АГРЕССИВНОСТИ И ИМПУЛЬСИВНОСТИ
«Крик в пустыне»
Участники садятся в круг, скрестив ноги по-турецки, и по сигналу воспитателя начинают громко кричать. При этом необходимо наклоняться вперед, доставая руками и лбом до пола.
«Каратист»
Участники образуют круг, в центре которого на полу лежит физкультурный обруч. Один из участников встает в обруч и превращается в «каратиста», выполняя резкие движения руками и ногами.
Остальные дети, чтобы помочь игроку выплеснуть агрессивную энергию, вместе с воспитателем хором произносят: «Сильнее, еще сильнее...».
«Рубка дров»
Каждый участник, выполняя задание, должен представить себе, что он рубит дрова, т.е. пантомимой изображает действия: ставит чурку на пень, высоко поднимает топор и с силой опускает его на чурку. Вся кий раз, опуская топор, о должен громко выкрикнуть: «Ха!», затем поставить перед собой следующую чурку и рубить вновь. Через 2 минуты каждый участник говорит, сколько чурок разрубил дровосек.
УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ
«Чайничек с крышечкой»
Игроки, сидя на стульях, образуют круг. Каждый пропевает песенку:
Пар идет с дырочки, дырочка - в шишечке, шишечка - на крышечке, крышечка - на чайничке, сопровождая ее жестами.
Чайничек (вертикальные движения ребрами ладоней).
Крышечка - на чайничке (левая рука складывается в кулак, правая - ладонью делает круговые движения над кулаком),
Шишечка - на крышечке (вертикальные движения кулаками),
Дырочка - в шишечке (указательный и большой пальцы обеих рук делают колечки),
Пар идет с дырочки (указательными пальцами рисуются спиральки).
При последующем повторении песенки одно слово нужно поменять на «гу-гу-гу!», жесты сохраняются.
Гу-гу-гу!
Крышечка - на чайничке. И т.д.
«Кто летает?»
Дети, сидя на полу, образуют полукруг, воспитатель называет предметы. Если предмет летает, дети поднимают руки, если не летает - руки опущены. Когда воспитатель сознательно ошибается, тот игрок, что не удержался, платит фант. Выкупает он его в конце игры, выполнив какое-либо задание.
«Чужие колени»
Дети, сидя на стульях, образуют тесный круг. Каждый участник должен положить свои руки на колени соседей, т.е. правую руку на левое колено соседа справа, левую - на правое колено соседа слева. В результате на коленях у каждого участника оказываются руки его соседей по кругу.
Разобравшись с этим условием, можно приступать к выполнению упражнения, суть которого заключается в том, чтобы руки хлопали по коленям соседей последовательно, не обгоняя друг друга. Задание не такое простое, как кажется, поскольку все руки покоятся на чужих коленях и нужно внимательно следить, когда очередь дойдет до собственной руки, а не до собственного колена. Упражнение требует постоянной сосредоточенности. Как только сосредоточенность снижается, участник ошибается. Тот, кто ошибся, убирает руку, которой была совершена ошибка.
«Сантики-фантики-лимпопо»
Доброволец выходит за дверь. Его задача угадать, кто ведущий в круге, т.е. с кого начинается движение. Договорившись, кто будет задавать характер движения, участники начинают двигаться по кругу, громко повторяя словосочетание: «сантики-фантики-лимпопо».
Примечание. Лучше, если дети будут повторять движения впереди идущего, а не смотреть на того, кто задает ритм. «Разгаданный» ведущий выходит за дверь.
«Запаздывающие движения»
Игроки образуют линию, глядя в затылок друг другу. Первым стоит ведущий. Он выполняет несложные движения, делая между ними паузу. Ребенок, стоящий за его спиной, повторяет движения, но с опозданием на одно. Так, если ведущий делает второе движение, то стоящий за ним выполняет первое. Третий ребенок тоже запаздывает на одно движение, но относительно второго игрока. И т.д.
Когда первое движение ведущего доходит до последнего играющего, ведущий меняется.
«Считалочки-бормоталочки»
По просьбе воспитателя дети повторяют фразу: «Идет - бычок - качается». В первый раз произносят вслух все три слова, во второй раз вслух только «идет - бычок», а слово «качается» про себя, хлопая при этом один раз в ладоши. В третий раз вслух произносят только слово «идет», а слова «бычок - качается» про себя, сопровождая каждое слово хлопком в ладоши. В четвертый раз все три слова произносят про себя, заменяя их тремя хлопками. Итак, это будет выглядеть следующим образом:
Вариант 1
1. Идет - бычок - качается.
2. Идет - бычок - хлопок.
3. Идет - хлопок - хлопок.
4. Хлопок - хлопок - хлопок.
Вариант 2
1. Ехал - грека - через - реку.
2. Ехал - грека - через - хлопок.
3. Ехал - грека - хлопок - хлопок.
4. Ехал - хлопок - хлопок - хлопок.
5. Хлопок - хлопок - хлопок - хлопок.
Вариант 3
1. Подарил - утенку - ежик - пару - кожаных - сапожек.
2. Подарил - утенку - ежик - пару - кожаных - хлопок.
3. Подарил - утенку - ежик - пару -хлопок - хлопок.
4. Подарил - утенку - ежик - хлопок -хлопок - хлопок.
5. Подарил - утенку - хлопок - хлопок -хлопок - хлопок.
6. Подарил - хлопок - хлопок - хлопок -хлопок - хлопок.
1. Хлопок - хлопок - хлопок - хлопок -хлопок - хлопок.
«Костер»
Дети садятся на пол вокруг «костра» и выполняют соответствующие команды воспитателя. По команде «Жарко!» отодвигаются от «костра», по команде «Руки замерзли!» протягивают руки к «костру», по команде «Ой, какой большой костер!» встают и машут руками, по команде «Искры полетели!» хлопают в ладоши, по команде «Костер принес дружбу и веселье!» берутся за руки и ходят вокруг «костра». Вторично роль ведущего поручают ребенку.