Упражнения, направленные на увеличение объема внимания

Упражнение № 9.

На словесном материале

Занятие проводится коллективно и включает в себя элемент соревнования. Детям предлагается по сигналу "Внимание!" фиксировать взглядом середину экрана и постараться прочесть предъявляемый на короткое время (не превышающее 0,5 сек) материал и записать его. При этом детям сообщается, что если они записали правильно больше 5 букв в двух самых длинных словах, то они выиграли (в процессе тренировок необходимый объем увеличивается), если меньше, то проиграли. Выиграв­шие получают какой-либо приз.

Оборудование:

эпидиаскоп, слайды следующего содержания:

Задание № 1.

Бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв, например:

РБВЛ ЖКПРЧ

кптнсд дпв

БМДРКЛФ

стпцгвдк

МВПКШЛЧБХ

ктмц дзнтк

ШРВТБЧ

шгс мвхштсг

ЖГВПРМТК БРНЦДКСЧГ

Всего 14 слайдов — два разных набора по 7. 138

Задание .№ 2.

Знакомые слова родного языка, содержащие от 4 до 16 букв, например:

Стол, чашка, машина, конфета, карандаш, телевизор, магнитофон, мотоциклист, коман­дировка.

Ваза, плита, солнце, чернила, пистолет, спектакль, автомобиль, конструктор, велоси­педист.

Всего 18 слайдов — два разных набора по 9.

Задание № 3.

Предложения, содержащие от 5 до 16 букв, например:

Я бегу Дай мне Дым идет Двор чист Что делать Ученье свет Все по колено Работа не волк Счастье в труде

Что ты Я плыву Лень мне Один — воин Птица поет Делу — время Вода в решете Слово — серебро Всем не угодишь

Всего 18 слайдов — два разных набора по 9.

Слайды каждого задания показываются в порядке возрастания количества букв. На занятии можно использовать цд. одно задание из этой серии, так и 2 или 3. Содержание заданий может меняться в зависимости от подготовленности детей их возрастных и индивидуальных особенностей.

включают числа от 1 до 9, затем их количество доводится до

5), расположенные в случайном порядке.

Упражнение № 10.

На цифровом материале

Задание, приведенное ниже, рассчитано на индивидуальное применение, поэтому если оно включено в работу группы уча­щихся, то удобнее разбить ее на тройки и провести в виде сюжетно-ролевой игры. Каждому из играющих присваивается определенная роль: "учитель", "ученик", "контролер" — со сменой ролей по кругу. "Ученик" сидит за столом, и "учитель" показывает ему таблицы в порядке их номеров: 1, 2, 3, 4, Смена таблиц производится по мере окончания работы с предыдущей таблицей. Перед предъявлением таблицы 1 "учи­тель" сообщает инструкцию: "Сейчас я буду показывать после­довательно, друг за другом 4 таблицы с числами. (Числа раз­бросаны в таблице в беспорядке.) Как только я покажу пер­вую таблицу, нужно как можно быстрее находить в ней числа в порядке возрастания, начиная с единицы: 1, 2, 3, 4 и т.д. Ты должен показывать их указкой и называть вслух, громко и четко".

"Контролер" при помощи секундомера фиксирует время счета по каждой таблице отдельно, а также количество допущенных ошибок (по возможности). Как показывает практика, желатель­но, чтобы первичное применение задания производилось все же в индивидуальном порядке, и лишь когда дети освоятся с его содержанием, предложить им его в качестве игры.

Оборудование:

Секундомеры, указки, 4 цифровые таблицы с числами (количество используемых цифр изменяется по мере увеличения объема внимания от занятия к занятию. Первично же таблицы

Игра "Пуговица"

Другим упражнением, направленным на увеличение объема внимания, является игра "Пуговица" (ее описание см. в разде­ле "Низкий уровень развития произвольности").

Упражнение № 11.

Прочитайте вслух небольшое предложение. Чтение сопро­вождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов.

Можно провести это упражнение в качестве соревнования. кто правильно сосчитал, тот и выиграл. Выигравшие получ» ют, например, красный кружок. Так как на занятии лучщр играть несколько раз, подсчет выигрышей проводится в конца занятия и победители как-нибудь поощряются.

В процессе занятий количество предложений, используемых в тексте, увеличивается.

Упражнение № 12.

Данное упражнение используется как для индивидуальной так и для коллективной работы. При этом можно пользоваться индивидуальными таблицами или двумя слайдами и эпидиа­скопом.

Возможны три варианта работы:

а) с таблицей № 1;

б) с таблицей № 2;

в) с обеими таблицами (сначала с таблицей № 1, а после перерыва в 10 минут с таблицей № 2).

Время работы ограничено: с таблицей № 1 - 3 мин, с табли­цей № 2 - 7 минут.

Учитель сообщает детям: "Перед вами таблица, в которой расположены в беспорядке числа от 1 до 25. Всего в таблице, 16 чисел, значит, 9 пропущено. У вас имеется листок, на ко­тором напечатан ряд чисел от 1 до 25. Вы должны отыскать в таблице числа по порядку, начиная с 1. Если вы не найдете в таблице какое-то число, вычеркните его в листке с числами. Исправления не допускаются, старайтесь работать без оши­бок".

Аналогичная работа проводится и с таблицей № 2, только коли­чество чисел немного увеличено: используется 25 чисел, а диапа­зон — от 1 до 30.

В результате занятий при получении хороших ответов диа­пазон применения чисел может быть существенно расширен:

до 40 и даже до 70, количество же можно оставить неизмен­ным — 25 чисел, т.е. таблица из 25 ячеек.

Таблица № 1

Таблица № 2

Упражнение № 13. "Усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания"

Занятие может проводиться как коллективно, так и индивиду­ально. Перед началом работы детям сообщается задание: "Перед вами на листке ряд перепутанных линий. Каждая из них начи­нается слева и заканчивается справа. Ваша задача — просле­дить каждую линию слева направо и в той клетке, где она за­канчивается, проставить ее номер. Начинать нужно с первой линии, затем перейти к линии 2 и т.д. до конца".

Первоначальное количество линий, предлагаемое ученикам, зависит от уровня их подготовки. Практика показывает, что обычно это 5-8 линий. Сначала можно разрешить детям помогать себе пальцами или карандашом, переходя, по возможности, к слежению только глазами на последующих занятиях. Как только предлагаемое количество линий будет "распутано" ребенком быстро и без помощи подручных средств, их число должно быть увеличено.

Работа с этим упражнением может вестись в двух вариантах:

— без ограничения времени (тогда тот, кто выполнил зада­ние, поднимает руку и учитель записывает его время в индивидуальный бланк, который ведется постоянно, q„ дает возможность сравнить полученное время с предыдущим);

— с ограничением времени (т.е. учитель дает команду "Стоп!", и все одновременно заканчивают работу). Интервал устанавливается в зависимости от подготовленности детей и их возраста.

Результаты обрабатываются следующим образом. В варианте с ограничением времени обработка сводится к подсчету числа правильно прослеженных линий (количества ошибок и числа линий, оставшихся непрослеженными); в варианте без ограничения времени добавляется еще и время выполнения задания. В этом случае рассчитывается показатель успешности выполнения задания (У):

Упражнения, направленные на увеличение объема внимания - student2.ru

где Т — время выполнения задания (мин), Уд — данное количество линий, Vnp — количество правильно прослеженных линий.

Оборудование: секундомеры, специальные бланки "Перепу­танные линии":

Упражнения, направленные на увеличение объема внимания - student2.ru

Это упражнение можно провести в виде занимательного ма­териала. Например, вместо клеток использовать животных (членов семьи и т.д.), от которых идут перепутанные линии к еде (детям, игрушкам, подаркам и т.д.), т.е. необходимо опре­делить, кто что кушает, кто во что играет, у кого какие подар­ки и т.д.

Упражнение № 14. "Усиление концентрации слухового внимания"

Для этого очень удобно проводить арифметические диктан­ты, однако смысл его заключается в том, что каждое задание состоит из нескольких действий.

Например, учитель сообщает:

"Сейчас я буду вам читать арифметические задачи. Вы должны решать их в уме. Получаемые вами числа также надо держать в уме. Результаты вычислений за -пишите только тогда, когда я скажу: "Пишите!"

Само содержание задач зависит от возраста детей, их подго­товленности, а также от программного материала.

Приведем некоторые из них:

1 класс — "Даны два числа: 6 и З... Сложите первое число и второе... и от полученного числа отнимите 2... Затем отнимите еще 4... пишите!.." (ответ: 3)

"Даны два числа: 15 и 23... Первую цифру второго числа прибавьте к первой цифре первого числа... отними -те от полученного числа 2, а теперь прибавьте 7... Пишите!.." (ответ: 8)

2 класс — "Даны. два числа: 27 и 32... Первую цифру второго числа умножьте на первую цифру первого числа... и от полученного произведения отнимите вто -рую цифру второго числа... Пишите!.." (ответ: 4)

"Даны. два числа: 82... и 68... К первой цифре второго числа прибавьте вторую цифру первого числа... и полученную сумму разделите на 4... Пишите!.." (ответ: 2)

3 класс — "Даны два числа: 54... и 26... Ко второй цифре первого числа прибавьте вторую цифру второго числа... и полученную сумму разделите на первую цифру второго числа... Пишите!.." (ответ: 5)

"Даны два числа: 56... и 92... Вторую цифру первого числа разделите на вторую цифру второго числа... По -лученное частное умножьте на первую цифру второго числа... Пишите!.." (ответ: 27)

В подобные упражнения можно ввести игровой момент: фокус­ника и мага, который может отгадывать числа — '"Загадай. число... прибавь к нему 5, теперь отними 2... отними то число, которое ты задумал... и умножь полученную разницу на 4... У тебя получилось..."

Приведенные упражнения позволяют удерживать и концент­рировать внимание, причем получаемые данные могут свиде­тельствовать о медленной включаемости в работу (при непра­вильном решении первых заданий и правильном решении пос­ледующих) или о быстрой истощаемости внимания, неспособ­ности сохранить его концентрацию (при правильном решении первых заданий и неправильном решении последующих), что позволяет учителю корректировать свою работу в зависимости от получаемых результатов.

Упражнение № 15.

Школьникам предлагается без ошибок переписать следующие строчки:

а) АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА

ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТА

б) ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА КЛАТИМОР

в) РЕТАБРЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА ФИЛЛИТАДЕРРА

г) ГРУММОПД

д) ВАТЕРПРООФЕТТА

СЕРАФИННЕТАСТОЛЕ ЕММАСЕДАТОНОВ

е) ГРАСЕМБЛАДОВУНТ

ж) ГРОДЕРАСТВЕРАТОНА

ХЛОРОФОНИМАТА ДАРРИСВАТЕНОРРА

з) ЛАЙОНОСАНДЕРА

и) МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНТАЛИ ТЕЛИГРАНТОЛЛИАДЗЕ

к) МАЗОВРАТОНИЛОТОЗАКОН

л) МУСЕРЛОНГРИНАВУПТИМОНАТОЛИГР АФУНИТАРЕ

м) АДСЕЛАНОГРИВАНТЕБЮДАРОЧАН

н)БЕРМОТИНАВУЧИГТОДЕБШОЖАНУЙМ СТЕНАТУРЕПВАДИОЛЮЗГЛНИЧЕВЯН

о) ОСТИМАРЕ

Упражнение № 16.

Концентрация внимания и достаточно долгое удержание со­средоточенности достигается в играх-соревнованиях. Перед учащимися ставят цель внимательно рассмотреть предлагае­мые предметы. В течение одной - двух минут показывают несколько из них (например, карандаши, запонки, бусы, ручки и др.). Затем их закрывают и предлагают ребятам подробно описать каждый предмет, его величину, цвет. Эту ^g игру можно проводить с участием самих ребят, т.е. рассматривать непосредственно своих товарищей и отмечать, какие из­менения произошли в их одежде, их расположении и т.д. Еще один вариант — предложив рассмотреть несколько предметов затем, после того как дети закроют глаза, убрать некоторые из них, поменять местами или, наоборот, добавить. Таким обра­зом подобное упражнение открывает широкое поле для твор­ческого воображения учителя.

Упражнение № 17.

Для тренировки переключения внимания используются уп­ражнения, имеющие в основе своей тест "Красно-черные таб­лицы" (см. раздел Психодиагностические методики, методика "Красно-черная таблица").

Для занятия используются таблицы с числами черного и красного цвета, порядок которых постоянно меняется. Поря­док же работы остается неизменным:

1 этап — рассмотреть таблицу и найтипо порядку все числа черного цвета от 1 до 12;

2 этап — рассмотреть таблицу и найти все числа красного цвета вобратном порядке от 12 до 1;

3 этап — необходимопоочередно искать числа черного цвета в прямом порядке от 1 до 12, а числа красного цвета в обратном порядке от 12 до 1. После того, как у ребенка будут удовлетворительные резуль­таты по предложенному выше количеству цифр, их число можно увеличить сначала до 16 (и тех и других), а затем до 24 (т.е. черные — от 1 до 24, красные — от 24 до 1).

Это же задание можно модифицировать, заменив ци4эры буквами. Например, черные буквы нужно выписать в алфавитном порядке, а красные в обратном. Поскольку это задание сложнее предыдущих, то использовать его желательно после того, как дети хорошо научатся справляться с числовы­ми вариантами, сама же таблица должна состоять не более чем из 9-16 ячеек (т.е. количество черных букв не превышает 8, а количество красных — 7).

Когда дети достигнут значительных успехов в работе с вышеописанными таблицами, задание можно усложнить.

Дети должны находить на предлагаемой им таблице крас­ные и черные числа попеременно и записывать только буквы, соответствующие этим числам, причем красные числа нужно находить в убывающем порядке, а черные — в возрастаю­щем. Первые предлагаемые таблицы должны содержать не более 13 черных пар чисел — букв и 12 красных пар чисел — букв. Работа идет таким образом:

Красная цифра 12, пишем букву Р, потом черная цифра 1, пишем букву В, далее красная цифра 11, пишем буквуИ,черная цифра 2, пишем букву Н...

Таблица к заданию "Красно-черные пары"

3-А 11-И 4-С 6-Г 10-Б
fr-fc ;^ /I 0"" 1т1 8-Е 2-Н 9-К 4-Ф
    1-В 8-4 | 8-М 7-Н:
7-Ф 5-Б 11-Л 2-Т 10-Е
9-А Зт/" ••-сь 1-В 6-Х 12-И

При успешной работе детей количество пар может быть увеличено до 24 красных пар чисел — букв и 24 черных пап чисел — букв.

Наши рекомендации